Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПанорама мероприятий


Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»


Рубрика: Панорама мероприятий

Автор публикации: Светлана Клепикова Найти все публикации автора

Опубликовано: 30/09/2019 10:58

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

В Санкт-Петербургском театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера мюзикла «Великий Гэтсби», созданного по мотивам одноименного романа Ф.С. Фицджеральда. Как заслужить любовь зрителя и в чем заключается успех театра? Об этом и другом рассказал Фабио Мастранджело, художественный руководитель театра.

Литературное произведение экранизировали, играли на сцене, даже есть балетная постановка. Театр «Мюзик-Холл» первый в России рискнул и создал мюзикл по роману, над которым работал замечательный коллектив – директор  Юлия Стрижак, художественный руководитель Фабио Мастранджело, композитор Владимир Баскин, режиссер-постановщик Наталья Индейкина, художник-постановщик Юлия Гольцова, художник по костюмам Татьяна Кудрявцева и видеорежиссер Вадим Дуленко.  Премьера состоялась 18 октября 2019г.

Как рассказала Юлия Стрижак, именно ей принадлежит идея постановки. Хотя роман написан в 1925 году, но созвучен нынешней эпохе и близок по духу российскому зрителю, который сопереживает трагедии неосуществления. Нужно отметить, что спектакли и постановки Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» пользуются любовью и популярностью у петербуржцев и гостей города. И вот об этом разговор с Фабио Мастранджело.

— Как удалось поставить не только уникальный спектакль, но и привлечь к нему внимание публики? Причем, сделать это без лишнего пафоса или показухи, без скандала, как это иногда делается в других театрах?

— Мы к каждому спектаклю относимся с уважением и с любовью, всегда пытаемся заранее просчитать, какие у него могут быть перспективы. Прежде всего, я могу говорить о спектаклях, которые ставлю сам, а это оперные спектакли. Недавно у нас состоялась премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале». Над созданием постановки работала фантастическая команда. Это режиссер Ханс-Йоахим Фрай. Он – австриец  и долго прожил в Германии, где возглавлял в Линце один из самых престижных залов мира. У него огромный опыт международных культурных контактов. Елена Бадмаева – известный русский модельер. Она пользуется огромным успехом не только в России, но и на Западе. О Петре Окуневе можно сказать, что он представляет уже целую династию – отец и сын создают шедевральные спектакли.

Прежде чем родиться, любой человек формируется как минимум девять месяцев. Мы относимся к рождению наших спектаклей столь же трепетно, как к рождению детей. Многое зависит от того, кто «родители» ребенка (в нашем случае – это постановочная группа). При постановке оперы сталкиваешься с огромным количество могущественных «соперников». Вы хорошо понимаете, например, что «Дона Паскуале» до нас ставили и в Opéra de Paris, и в La Scala, и в Metropolitan Opera, и на других знаменитых сценах. Нужны смелость и возможности, чтобы состязаться с масштабными и маститыми театрами. Бояться, конечно, не надо. Нужно просто ставить по-своему и уделять очень много внимания разным деталям.

Как художественный руководитель театра и музыкальный руководитель этого спектакля, могу сказать, что мы с концертмейстером Ириной Тепляковой работали полтора месяца, не только над музыкальным звучанием, но и над безупречным итальянским произношением актеров. И у нас все получилось! Вы спросите: а кому все это нужно в Санкт-Петербурге? Отвечу – никогда не знаешь, какая публика сидит в зале. По правилам оперных театров, ты никогда не знаешь, какая публика сидит в зале. Вдруг, среди наших зрителей окажутся итальянцы?

На всю жизнь запомнил случай в Мариинском театре, когда я начинал там работать, примерно, одиннадцать лет назад. И первой моей работой стала постановка «Тоски», которую создавали вместе с английским режиссером-постановщиком Полом Караном (это шикарнейший режиссер). С нами тогда работали Мария Гулегина, Владимир Галузин и другие самые известные солисты. Помню, что на премьере дирижировал Валерий Абисалович Гергиев. Я сидел в партере, а случайно передо мной оказались несколько итальянцев — три или четыре пары. Они в недоумении несколько раз открывали программу и проверяли, не ошиблись ли они – действительно   ли на сцене русские исполнители. Настолько безукоризненно было исполнение! Наши артисты так превосходно пели на итальянском языке, что у зрителей возникало впечатление, что перед ними итальянцы! Когда я рассказал об этом Валерию Абисаловичу, то он ответил, что в этом есть моя заслуга. Сделать так, чтобы спектакль получился безупречным музыкально — это его задача, а верное итальянское произношение – входило  в мои обязанности, и я справился.

Естественно, опера — это не единственный жанр искусства, которым  занимаемся в нашем театре. Еще один состоявшийся жанр — мюзикл. Мы уже поставили много мюзиклов. Начинали как копродюсеры с «Мастера и Маргариты». Это была непростая задача. Мюзиклы по «Мастеру и Маргарите» уже существовали, был снят кинофильм, сериал, и публике хорошо знакомо произведение Булгакова. У нас было огромное количество «соперников»! Тем не менее, скромная роль в постановке первого мюзикла дала возможность состояться творческой команде, и особенно полезно было узнать, как работает техническая команда театра.

—  Почему именно работа технической команды вас волновала?

— Прежде всего, театр давно нуждается в реконструкции. Страшно сказать, но последний раз его реконструировали в 1980-е годы. Вы помните, какой тогда был дефицит ресурсов. Речь идет не только о деньгах, но и о материалах. Сейчас театр очень сильно нуждается в реконструкции, потому что вся машинерия устарела, и многое, что теоретически могли бы сделать, мы попросту не можем себе позволить потому, что далеко не все механизмы работают исправно, без сбоев. Пока есть минус, что до сих пор не осуществили реконструкцию, но она намечается в конце следующего года, и нам обещают, что продлится не более двух лет. Тут хочу напомнить, что сам театр тоже строился два года, хотя тогда еще не было никаких компьютеров, мобильных телефонов, никакой автоматизации. Надеюсь, что два года — достаточный срок, чтобы его реконструировать.

— Где в это время будет играть труппа театра?

— Нам выделили здание бывшей англиканской церкви на Английской набережной. Это шикарное здание! По внешнему виду оно до сих пор выглядит как церковь, хотя службы там давно не проводятся. Мы будем работать там, хотя спектакли в этом здании, конечно, показывать не будем – там недостаточно большой зал. Как вы знаете, у нас есть еще симфонический оркестр, созданный три года назад, и оперный хор с несколькими солистами. Мы ждем дополнительного финансирования, чтобы у нас появился балет, что очень  важно для музыкального театра.

Два года мы будем работать и давать концерты на Английской набережной, а показы спектаклей будут проходить в разных театрах — в этом, конечно, поможет комитет по культуре. Придется арендовать сцену. Это будут сложные два года, но зато после реконструкции наконец-то получим театр, соответствующий современным критериям и стандартам, где можно будет полноценно создавать новые постановки и улучшать те спектакли, которые уже есть в нашем репертуаре.

— Скажите, а полюбившийся фестиваль «Опера — всем» продолжит свое существование?

— Конечно. Мы проводим этот фестиваль уже семь лет. Мне очень приятно сказать, что у нас получился очень успешный проект. Как и многие другие, он родился как «коллективный» проект. Я имею в виду то, что за фестивалем стоит целая команда. Главные игроки, безусловно, это Юлия Николаевна Стрижак, Виктор Борисович Высоцкий и  Фабио Мастранджело, который сидит перед вами.

Для человека, который родился в Италии, классического музыканта, который с детства был пропитан оперой, идея такого летнего фестиваля — нормальное явление. Во-первых, летняя погода позволяет проводить его под открытым небом, во-вторых, в Италии существуют такие традиционные сооружения, как Arena di Verona. Это фактически стадион, где помещается 15 тысяч человек, со своим партером, трибуной и всем необходимым для оперной постановки. Там опера звучит уже 100 лет. Согласитесь, невозможно не назвать это традицией. Есть древнегреческий театр в городке Таормина на Сицилии. Там тоже очень давно показывают спектакли. Есть фестиваль Пуччини в местечке Торре дель Лаго в Тоскане на озере Массачукколи. Это место, где жил великий Пуччини. Там он построил свою любимую виллу, где провел последние 25 лет жизни между премьерами своих опер в разных странах мира. Пуччини очень любил это место и сам мечтал о летнем фестивале оперного искусства там, где уже 67 или 68 лет действительно проводится такой фестиваль. И это еще одна итальянская традиция.

Конечно, когда мы начали обсуждать саму возможность создания такого фестиваля в Петербурге, мы встретили сопротивление – наши  оппоненты уверяли, что погода в нашем городе не очень похожа на погоду в Италии! Однако у меня был главный аргумент – безусловно, Петербург не Италия, но и Савонлинна — далеко не Италия, да и Брегенц — тоже далеко не Италия! И Глайндборн совсем не похож на Италию, ведь в Англии тоже постоянно идут дожди. Если жители Финляндии и Великобритании могут позволить себе летний оперный фестиваль под открытым небом, то и Петербург может рискнуть провести такой фестиваль.

И первый же фестиваль имел большой успех. Я не помню точную цифру, но четыре спектакля собрали от 26 до 28 тысяч зрителей. Значит, мы собирали, примерно, по 7000 человек на каждом спектакле. Это был безусловный успех, и он вдохновил на продолжение проекта, и мы ни на минуту не сомневаемся в том, что он должен продолжаться. Летний фестиваль оперы стал одним из самых узнаваемых культурных мероприятий Санкт-Петербурга.

— Кстати, в этом году в Петропавловской крепости, как мне кажется, яблоку было негде упасть, такое количество зрителей собралось!

— Да, очень много! На «Царскую невесту» Н.А. Римского-Корсакова, которую давали на  Соборной площади Петропавловской крепости пришли 12 000 человек. На этот раз у меня есть официальные данные. Любое дело требует тщательного анализа. Например, 12000 это много или мало? В чем успех фестиваля или, наоборот, что мы сделали не так? Я хочу остановиться на нескольких моментах, имеющих непосредственное отношение к успеху проекта. 

Во-первых, лето в Петербурге — это пик туристического сезона. То есть наши спектакли посещают не только петербуржцы, но и туристы из разных городов, мест России и мира. Я видел японцев, китайцев, европейцев, американцев. Все они любят бывать на нашем фестивале. Это первый момент. Второй момент. Все-таки Петербург, я подчеркну это еще раз, — это культурная столица страны, поэтому любой культурный проект получает здесь дополнительный шанс стать успешным. Тем более, проект с такой мощной творческой и социальной составляющими. Фестиваль совершенно бесплатный, и об этом нельзя забывать! Каждый год ты можешь услышать и посмотреть четыре совершенно новые уникальные постановки абсолютно бесплатно. Для огромного количества жителей города это очень важный момент, потому что не все могут позволить себе посетить Мариинский или Михайловский театры — даже те люди, которые безумно любят оперу. Билеты, увы, довольно дорогие.

На фестивале «Опера — всем» открывается возможность услышать известные арии в исполнении самых лучших певцов России и музыку в исполнении профессиональных оркестров под управлением знаменитых дирижеров. Зрители видят интересные сценические решения. Вот в чем заключается, на мой взгляд, успех нашего фестиваля.

— На пресс-конференции вы сказали, что «Великий Гэтсби» Фицджеральда — это один из ваших любимых романов. Какой следующий из ваших любимых романов скоро увидим на сцене «Мюзик-холла»?

— Я не случайно назвал этот роман одним из самых любимых. Помимо Фрэнсиса Скотта Фицджеральда я очень люблю Германа Гессе — этот немецкий автор написал много интересных психологических произведений и романов, связанных с человеческими эмоциями и поступками. Наверное, я возьму что-нибудь из него. Пока не обсуждал эту тему с Юлией Николаевной потому, что сейчас наши мысли и чувства сосредоточены на рождении очередного нашего «ребенка». Название следующего спектакля станет известно после премьеры «Великого Гэтсби».

— Спасибо за интервью.

Беседовала Светлана Клепикова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс».

Интервью в рамках информационного партнерства с журналом «Сфера PR» издательского дома «Панорама»

Еще на эту тему: Скоро «Шелк» на сцене питерского «Мюзик-Холла»

Опера в туристический сезон

«Князь Игорь» на Соборной площади Петропавловской крепости

VI Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем»

«Театр Мюзик-Холл» и подарки зрителям в новом сезоне

Высокое искусство под открытым небом – фестиваль «Опера –всем»

Клоун клоунов, который лечит душу

Театр о зрителе и для зрителя

МИА «Россия сегодня» и как говорить о том, о чем другие молчат

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2019 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).