Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПроект «Предприниматели России и мира»


История ярославского предпринимательства в лицах


Рубрика: Проект «Предприниматели России и мира»

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/10/2018 16:09

История ярославского предпринимательства в лицах

У нашего поколения было свое «22 июня», которое разделило жизнь на «до» и «после» –  разрушение первой в мире социалистической системы.  Что стало после с советскими людьми в стране, пережившими приватизацию и установление идеологии денег?

История семьи ярославского предпринимателя Александра типичная для многих. От административного греха подальше его фамилию не называем. Бабушки и дедушки – выходцы из деревень, влившиеся в индустриализацию, прошедшие испытание военными годами. Потом дед закончил строительный вуз, вступил в КПСС, а бабушка – техникум и осталась беспартийной. Родители Александра познакомились в студенческие годы в ярославском мединституте, работали по профессии до пенсии. Один их сын стал хирургом, сейчас работает в поликлинике, которая раньше была на балансе завода, который строил его дед.

Другой сын, Александр, решил связать судьбу с космическими технологиями. В то время многие ребята мыслили не о выгоде в профессии, а об интересной работе, реализации жизненного потенциала. И он поехал после окончания школы в 1985г. за мечтой в Военный инженерный Краснознамённый институт имени А. Ф. Можайского (сейчас это академия Министерства обороны РФ). 

Наступил период, когда Горбачев и его сподручные озвучивали на высоких трибунах чуть ли не планы по слиянию интересов страны с НАТО: в их риторике присутствовала мысль, что армия не нужна. Военный институт не избежал проблем, связанных с такой повесткой, и руководство объявило, что желающие могут перейти в гражданский вуз. Из 120 учащихся треть согласились на этот шаг и на четвертом курсе Александр уходит из вуза. Его направляют служить на срочную службу, где был расцвет дедовщины и среда объединений солдат по национальному признаку. 

После демобилизации восстановился в Ярославском государственном университете на факультете радиофизики и электроники. Шаг был продуман, ведь в городе работал Институт вычислительной техники, который занимался микроэлектроникой, а факультет был заточен под этот институт, да еще были другие заводы, продвинутые в этом направлении, и будущность молодого человека как-то вырисовывалась.

В 1992г.  рухнул СССР, а в 1993г.Александр оказался дипломированным специалистом, которого выбросили в стихию рынка труда. Многие выпускники оказались без перспектив устроиться по специальности, кто-то пошел в мастера по ремонту телевизоров, кто-то торговать челночным барахлом на базаре. Это поколение, чьи судьбы корёжились и ломались новыми хозяевами России. 

Александр устроился в фирму к знакомому выпускнику того же вуза, который получил диплом на год раньше, и занялся банальным «купи-продай». Одним из направлений была закупка лекарств, в этом ориентироваться помогали медицинские знания родителей. Потом эту нишу рынка стали захватывать крупные фирмы, имеющие лоббистов во властных структурах. В какой-то момент мелкая компания не смогла противостоять обстоятельствам и ушла в небытие. 

С 1998г.  Александр самостоятельно занялся торговлей косметикой оптом и в розницу, обзавелся ларьком. Шел поиск ниши, в 2000 году акцент он сделал на товары для здоровья в розницу и по почте. В этом свою роль сыграл опыт двоюродного брата, который мало по малу торговал по почте. Александр стал заниматься предпринимательством по этой же схеме, но с другими товарами. В этот период интернет-торговли не было в России, а рассылка по почте и каталоги товаров – были всегда. Дело пошло: на полной ставке работали пять сотрудников, региональные почтовики шли навстречу, ведь продажи повышали и им прибыль. Но палки в колеса все время вставляла федеральная почта –  повышались тарифы, что сводило на нет все усилия предпринимателя. Как правило, по почте делали  покупки люди с небольшим достатком и из отдаленных населенных пунктов. И увеличить им цены из-за повышения тарифа – это означало попросту не продать товар.

С развитием интернета ситуация изменилась. Российские продавцы с товарами отечественных производителей оказались в проигрыше.  Александр считает:«Мне Европа не враг – они продают товары определенного сегмента, по ценам доступным для своих покупателей, а вот лавина беспошлинных товаров из Китая –  убивает российских производителей товаров и тех, кто их продает, в том числе, через почту. Российский рынок превратился в сбыт дешевой продукции и  с вопросами к их качеству. Чтобы нам отправить что-то в Китай, то надо заплатить почтовикам минимум, примерно, 300-800 руб., а китайцы отправляют свой товар, примерно, за 1-2 доллара США (65-200 руб.), что дает им конкурентное преимущество». 

Кому выгодна, такая ситуация? Вопрос резонный. Недавно «Почта России» распространила релиз, что товары с китайских торговых интернет-площадок еще быстрее прибудут в Россию. Логика китайской стороны, занимающейся протекционизмом для своих, понятна. Где же зеркальные меры со стороны РФ? Ситуация вызывает уже вопросы о лояльности интересам государства в вопросе освоения новых рынков. Например, 11.09.2018г. на Восточном Экономическом форуме был подписан меморандум о сотрудничестве между Alibaba, Mail.ru и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Alibaba –китайская торговая площадка, Mail.ru – компания офшорная, а РФПИ – суверенный инвестиционный фонд РФ, созданный правительством России в 2011г.  для инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики. Благополучные компании становятся еще более успешными. А встать на ноги новому бизнесу стало, практически, невозможно – испытано на шкуре редакции.

«Почта России», как сообщает пресс-служба ведомства,  запустила новый маршрут доставки почты отправлений из Китая, на который будет приходиться 40% продаж AliExpress в России. Могут, когда захотят! Можно сказать, что вековой тезис – «за морем телушка – полушка, да рупь перевоз» перестал работать в отношении китайских товаропроизводителей, а когда ситуация благоприятно развернется к российским предпринимателям – неизвестно. 

Чьей же экономике, в таком случае, фартит больше? Как говорится, секрет Полишинеля. Безусловно, что также выигрывают монополисты – почтовики, железнодорожники, крупные торговцы, т.е. те, кому без разницы, какие товары перевозить – российские или иностранные, чтобы получать барыш. Политкорректно воздерживаясь от цитирования Карла Маркса про прибыль и капитал, невольно вспоминается вроде бы безобидный эпизод из пьесы А.Н.Островского «За чем пойдешь, то и найдешь», известной еще как «Женитьба Бальзаминова», написанной в 1861 году. Мать Бальзаминова видит сон «… Только за мостом – вот чудеса-то!  будто Китай. И Китай этот не земля, не город, а будто дом такой хороший, и написано на нем: «Китай». Только из этого Китая выходят не китайцы и не китайки, а выходит Миша и говорит: «Маменька, подите сюда, в Китай!» Вот будто я сбираюсь к нему идти, а народ сзади меня кричит: «Не ходи к нему, он обманывает: Китай не там, Китай на нашей стороне». Я обернулась назад, вижу, что Китай на нашей стороне, точно такой же, да еще не один…». Прозорливая классика: как сообщается в пресс-релизе «Почты России», в сентябре почтовики совместно с ВТБ создали компанию «Национальные логистические технологии», благодаря которой появятся 38 логистических центров с охватом всей территории страны.  И это замечательно, когда с логистикой порядок, как говорится, еще вчера это надо было делать. Вопрос – чьи товары и в каком направлении потекут по этому потоку. Кроме того,  не наблюдается развития  активности  других транспортно-логистических коридоров, например, по Волге до Каспия, затем до Черного и Аравийского морей. При этом, уже более 15 лет проектом «Афанасий Никитин», предусматривающим расширение рынков сбыта для российских предпринимателей средней руки именно в этом направлении  «Север-Юг», занимается  Московская ассоциация предпринимателей. Но пока нет практических результатов. Также нет действенной защиты интересов малого и среднего бизнеса, выходящих за пределы страны в поисках новых рынков, а существующие институты, как показывает практика, пока не отвечают вызовам времени. Это отдельный разговор.

Оптимизма у Александра в развитии его дела не наблюдается: надо воспитывать двух детей, помогать родителям, до пенсии дожить и все чаще тревожно на душе, а что же будет завтра, на что жить.

Администрация Ярославской области никогда не напрягалась, чтобы вступать в  диалог с предпринимателями типа Александра. Припомнил он только один соцопрос накануне каких-то выборов, когда поинтересовались его мнением по политическим предпочтениям.  О какой-то ассоциации по лоббированию интересов коммерческих мелких торговцев  в интернете он не слышал. Возможно, что развитие малого и среднего бизнеса де-факто не в приоритете системы, хотя де-юре –  создано много разных ведомств и в их задачи входит эта обязанность. При этом эффективность их деятельности совсем не  заметна.

Интернет-торговля – перспективная отрасль, учитывающая аспекты современных технологий цифровой экономики. Любой, если имеет средства, может сделать себе сайт и что-то предлагать. Но не происходит никакого бума. Может все дело в роли государства в этом деле? Власть обязана создавать почву, чтобы люди могли зарабатывать и реализовывать навыки, а не впихивать население в условия социального дарвинизма, как это происходит уже более 20 лет. 

Никто не сомневается, что почта (как энергетика, железные дороги и т.п.)  высокорентабельный монопольный бизнес с развитой инфраструктурой и широкой территорией охвата и  большими перспективами. Есть мнение, что каждое почтовое отделение может приносить в месяц не менее 1-2 млн. руб. только за счет раздачи пенсий и почтовых услуг. Но интересы этого монополиста (как и других) не учитывают  интеграцию в потребности развития страны и  действуют как лебедь, рак и щука из известной басни. 

С 01.01.2018 почта входит в стадию реорганизации в акционерное общество с госкапиталом. Возможно, что это будет продуктивным шагом. Хотя есть примеры, когда увлечение аутсорсингом в таких крупных образованиях и уже прошедших путь почтовиков, ничего хорошего потребителям не приносит. Что будет в этом случае? Поживем – увидим, как это отразится на нашем кошельке или качестве услуг.

Меняется структура экономики, появляются новые отрасли. Можно ли прогнозировать коммерческую жизнь хотя бы на два года вперед? Что будет делать Александр дальше, если по итогам года разочаруется в ходе дел, ведь уже сейчас его помощники ради экономии работают по домам и на полставки, все расходы минимизированы до предела и розничный магазин давно не радует прибытком. Индивидуальный предприниматель для себя определил такой вариант развития событий – работа по найму в сетевом магазине, т.к. он знает торговлю изнутри. Но будет ли он в свои годы востребован? Сможет ли ужиться в корпоративном «аду» сетевиков? Хватит ли здоровья, как говорят политики, на период дожития? Нового собственного успешного дела в его почти 50 лет уже не открыть, т.к. общие экономические тенденции не мотивируют на такие рискованные шаги. 

Может быть пример Александра не показателен или с регионом что-то не так? Но доктор экономических наук Валерий Александрович Гордеев, профессор Ярославского государственного технического университета и редактор журнала «Теоретическая экономика», считает историю весьма типичной: «В последние годы миллионы субъектов малого бизнеса в РФ и десятки тысяч в Ярославском регионе, снялись с регистрации – разорились или ушли «в тень» из-за невыносимых условий, созданных властями, в угоду монополистов и крупного бизнеса. Чтобы скрыть неприглядность этой ситуации, власть меняет статистику  то включая самозанятых, то объединяя «малых» со «средними», чтобы парализовать нашу аналитическую работу из-за образовавшейся несопоставимости. Об этом на страницах редактируемого мною журнала, например, обстоятельно и убедительно писал доктор экономических наук профессор А.Н. Макаров. Правительству надо не на словах, а на деле повернуться лицом к малому бизнесу в соответствии с научными рекомендациями и уроками из мирового опыта». 

Возможно, что пройдет время, и в лексиконе появится сочетание «пострадавшие от приватизации 90-х». Судьба ярославского предпринимателя как зеркало миллионов судеб россиян, испытывающих нынче глубокое разочарование от действий  технократии. Время требует профессионалов во власти, население – улучшение качества жизни, ответственности власти и рабочие места, которые может дать, в том числе, предпринимательская среда, если будет развиваться по законам и по совести.

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Еще на эту тему:«Афанасий Никитин» и новые смыслы транспортно-логистического коридора «Север-Юг»

Российско-индонезийский бизнес-форум

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Социальное предпринимательство в Ленинградской области

Проект «Сделано в Москве» на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018»

Возможности для предпринимателей в Калининградской области

Константинов Григорий Ефремович, народный депутат Верховного Совета РСФСР.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM