Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Обзор выставочной палитры Москвы: новые имена, интересные экспозиции и впечатления
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 19/05/2022 09:35
Обзор выставочной палитры Москвы: новые имена, интересные экспозиции и впечатления
Считается, что весна для художников – это время предъявления результатов творческой деятельности. Именно в этот период в Москве проходит много разнообразных по масштабу и характеристикам художественных выставок.
Есть такие, где представлены неизвестные работы известных мастеров, есть другие – отчетные выставки творческих союзов и профессиональных объединений, тематические вернисажи и благотворительные выставочки разных сообществ и отдельных художников.
В обзоре хочется представить интересную палитру художественной жизни. В известнейшем российском художественном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина произведена смена экспозиции. В залах второго этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлены работы художников первой половины XIX века, начиная с представителей романтизма — Эжена Делакруа, Каспара Давида Фридриха, а также Франсиско Гойи. Там же можно увидеть произведения символистов – Эжена Каррьера, Пьера Пюви де Шаванна, Одилона Редона и других. Работы постимпрессионистов — Винсента ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна, а также Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Шагала и прочих мастеров первой половины ХХ века разместились на третьем этаже. Обновили экспозицию импрессионистов и постимпрессионистов. Москвичам и путешествующим любителям живописи обеспечены сполна новые впечатления.
До 22 мая 2022 года в Музее русского импрессионизма работает уникальная выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Это реконструкции масштабной экспозиции авангардного искусства, забытой в Вятской губернии сто лет назад. Современному зрителю показаны более 100 произведений (неизвестные шедевры, неизвестных мастеров) ярких представителей русского авангарда из собраний Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея и Слободского краеведческого музея. В октябре 1921 года на Третью передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области) привезли более 300 работ из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный для провинции показ должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на сто лет. Такая удивительная история.
Или другая экспозиция. Выставка в Центре Гиляровского «Неуходящая Москва. Иван Павлов» продлится до 5 июня 2022г. Художник Иван Павлов, родился в 1872 году. Как документ эпохи в его чудесных гравюрах воспроизведена Москва старинная, купеческая с мощеными мостовыми, деревянными одноэтажными домами, тихими улицами, в то время как уже в Москве были телефоны и автомобили….
Менее масштабные, но не менее интересны выставки творческих союзов. На этих площадках сохранена атмосфера творческого участия и благожелательности, человечности. Наиболее известные такие точки в Москве –это ЦДРИ и Дом ученых. Исторически сложились места и традиции выставок таких вернисажей. Это работы современных художников разных стилей, направлений, техники. Немаловажно, что каждые десять дней экспозиция меняется, а для посетителей предлагаются новые авторы. В Центральном Доме работников искусств в свое время проходили первые выставки всемирно известных художников Ильи Глазунова, Исаака Бродского, Александра Шилова, Алексея Шмаринова.
Сейчас в Центральном Доме работников искусств проходят выставки, где можно увидеть настоящие шедевры изобразительного искусства. Московские художники показали работы на тематической выставке «Всемирное культурное наследие», а также и картины молодых авторов, например, экспозиция картин Ольги Головачевой «Моя Москва». Международная Федерация Акварелистов и Федерация «Акваживопись» представили работы российских художников на выставке акварели «Города и веси» (работает с 23 марта по 9 апреля). В конце апреля состоялась выставка Московского объединения художников Международного художественного фонда, которая «… освещает не только Российские, но и мировые культурные ценности. Здесь найдут своё отражение как объекты ЮНЕСКО, так и другие не менее прекрасные и значимые памятники архитектуры, храмы, природные заповедники, усадьбы…». Экспозицию разместили в ЦДРИ в полукруглом зале на третьем этаже. Любители живописи смогут при желании застать очередную экспозицию картин современников.
Московский Дом ученых – место уникальное, и, если там еще не были, то вам предстоит удивительный визит с погружением в историческую московскую и немножко помпезную обстановку. На протяжение весенних месяцев 2022 года выставки в фойе концертного зала сменяли одна другую.
Небольшие авторские экспозиции размещены, как правило, в районных выставочных центрах, бывших домах культуры, фойе концертных залов и кинотеатров, иногда даже в поликлиниках или в вузах. В целом и частном – таких мест публичного пространства для обмена и представления частных инициатив в городе не так уж много. А между тем, наличие публичных кафетериев, клубов по интересам, общих «каминных залов» и т.п. дает возможность жителям одного района взаимодействовать друг с другом, формироваться как содружество, сообщество, что очень важно в условиях городской изолированности. Одна из наиболее известных таких площадок — это, Культурный центр «Меридиан», где помимо выставочной и концертной программы существует учебные группы по рисованию для детей и взрослых. Недавно там прошла в зимнем саду выставка Ксении Шаховской, автора персональной выставки «Природа акварели» (27 апреля по 15 мая). У художницы удались пейзажные работу.
Другая камерная выставка представлена в университетском Культурном центре НИУ ВШЭ на Покровском бульваре. Эта экспозиция интересна проблематикой впечатлений автора Марины Артамоновой от поездки на Соловки. Акварельные работы – иллюстрации воспоминаний и эмоционального проживания путешествия. Показалось, что такой «социально антропологический» формат выставки логичен и обусловлен материалом. Например, на баннере изображены «какие-то» деревья, «какие-то» тени, «какой-то» ослепительный белый просвет между ними, эскиз и только. Но совсем в ином свете предстает картинка, если читаешь сопровождение и узнаешь, что это изображение центральной аллеи захоронений погибших людей в лагерях на острове Соловецкий.
Автор картин поясняет: «Соловецкий остров самый большой в Архипелаге. Впервые я была на Северном море, увидела природу Карелии и исторические форпосты России. Соловки, это несколько взаимосвязанных тем: природа, паломники и монастырь, этнографические и социальные проблемы (поморы вчера и население острова сегодня), исторические ретроспективы (монастырь - тюрьма СЛОН). Все темы как девичья коса переплетаются: современные жители живут в переобустроенных бараках заключенных, в административном здании НКВД. Кладбище— камни с надписями и центральная роща на острове на месте массовых лагерных захоронений. Камни принесены с берега, где выложены круговые лабиринты из более мелких таких же камней. Соловецкие каменные спиралевидные лабиринты — памятники дохристианской культуры, (датируются VI тысячелетием до нашей эры). Считается, что лабиринт является древним символом замкнутого круга-клубка перерождений.
Остров имеет и православную христианскую историю. У многих паломников эти острова связываются в сознании с монастырем, основанным в первой половине XV века преподобными Зосимой, Савватием и Германом на далеких «краесветных» островах Белого моря. Иначе в свое время не собралось бы братство вокруг преподобного Сергия Радонежского. Это место было безвестное, глухое, лишенное чтимых святынь.
На Соловках нет рек, но есть более 500 озёр. Уровень воды в этих озёрах существенно отличается друг от друга, порой в несколько десятков метров. А глубина некоторых озёр достигает 25 метров. Всё это заметил в XVI веке игумен Филипп, благодаря которому Соловецкий монастырь за короткий срок стал богатейшим культурным и промышленным центром северного Поморья. Филипп впоследствии стал московским митрополитом по предложению Ивана Грозного (см.фильм «Царь» с Олегом Янковским в роли митрополита). Еще при Филиппе 78 озёр были вручную соединены в единую систему каналами, вода по которым самотёком шла в Святое озеро прямо к стенам Соловецкого монастыря. Для ловли рыбы использовались морские приливы и отливы. Рыба в прилив попадала вместе с водой в искусственно огороженные водоемы, а с отливом не могла уплыть через дамбы. Они так и назывались «Филипповские садки».
На территорию монастыря вода из Святого озера попадает через подземный канал. Ранее эта вода использовалась ещё и для работы мельниц, после чего выводилась в море через действующий и сейчас шлюз. Очень интересное инженерное сооружение, где ремонтировали корабли и шлюпы, хитро используя опять же исключительно морские приливы. Для регулирования стоков, накопления паводковых вод на главной системе устроены три шлюза, 15 дамб, шесть водорегулирующих плотин.
Соловки для мира – это определенный символ лагерных страданий. История монастыря страшая, ведь некогда на Соловках была образцовая тюрьма. Так что все сплетено — форпост российских земель, православный подвижнический монастырь и тюрьма.
Монастырь восстанавливают. Мрамор и побелка. Ничего не осталось. Новодел. Церковники привезли народ — лиц неславянской национальности. Видимо, так дешевле. Учитывая, что все население острова, 908 человек, не имеет никакой постоянной работы, а кормится «от туристов», которых приезжает в сезон, около пяти тысяч, то вряд ли строительство православных храмов иноверцами — милосердие по отношению к местному населению. Если бы не была так очевидна задача выдавливания коренного населения, если бы была там разумно устроенная жизнь, а не потуги выживания, то люди обустраивали бы свой дом и места, где живут, появилась бы работа. А так — вокруг старое жилье, одна дорога, состоящая из плит, все остальные — грунтовые. Среднегодовая температура на Соловках + 1,1 °С, зимой нет связи с материком. Трудно представить себе в этих местах добровольных переселенцев. Местные гордятся тем, что они потомки свободных поморов.
И опять пересечение тем — выжить в таких условиях можно только будучи свободным, потому что работа и жизнь на островах, походы в Северное море это добровольный подвиг. Морской музей существует на энтузиазме местных жителей, строят (реплики) поморские шлюпы древнерусской конструкции, которые не вмерзали в лед (к культуре викингов никакого отношения не имеют). Природа тоже выживает и уже в начале августа цветет жасмин. Перед многоэтажными домами палисадники-огородики с зеленым луком и петрушкой. Всё, что привозят с материка, сразу удваивается в цене. Уникальная природа: холодная синяя соленая вода, отливы на несколько десятков метров обнажают дно, скользкие камни и длинные стебли ламинарии (морской капусты), из которой делают агаг-агар для ванильного зефира. Белые киты-белухи, которые детенышей выводят и учат плавать на Соловках в одной единственной бухте. Солнце на закате просвечивает лесные плоскости острова как пергамент и море отсвечивает белым светом. Белое море. Солнце, лодки, Соловки».
Не за горами лето, которое принесет другие замыслы и новые пленэры. Желаем художникам удивительных тем для будущих экспозиций, которые буду затрагивать душу и бередить ум.
Голос из зала
Иллюстрации автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
Актуальность передвижников: русский дух в картинах и застывшая в красках история
Коллекция Ольги Затеевой «Похищение Европы» в Ярославском музее
Картины как предчувствие капитализма: о чём предупреждали художники «Мира Искусства»
Игорь Грабарь: яркие ракурсы таланта
Загадка аллегорий в «Простых радостях» Олега Отрошко
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
Керамист Евгений Смирнов из Ярославля
Художник Петр Крохоняткин – совесть многострадального народа
Выставка «Типы – типчики – типажи»
Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм