Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Как стать детским писателем: история биолога Марины Дороченковой
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 21/02/2025 16:11
Как стать детским писателем: история биолога Марины Дороченковой
Как открывают в себе дар писательства, где берутся идеи книг? Об этом и другом разговор с писательницей Мариной Дороченковой из Петербурга.
– Расскажите о пути к миссии детского писателя.
– По образованию я педагог, учитель биологии-химии. Закончила Смоленский пединститут (ныне СмолГУ). Всю жизнь работаю с детьми. Три года преподавала в школе, затем пригласили на работу научным сотрудником в Смоленский музей-заповедник. Это объединение смоленских музеев разного профиля. Проработала там 20 лет – сначала в отделе природы, затем в выставочном зале. Ездила в экспедиции, собирала коллекции для музея, общалась с сотрудниками заповедников и других музеев, участвовала в подготовке выставок и экскурсий по ним. Основные посетители музеев – дети. Им нужно рассказывать о природе так, чтобы ни сами прониклись к ней любовью, да еще и родителей перевоспитали. Например, рассказали им, что гусеницы – это будущие бабочки и их нужно охранять, а не давить.Ольга Шестакова и Марина Дороченкова
Работа в музее – интереснейшая. Но мои пути пересеклись с детьми-сиротами: подруга работала в смоленском детском приюте и попросила помочь отвести детей на озеро искупаться. Мы собрали команду из друзей и после первой встречи уже не смогли расстаться с ребятами из приюта. Стали приходить к ним в гости, проводить занятия, дискотеки с играми.
Затем несколько сирот перевели в интернат. Мы поехали их проведать, и директор посоветовал нам зарегистрировать общественную организацию, чтобы иметь возможность работать и дальше в этом направлении. Так появилась региональная общественная организация по работе с детьми и подростками «Центр содействия восстановлению личности и преобразованию общества» по Смоленской области», президентом которой я была более 15 лет. Организация существует и сейчас, но у нее другие руководители.
Вначале казалось, что найти спонсора будет легко. Но не тут-то было. А работа предстояла серьезная: стало понятно, что надо заниматься адаптацией сирот-выпускников: курировать их в самостоятельной жизни. А чтобы ребята нас знали и доверяли нам, приезжать в интернат и проводить летний лагерь и разные образовательные программы, которые помогут и сотрудникам интерната.
Поэтому из музея пришлось уйти, создать авторский проект «Мобильный музей» благодаря которому проводили музейные биологические уроки в школах, зарабатывая на нашу НКО (некоммерческую организацию)
– Почему не удалось найти спонсора?
– Чаще всего ответ звучал так: «У этих детей и так много льгот. О них заботится государство». Хотя позже у нас появились друзья среди бизнесменов, которые оказывали нам поддержку, но вначале такие ответы шокировали. Кстати, для многих было полезным опытом приехать в интернат со своими детьми на наши мероприятия. Например, кто-то подвозил нашу команду на микроавтобусе, захватив и своего ребенка. Так вот, домашние дети, увидев такое количество детей, брошенных родителями (так как практически все дети были из неблагополучных семей) начинали понимать, как ценно иметь заботливых маму и папу, стали помогать родителям, например, мыть посуду, убираться в своей комнате.
Но, кстати, обретенная независимость очень помогла – зависеть от спонсора очень ненадежно.
– Вы проводили музейные уроки в школах?
– Да, это были биологические уроки с демонстрацией натуральных экспонатов. Это давало возможность научить детей находить всё, увиденное на занятиях, в природе. Кроме того, мы учили их, как подобно знатокам из передачи «Что? Где? Когда?», заработать дома шоколадки своим умом – задать родителям вопросы о природе, на которые те не смогут правильно ответить. И дети стали спрашивать, где об этом можно прочитать?
Кроме того, у нас с Анной Кравчук, с которой мы вместе развивали общественную организацию, появился летний экологический лагерь. У Ани был старенький дом в деревне Михайловское на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Мы поехали пособирать экспонаты (не причиняя вреда природе!). К нам стали заходить деревенские дети и те, кого отправили в деревню на каникулы и спрашивать, чем мы занимаемся? Мы привлекли их к своей работе. По вечерам в доме собиралась большая разновозрастная компания. Старый дом руками ребят превратился в музей: под нашим руководством ребята определяли растения и сушили гербарий, делали карточки с рисунками о животных. Результаты их труда мы развешивали на стенах.
Мы проводили для них свои музейные занятия. И в какой-то момент сказали: «А давайте подготовим выставку для всей деревни. Только экскурсию проведете вы сами!». Дети с радостью согласились. Мы вместе сделали выставку, каждый из ребят выучил своей текст, дружно нарисовали афишу, повесили ее на дверь сельского магазина, сделали пригласительные для жителей деревни. И вот в определенный час у нас в доме собрались деревенские жители, а ребята очень артистично рассказали им о том, какие дома стоят животные. После аплодисментов раздался вопрос: «А еще будет?». И услышали в ответ: «Конечно, будет!»
Вот так несколько лет наш детский экологический лагерь просвещал местное население.
Об этом и рассказывается в нашей первой рукописи «Мы живем в музее», которую мы отправили на очень престижный конкурс «Новая детская книга». И стали призерами конкурса в номинации «Нон-фикшн» (познавательная литература) и победителями в номинации «Выбор библиотек». А затем появились и другие познавательные книги о природе, которые вышли в петербургских, московских и ростовском издательствах.
– Как возникла идея написать книгу-комикс «Ты можешь ошибаться?», с обложки которой Эйнштейн показывает язык?
– Наблюдая, какой ужас испытывают дети (особенно отличники) во время экзаменов, боясь не ответить на все вопросы, я поняла, что школа не учит нас главному: ошибаться – не страшно! Невозможно знать всё! Ошибок не надо бояться, не надо сваливать ответственность за них на других, их всегда можно исправить.
Путь развития науки, да и всего человечества – это путь экспериментов и ошибок. А некоторые ошибки вообще прославили тех, кто их сделал. Всем известно, что Колумб искал путь в Индию и до конца жизни был уверен, что приплыл в Индию. Но любой школьник в любой точке земного шара знает, что на самом деле он открыл Америку! И таких примеров в истории науки полно!
Я собрала десять «заблуждений», которые мы получаем в школе, и противопоставила им десять примеров из истории науки. И поделилась идеей с Ольгой Шестаковой, издательницей, основательницей издательства «Эвлорин». А она предложила сделать эту книгу комиксом.
Формат оказался замечательным для такого рода материала. Во-первых, это очень популярный жанр у детей и подростков. А во-вторых, история науки (создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым, появление гелиоцентричекой теории, открытие йода и пенициллина, основы теории Эйнштейна и т.д.) дана в подробнейших, фантастических рисунках художницы Марьяны Жигун. Это ведь куда проще и интересней, чем читать сухой материал учебников.
Мы с Ольгой очень гордимся этим комиксом. Его уже оценили не только дети, но и учителя. Учителя даже рекомендуют сделать его пособием для каждого учащегося!
– Какие творческие планы?
– Книги – это новая возможность прийти к детям и рассказать (и показать) то, о чем в них написано. К каждой книге есть музейный урок. Дети становятся не только читателями, а главными помощниками в деле охраны природы.
Сотрудничество с издательством «Эвлорин» открыло возможность рассказать о великих ученых, имена которых мы просто обязаны сохранить. Один из таких людей – Василий Васильевич Докучаев, основоположник науки почвоведение и, кстати, один из основоположников экологии.
Благодаря этому удивительному ученому люди наконец-то (только в конце ХIХ века) поняли, как образовались почвы – это открытие сопоставимо с открытием Коперника. Наконец-то стало понятно, как правильно заниматься земледелием и сохранить почвы, которые кормят всё человечество, от разрушения. За свою не очень долгую жизнь сын священника из Смоленской губернии успел стать профессором Петербургского университета, создать новую науку, создать научную школу, успеть обучить практически тысячи далеких от науки людей разумному земледелию, учитывая знания того времени и заложить практические основы экологии. Гениальнейший человек!
Надеемся, что такая книга получится и заложит основу серии научно-познавательных комиксов в издательстве «Эвлорин».
Вопросы задавала Марина Борисова
Фото из архива Марины Дороченковой
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро адвоката Чалова Р. М.
Еще на эту тему:
Проект «В начале было слово…»: вернуть культуру чтения
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Когда журналист становится писателем и издателем: история Елены Батуевой
Ярославское отделение Союза литераторов России: встречи, планы и идеи
Новый альманах «Словесность» Союза литераторов России
Культурное достояние народов СССР: творчество Рамиса Рыскулова, Народного поэта Киргизии
Культурный код Николая Некрасова
Народная дипломатия в кыргызском селе Сосновка
Тыва: скифское золото, отпуск Президента и шаманы
«Большое кофейное путешествие» начинается в Ярославле
Найдите тот театр, который окажется по душе
Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах
Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности
Литературное Приднестровье: Анатолий Булда и погоня за алмазами Конго
Литературный Крым: Валерий Митрохин и жизнь в творчестве
Миры русской культуры: Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве
Районный конкурс «Мой Некоузский край – любимая сторонка» и новые вызовы