Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийРегионы России


Кунсткамере справляет юбилей – 305 лет


Рубрика: Регионы России

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс». Найти все публикации автора

Опубликовано: 31/01/2019 14:49

Кунсткамере справляет юбилей – 305 лет 

31.01.2019г исполняется 305 лет с момента создания Петром Великим Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, который сформулировал ее девиз: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились».

31 января 1714 года российский император заложил основы Музея антропологии и этнографии. Коллекция редкостей славится во всем мире. На портала Президентской библиотеки есть подборка материалов, посвящённых истории Кунсткамеры.

Кунсткамеры («кабинет редкостей») были популярны  в начале XVIII века в Европе. Развлечений было мало, а любознательных много, вот и появлялись мини-экспозиции по личным инициативам дворян, чтобы хвалиться редкостями перед гостями. Как правило, это были  букинистические редкости, чучела, научных инструментов. Когда Петр путешествовал по Европе, то бывал в таких местах и решил привести моду в Россию, поэтому покупал редкости у европейских учёных или находил во время путешествий. 

До наших дней дошла опись экспонатов, которые можно было увидеть на заре существования Кунсткамеры. Ознакомиться с ней также можно на портале Президентской библиотеки в раритетном издании под редакцией одного из первых заведующих музеем И. Д. Шумахера  (1744): «В 1714 году состояла она токмо из нескольких сот в склянках сохранённых рыбах, птицах и гадах, которыя Пётр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии; также и из нескольких уродов и анатомических вещей. В 1716 году прибыло к ней Алберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений натуры из Ост- и Вест-Индии, также из Гданскаго Доктора Готвалда минеральной кабинет. В 1717 году привезено было из Голландии славнаго Доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек. В 1721 году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотыя и часть серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многия физическия и математическия инструменты; а из кабинета господина Шевалье всякия смотрения достойныя старинныя и реткия вещи. В 1725 году отдан был в кунсткамеру Петра Великаго собственной кабинет натуральных вещей, и великое число дорогих инструментов и машин, которыя Его Императорское Величество через многие годы собирал». 

К 1719 году Кунсткамера всё ещё была частным музеем российского императора, а экспонатов становилось больше и им уже было тесно. Поэтому решено было построить специальное здание и сделать музей доступным для других. Пока новое здание проектировали и строили, музей работал в Кикиных палатах, бывшем дворце адмирала-советника Петра I. Первым директором был шотландец на русской службе Роберт Арескин, лейб-медик царя и один из его ближайших друзей. 

В 1724 году по указу Петра Великого создается Санкт-Петербургская (будущая Российская) Академия наук, первыми учреждениями которой становятся Кунсткамера и созданная вместе с ней библиотека. Таким образом, «кабинет редкостей» превратился в крупнейший научно-образовательный центр Российской империи. Подробно об этом рассказывает И. Д. Шумахер в вышеупомянутой книге «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, библиотеки и кунсткамеры…»: «В гимназии учат безденежно разным языкам, Арифметике и первым основаниям наук, а именно Истории, Географии, Геометрии, Логике и Реторике, также танцованию и рисованию. Всякому ученику позволено так долго обучаться, как он сам желает; причём должен он только поступать по учрежденному там порятку, а больше ни к чему не обязывается, и может, ежели ево нужды того потребуют, объявя прежде о том надлежащим образом, всегда опять отстать. Из перваго класса гимназии производятся ученики в студенты, для слушания Профессорских лекций, и тогда тем наукам обучаются, которыя они впредь за полезныя себе почитают».

Но дожить до водворения Кунсткамеры в новое здание Петру Великому было не суждено, оно открылось только в 1734 году – через девять лет после смерти императора.

Коллекция музея стремительно расширялась и очень скоро стала одной из богатейших в Европе. В ней работал М. В. Ломоносов, составляя опись минералов. Свои собрания в фонд передавали также известные путешественники и мореплаватели: И. Ф. Крузенштерн, С. П. Крашенинников, Ю. Ф. Лисянский, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Отдельно стоит упомянуть, пожалуй, самый необычный экспонат Кунсткамеры, который, правда, потом сменил «место жительства» и теперь находится в Эрмитаже. Это восковая фигура Петра I, выполненная знаменитым итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, который лепил лицо по гипсовой маске, которую изготовил ещё при жизни государя. Ранее она помещалась в так называемом Кабинете Петра Великого – зале Кунсткамеры. Её описание можно изучить на портале Президентской библиотеки: «Восковая статуя, во весь рост Государя Петра Великаго, на которой: парик, кафтан, голубой гродетуровой, камзол, исподницы, рубашка из голландского полотна, галстух батистовый, чулки шелковые пунцоваго цвета с серебренными стрелками, подвязки, башмаки с высокими передками и двойною подошвой, портепея, кортик, с зелёным яшмовым эфесом, который убран красными яхонтами и у коего конец образует конскую голову с небольшим продолговатым во лбу алмазом, с ножнами из шадриновой кожи, в которых находятся ножик и вилка. Статуя… в том самом одеянии, в котором Государь изволил быть в Коронацию Государыни Императрицы, в 1724 году… парик из Собственных Его Величества волос». 

В 1903 году в дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга Музею этнографии и антропологии присвоили имя создателя – Петра Великого.

На портале Президентской библиотеки можно обнаружить занятное издание «Русские этнографические музеи и собрания. 1. Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого» (1912), в котором содержится статья из журнала «Живая старина». В ней говорится о планах сотрудников и руководства Кунсткамеры в начале XX века, которые, к слову, сбылись: «Музей, вероятно, получит новые штаты, его персонал должен увеличиться в два с половиной раза, бюджет – в три раза. Тогда осуществится мечта Музея – выступить на широкий путь самостоятельных больших экспедиций во все части света и начать полное опубликование всего научнаго материала Музея. В то же время Музей в ближайшем будущем надеется значительно расширить своё помещение». 

В 1930-е годы на базе Кунсткамеры создаётся научно-исследовательский Институт этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР), который впоследствии внёс немалый вклад в науку. В ходе Великой Отечественной войны его сотрудники помогали нашей стране в получении аналитических материалов по народам, которые оказались вовлечены в зону стратегических интересов и боевых действий советской армии.

В 1997 году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого стал одним из первых учреждений культуры, создавших электронный каталог своей коллекции. Об этом в октябре 2018 года рассказало руководство Кунсткамеры в рамках XI научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве», которая состоялась в Президентской библиотеке.

Сегодня фонд Кунсткамеры насчитывает свыше миллиона экспонатов, которые отражают многообразие культур народов Старого и Нового Света. Эта коллекция является одной из самых крупных и интересных в мире. А само здание Музея стало не только официальным логотипом РАН, но и одним из символов Санкт-Петербурга. В цифровом фонде Президентской библиотеки содержатся десятки редких фотографий разных лет, на которых запечатлена Кунсткамера, а также электронные копии чертежей, по которым возводили знаменитое здание.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Президентской библиотеки

Российское информационное агентство «Национальный альянс».

 
Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM