Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Предприниматели России и мира»
Новации антимонопольной службы: что изменится для общества, власти и бизнеса
Рубрика: Проект «Предприниматели России и мира»
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 13/09/2017 15:03
Новации антимонопольной службы: что изменится для общества, власти и бизнеса
Реформа контрольной и надзорной деятельности завершит процесс управленческих трансформаций госсистемы к 2025г. В ней участвуют различные министерства, ведомства, правоохранительные органы, а также Федеральная антимонопольная служба России.
О реформе и деятельности антимонопольного ведомства можно было узнать на семинаре Ярославского управления ФАС России по правовому просвещению в сфере законодательства по рекламной деятельности и недобросовестной конкуренции.
30.08.2017г. на первые публичные слушания в формате семинара пришли представители власти, общественности и средств массовой информации, предприниматели.
Семинар начался с информации о реформе контрольно-надзорной деятельности и роли антимонопольного ведомства в этом процессе. Если коротко о преобразованиях, что можно сформулировать, примерно, так: функция контроля ведомств и организаций представляется как услуга – государству (повышается эффективность работы контролирующих организаций), гражданину (снижает уровень ущерба) и бизнесу (снижает контроль). У каждого из звеньев государственной системы, участвующих в реформе, своя зона ответственности.
В итоге должна заработать система «умного» (прим.ред, основанного на автоматизации) государственного регулирования. Как будет выглядеть это на практике – пока неизвестно. Правительство, практически, не информирует об этом общество через СМИ, нет дискуссий на эту тему с обществом.
Антимонопольное ведомство участвует в проекте «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований». Т.е. введен институт предупреждения. Если представитель бизнеса воспринял замечания ведомства и исправился, то антимонопольное дело возбуждаться не будет и такой подход поможет представителям малого и среднего бизнеса избегать серьезных нарушений и штрафов. Это означает, что жалобщики будут оперативно защищать свои права, а суды не будут завалены делами.
Для эффективности работы ведомства предусмотрены публичные мероприятия один раз в квартал, где предоставляется возможность каждому напрямую и открыто задать вопрос, а также услышать отчет о работе ведомства. Информация о дате проведения и месте будет размещаться на официальном сайте. Такой подход должен повысить степень информированности общества, власти и бизнеса.
Сотрудники ярославского управления рассказали об итогах работы за полугодие за соблюдением антимонопольного законодательства органов власти (из 5 обжалуемых решений 2 оставлены в силе), контроля в сфере рекламы (все 12 решений оставлены в силе) и за соблюдением конкуренции в сфере торгов (обжаловано 7, оставлено в силе 1), в сфере госзаказа (жалоб поступило 190, выявлено нарушений 123). Доклад Марьяны Матяшевской, заместителя руководителя УФАС, был посвящен итогам работы и главе 2.1. закона «О защите конкуренции». Речь шла об общей характеристике и видах недобросовестной конкуренции, изменениях в законодательстве.
Подробно с примерами рассмотрено понятие недобросовестной конкуренции в докладе Анны Шушковой, начальника отдела антимонопольного контроля, «Недобросовестная конкуренция: практика применения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции». Прозвучал доклад Анны Шаганц, специалиста отдела антимонопольного контроля, «Самые «лучшие» виды некорректного
сравнения. Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности как акт недобросовестной конкуренции». Оказалось, что в регионе больше всех нарушают правила конкуренции управляющие компании.
По законодательству о рекламе выступили Елена Гудкевич, начальник отдела контроля органов власти и рекламы, и Светлана Солодяшкина, главный специалист отдела контроля органов власти и рекламы. Был затронут вопрос недостоверной и неэтичной рекламы. Приведенные примеры свидетельствуют, что скабрёзность вызывает недовольство граждан и они сигнализируют об этом в контролирующие органы.
При ведомстве создается Общественный совет из экспертов, которые будут высказывать свое мнение по этому направлению, которое детально не отрегулировано законом и основано на субъективном восприятии. Недостоверная реклама вводит в заблуждение потребителей, а очерняющая – является недобросовестной. Иногда возникает ощущение, что российский бизнес не способен рекламироваться честно. Возможно, что это издержки ситуации, когда некоторые предприниматели строят свой бизнес изначально на обмане и не несут адекватной ответственности за это, пользуются административным ресурсом или пускаются в коррупционные тяжкие.
Уже разработаны рискоориентированные подходы и идет выбор юридических лиц, в отношении которых будут проведены проверки. Теперь ведомство ориентировано не на количество дел, а на качество показателей, которые нацелены на переориентацию деятельности ведомства с контроля на предупреждение нарушений, что способствует поддержке и развитию бизнеса.
Реформа предполагает ведение диалога между бизнесом и государством. Новый формат освещение деятельности ведомства, направлен на максимальную информированность органов власти и предпринимательства. Это достигается за счет оптимизации и повышения эффективности действий. Проверки будут проводится по принципу: чем больше оборот предприятия, тем больше проверок, т.к. степень риска нарушений законодательства выше. Оцениваться деятельность ФАС будет через экономический результат от проверки – экономия бюджета, снижение тарифа и т.д. Также ведомство ведет работу по актуализации требований к бизнесу для профилактики нарушений. По итогам проверок практика будете обобщена и итоги обнародованы, каждый предприниматель сможет протестировать деятельность, увидеть недочеты и поправить ситуацию, не дожидаясь, когда к нему придет проверка.
На мероприятии выступил Илья Кислинский из Комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии Ярославля с докладом «Контроль за размещением рекламных и информационных конструкций на территории города Ярославля». Григорий Магнитский, член Ярославской ТПП, руководитель ООО «Рекламное агентство «Параллакс», представил доклад «Оценка регулирующего воздействия постановлений мэрии города Ярославля на предпринимательскую деятельность в сфере распространения рекламы и наружной информации на территории города Ярославля».
Участникам III Всероссийского конкурса «Открытый взгляд на конкуренцию», Иван Паутов, врио руководителя Ярославского управления ФАС России, вручил благодарственные письма и пожелал творческих успехов и активности в освещении деятельности ведомства.
Участникам семинара предложили заполнить анкету, чтобы внести свои предложения или озвучить проблемы. Следующий публичный отчет ярославского ведомства состоится в ноябре.
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Благодарность «Первому национальному» за вклад в антимонопольную прозрачность
Летопись конкуренции через призму Управления ФАС России по Ярославской области