Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийЛига-Connect


Как развивается медиаотрасль в современных условиях


Рубрика: Лига-Connect

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 12/12/2021 07:59

Как развивается медиаотрасль в современных условиях

Кто основные конкуренты традиционных СМИ за влияние аудитории и рекламные бюджеты, какой контент может удержать внимание пользователей – эти и другие вопросы оказались в фокусе внимания участников Комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров.

Событие, посвященное тому, как СМИ научились жить в ковидной реальности и что это значит для бизнеса, состоялось 9 декабря 2021 года в отеле Radisson Collection.

Председатель попечительского совета Фонда развития медиа коммуникаций и информационного общества, глава медиа-холдинга «ФедералПресс», акционер деловой газеты «Ведомости» Иван Еремин в своем выступлении обозначил остроту конкуренции между традиционными СМИ и крупными цифровыми экосистемами.

«Сейчас прекрасный момент, когда представители медиабизнеса могут объединяться с тем, чтобы в будущем наша сфера была перекроена не по лекалам монополистов, а выстроена с учетом интересов множества игроков сектора СМИ», - сказал он, отметив значимость инструментов отраслевого саморегулирования в этом процессе и обратив внимание, что даже государственные регуляторы проявляют в этом вопросе активность большую, нежели сообщество.

Иван Еремин также выразил убежденность, что получение статуса средства массовой информации должно регулироваться более жестко. «Сейчас этот статус может получить практически любой, и это в известной мере принижает СМИ как социально значимый институт. Это процедура должна быть боле сложной, статус СМИ должен подтверждать качество и квалификацию источника».

Говоря о развитии деловой журналистики, спикер обратил внимание на опыт «Ведомостей», которые, несмотря на общий тренд, не только сохранили бумажный выпуск газеты, но и запустили несколько тематических проектов, которые выходят как в онлайн, так и на бумаге. Это уже дало свой эффект – в текущем году издание за счет привлечения рекламодателей в том числе в новые проекты вышло на уровень самоокупаемости и теперь не нуждается в заёмных средствах. В числе приоритетных направлений развития «Ведомостей» в предстоящем году Еремин назвал международное сотрудничество и усиление присутствия в регионах.

Подводя итоги уходящего года, директор по развитию медиа Rambler&Co, главный редактор Lenta.ru Владимир Тодоров предложил рассматривать их в сравнении с годом 2020-м. Тогда пандемия принесла федеральным СМИ значительный рост аудитории из всех каналов. Те, кто хотел удержать пользователей, сформировать у них привычку и остаться в выигрыше, стал предлагать, кроме новостей о COVID-19, инфотейнмент–контент. Расширение повестки федеральных СМИ привело к финансовым потерям тематических медиа, которые зависели от трафика и не смогли диверсифицироваться.

«Самое главное – диктат платформ и Big Tech продолжается. Дело не в том, что платформы диктуют медиа свои правила. Они замещают медиа своими продуктами. СМИ конкурируют не друг с другом, а с Instagram, Telegram, YouTube и TikTok. Эта «четверка гигантов» отнимает у нас самое главное – внимание аудитории. И мы боремся с ними за это внимание». Что касается прогноза на 2022 год, Владимир Тодоров подчеркнул необходимость «учиться СМИ развивать альтернативные каналы».

«Независимое медиа чувствует каждый тренд и то, как он влияет на рынок, - заявила генеральный директор «Сноб» Марина Геворкян. – Мы наблюдали, как журналистика фактов уступила журналистике мнений. Теперь, благодаря пришествию блогеров и нового поколения авторов, журналистика мнений уступает журналистике эмоций. Бороться с этим бессмысленно. Мы можем только принимать это явление и подстраиваться». Так, «Сноб» не противопоставляет профессиональную журналистику и блогеров. Отобранный блог-контент интегрирован в сайт издания. Чтобы повысить качество контента, редакция обучает авторов основам журналистики. Не стоит сопротивляться и такому тренду, как Big Tech, уверена Марина Геворкян: «Мы не можем побороть алгоритмы, экосистемы. Big Tech будет формировать реальность, будет ее формулировать. Цифровые мета Вселенные не настолько нереалистичны, как хотелось бы думать. И здесь важна роль отраслевой консолидации. Мы можем объединяться, использовать алгоритмы для продвижения своих материалов и бороться с фейк–ньюс». Говоря о финансировании изданий, Марина Геворкян отметила роль крупных корпораций, которым важны не только охваты, но и репутация. Они могут поддержать своими бюджетами традиционные СМИ, не являющиеся трафикогенераторами, но обладающие экспертизой и пользующиеся доверием аудитории.

Пандемия способствовала появлению новых форматов. Таким, по словам директора по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петра Лидова-Петровского, стал проект «Изолента». «Я не могу сформулировать в одном слове, что такое «Изолента». С одной стороны, мы – развлечение. С другой – СМИ. С третьей – клуб друзей. Наш проект – это маленькая ниша, но она имеет право на существование. На сегодняшний день у «Изоленты» 100 тысяч подписчиков. Возможно, нам на пользу сыграла общая усталость от профессионального, заточенного под конкретного пользователя, контента. Не все удаётся стандартизировать».

Генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич предложил медиасообществу составить антирейтинг законодательных инициатив и действующих актов. Кандидатами для включения в рейтинг он назвал обязательную классификацию информационной продукции (возрастной ценз), обязательное казначейское сопровождение бюджетных проектов, завышенные требования РАО и ВОИС к организациям-вещателям, давно не работающий День тишины в период выборной агитации. «Наша отрасль слишком зарегулирована. Некоторые законы и акты не только не помогают, но и тормозят развитие медиа. Иногда легче отказаться от проектов, чем выполнить все юридические требования», - сформулировал Малькевич.

Онлайн- и оффлайн-версии «Советского спорта» отличаются друг от друга радикально. Приверженцы первой, по большей части, – поколение миллениалов. Основные потребители второй – более возрастная аудитория, у которой чтение любимой газеты – сформировавшаяся за десятилетия привычка. По словам главного редактора «Советского Спорта» Николая Яременко, спортивные издания давно отказалась играть в оперативность: «Быть быстрее, чем другие, в спортивном мире невозможно». Главные же конкуренты «Советского спорта» в скорости подачи информации – букмекерские конторы – являются рекламодателями издания. Тем, кто из года в год предсказывает исчезновение печатных СМИ, Николай Яременко отвечает так: «Я пришел работать в «Советский спорт» в год его 93-летия. И был уверен, что до столетия газета не доживет. В следующем году издание отмечает 100 лет. Приглашаю всех желающих».

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов дал оценку текущей ситуации в медиа: «Мы находимся в процессе турбулентности. Это называется медиасреда. Сегодня идут арьергардные бои – наступает новая сила, мы должны ее сдерживать, но мы ее не сдержим. Она стала частью жизни». По словам Алексея Венедиктова, надо не бояться новой силы, а извлекать из нее плюсы, осваивать новые форматы, искать новый язык с аудиторией. Кроме того, рекламодатели – крупные корпорации по-прежнему готовы платить за компетенции и репутацию традиционных СМИ.

«Бизнес, как и СМИ, в своем продвижении руководствуется триадой – рейтинг, репутация, реклама. Траффик и реклама дают нам рейтинги, узнаваемость бренда. Но репутацию формирует качественная коммуникация, которая вызывает эмоцию. Целевые аудитории бизнеса, в том числе инвесторы, которые принимают решение вкладываться в бизнес, готовы тратить время на чтение компетентного контента. Хочу пожелать, чтобы медиа сохранили уровень качества, а бизнес готов поддерживать их профессионализм», – завершила дискуссию директор департамента общественных связей «Норникеля» Татьяна Смирнова.

Пресс-служба Ассоциации менеджеров 

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2022 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).