Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Закрома Родины»
Индустрия растительных масел: продукция из Индонезии и тема пальмового масла
Рубрика: Проект «Закрома Родины»
Автор публикации: Светлана Клепикова
Опубликовано: 10/07/2018 15:43
Индустрия растительных масел: продукция из Индонезии и тема пальмового масла
Тему пальмового масла в России многие считают «скользкой» потому, что вокруг нее много противоречивой информации. Попробуем разобраться.
Корреспондент «Первого национального» задал вопросы Григорию Рябцеву, директору по продажам компании «Palmole Oleo Indonesia», руководителю российского направления Совета по пальмовому маслу Индонезии, специальному представителю Совета развитию внешней торговли и международных экономических отношений Российской Федерации в Индонезии.
– Совет, в который входят Ассоциация производителей пальмового масла Индонезии (GAPKI), Ассоциация индустрии растительных масел Индонезии (GIMNI) и ряд других организаций, имеет солидную историю. В России же его представительство начало работу только в прошлом году. Что за этот год удалось сделать?
– Действительно, российское направление Совета по пальмовому маслу Индонезии начало свою деятельность в августе 2017 года. Открытие состоялось в Москве в присутствие Министра торговли Индонезии Энггартиасто Лукита и Посла Индонезии в России Вахида Суприяди.
Основными направлениями деятельности является просвещение потребителей о свойствах и функциях пальмового масла и его фракций, увеличения объемов продажи на рынке России и СНГ и противодействие «негативной кампании», вводящей в заблуждение относительно масла.
В настоящее время ведется подготовка к приезду журналистов ведущих российских СМИ в Индонезию. Планируется посещение основных производителей пальмового масла на Суматра и Калимантане с целью показать реальное производство масла и условия работы.
Также в начале августа будет проходить Российско-индонезийский бизнес-форум, куда приглашены ведущие потребители и переработчики пальмового масла России, а также представители научных кругов. Во время форума будут обсуждаться вопросы совместной работы по распространению достоверной информации относительно свойств пальмового масла.
Помимо этого, ведется работа по синхронизации просветительской деятельности в России и странах Европы.
– Индонезия – является страной, входящей в состав основных мировых поставщиков пальмового масла. Каковы объемы производства продукции, в какие страны и в каких объемах ведутся поставки? Каковы объемы поставок в Россию?
– Да, Индонезия основной производитель и поставщик пальмового масла. Если под пальмовым маслом подразумевать не только сырое пальмовое масло, но и его фракции, в том числе, и пальмоядровое масло, то производство в Индонезии растет. Так, в 2015г. произведено 35.5 млн. т, в 2016г. – 34.5 млн. т (производство масла несколько сократилось в связи с El Nino – это климатическая аномалия), в 2017г. – 41.9 млн. т и проекция на 2018г. – 46.3 млн. т.
Главными направлениями поставок пальмового масла из Индонезии является Индия и Европейский Союз, далее – Китай, Пакистан, страны Ближнего Востока, страны Африки. Россия и СНГ занимают седьмое место по объему поставок. На рынке США доминирует малазийское масло.
Россия по большей части закупает не сырое пальмовое масло, а его фракции, например, рафинированное дезодорированное отбеленное (РДО) пальмовое масло, заменители масложировой продукции (ЗМК) и различные кислоты. Большая часть российского рынка распределены между несколькими крупными импортерами. Основное назначение импорта России – производство маргаринов, спредов и других типов жиров.
– В Россию поставляется больше пальмового масла для пищевой промышленности или для технических целей?
– Вопрос поставлен несколько некорректно. Это достаточно распространенная в России ошибка считать, что бывает техническое либо пищевое пальмовое масло. Пальмовое масло – это общее название для более 20 фракций, производимых из этого масла. Например, такие фракции пальмового масла как РДО пальмовое масло или ЗМК применяется исключительно в пищевой промышленности, а стеариновая кислота или глицерин, который также производится из пальмового масла может применяться для производства химической продукции. Среди российского импорта превалируют фракции пальмового масла, предназначенные для пищевой промышленности.
– Как складываются отношения с российскими контролирующими органами? Есть ли у них претензии к индонезийскому пальмовому маслу? Соответствует производство масла нормативам экологической безопасности РФ?
– Пальмовое масло и его фракции производится в соответствии с международными стандартами, например, Codex Alimentarius (прим.ред.Кодекс Алиментариус — это свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам) по растительному маслу, в разработке которого участвовали и российские ученые. Рафинация и фракционирование производится на европейском оборудовании под контролем иностранных инженеров и специалистов. При каждом заводе имеется лаборатория, которая постоянно отслеживает качество производимого продукта.
Пальмовое масло на российский и другие рынки поставляется в соответствии со спецификациями, зафиксированными в контракте. Спецификации для российского и европейского рынка идентичны. Все поставляемое масло соответствует ГОСТам и требованиям страны назначения. Стандартной практикой является инспекция качества отгружаемого товара независимым экспертом. Это гарантирует уровень качества масла, заявленный в спецификации.
Многих смущает дешевизна пальмового масла. Стоимость пальмового масла и его фракций определяется, в первую очередь, высокой продуктивностью масличной пальмы – с 1га масличных пальм получается до 8–9т сырого пальмового масла в год, а, например, с 1га подсолнечного масла – 4–5т. Кроме этого, жировой состав пальмового масла позволяет производить его фракцинацию значительно дешевле других растительных масел.
– Являются ли предприятия Индонезии ответственными производителями? В 2016г. международная организация Amnesty International распространила информацию о том, что на плантациях используется детский нелегальный труд и те, кто покупает продукцию, тем самым, вносят свой вклад в эту негативную ситуацию.
– Производители пальмового масла в Индонезии в обязательном порядке подлежат сертификации. Что касается использование детского труда, отсутствия школ и т.д. – то это не соответствует действительности. Компании, владеющие плантациями масличных пальм, по закону обязаны обеспечить развитие местности, где находятся их плантации. К развитию местности относится строительство школ с обязательным посещением для детей включительно по девятый класс (его индонезийский аналог). Также строительство и обеспечение медпункта для всех близлежащих жителей. Стоит подчеркнуть, что медицинская помощь в Индонезии бесплатная. В Индонезии действуют жесткие нормы труда и минимальной оплаты, которым обязаны соответствовать все компании. Использование детского труда полностью запрещено.
Бизнес пальмового масла – это долгосрочные инвестиции. После высаживания саженцов масличной пальмы первые плоды можно получить только на третий год. Пик производительности достигается на 6–18 год. Средний срок жизни масличной пальмы – 20 лет. По этой причине, компании, работающие в этой сфере заинтересованы в выстраивании долгосрочных отношений с местными жителями, их обучению и поддержке их благосостояния.
– Есть информация, что при выращивании пальм применяются пестициды, которые затем попадают при переработке в продукт? Это соответствует действительности?
– Как и для большинства сельскохозяйственных культур при выращивании масличных пальм используют допущенные для этого пестициды и удобрения. Попадание пестицидов в конечный продукт исключено – производство масла осуществляется в соответствии с международными нормами и под постоянным контролем. В одном производственном цикле находится как масло, предназначенное для отправки в Европу, так и в страны третьего мира.
– Малайзия так же является производителем и поставщиком пальмового масла на мировой рынок, и в РФ. Как делится между Индонезией и Малайзией российский потребительский рынок? Насколько высок уровень конкуренции между странами? Какая часть пальмового масла в сегменте растительных других масел на российском рынке?
– На российском рынке поставки из Индонезии занимают более 70% всего объема. Основной рынок поставок из Малайзии – США и Канада. Уровень конкуренции между производителями из Индонезии и Малайзии достаточно высок. Многие малазийские компании имеют свои плантации в Индонезии либо работают с индонезийскими производителями. Это конкуренция позитивно сказывается на рынке в целом, снижая цены и повышая эффективность производств.
– Переработка пальмового масла ведется только на индонезийских предприятиях или есть подобные производства и на территории России?
– Производство сырого пальмового масла происходит исключительно на индонезийских заводах. Дело в том, что после сбора плодов масличных пальм их необходимо доставить в течении 24 часов на завод, где происходит и стерилизация и переработка в сырое пальмовое масло. После получения сырого пальмового масла его рафинируют и фракционируют на местных заводах либо специальными танкерами для перевозки растительных масел экспортируют в Европейские страны для дальнейшей переработки.
– Есть совместные российско-индонезийские предприятия по производству пальмового масло? Кто инвестирует в предприятия по производству масла? Есть ли среди них российские инвесторы?
– Российско-индонезийских заводов либо плантаций пальмового масла на рынке нет. Основными инвесторами, помимо местных компаний, выступает Япония, США и страны Европы. Вход на рынок пальмового масла для иностранных инвесторов ограничен. Например, с 2009г. действует мораторий на открытие новых плантаций масличных пальм.
– Спасибо за интервью.
Светлана Клепикова
Фото из архива Григория Рябцева
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Голицинский фестиваль и развитие отечественного виноделия
Дорогая наша рыба: что делать?
Конференция «РЫБА 2018. Технологии рыбопереработки и аквакультуры».
В поисках делового сотрудничества: итоги «Дней делового Крыма в Москве»
Российские инвесторы в Казахстане
История инвестиций «Русского Севера» в Казахстане или как работает институт защиты предпринимателей
Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики
Новые всходы на аграрной политической ниве