Перезагрузка провинции: мамонты как точка роста и космическая пыль как научный драйвер

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 12/02/2019 12:12

Есть в России ресурс, который эффективно не используется – археологические сенсации. В Некоузском районе Ярославской области создалась удивительная ситуация, когда при пересечении научного и краеведческого интересов, возникла перспективная точка роста федерального масштаба.

История связана с давней находкой костей мамонта и изучением местных болот как эпизода судьбы планеты. Нашлись люди в районе, готовые вдохнуть новые смыслы в краеведческий потенциал и отечественную науку.

Научный интерес связан с предположением о том, что торф в болотах может хорошим «планшетом» для записи катастрофических событий периода голоцена. Это современная геологическая эпоха, которая началась около 12 тыс. лет назад. В торфе, обнаруживаются микрочастицы пыли вулканического и космического происхождения, осевшей тысячи лет назад в результате природных катастроф, приведших к гибели древних животных. Эта информация представляет серьезный интерес, поэтому Российский фонд фундаментальных исследований поддержал проект по изучению торфяников в различных климатических зонах России (в Прибайкалье, Кемеровской, Вологодской и Ярославской областях), а также осадочных пород из «заливов Каролины», которые находятся на территории Американского континента и из других мест.

Самое близкое из них – катастрофическое событие 535-536 года нашей эры, связанное с извержением вулканов, прочитывается в торфе отчетливо по обилию силикатных и магнетитовых микросфер микронного и субмикронного размера, которые могли годами висеть в пылевом облаке.

Четко никто не знает период вымирания мамонтов. Но общепринятая теория свидетельствует, что это произошло в период похолодания. Поэтому важны любые факты, которые будут проливать свет на эти давние события, расширяющие горизонты понимания также и истории человечества, в том числе, исследования торфа для поиска в нем космической пыли.

Подтверждение научной гипотезы по следам в торфе – входит в область интересов Владимира Цельмовича, ведущего научного сотрудника Геофизической обсерватории «Борок» Института физики Земли РАН, проживающего в поселке Борок Некоузского района Ярославской области.

Результаты его научных изысканий получены благодаря магнитным и микрозондовом исследованиям торфа из ярославских болот, которые он проводил вместе с коллегой Александром Куражковским, старшим научным сотрудником.

Владимир Цельмович пояснил, что более древнее катастрофическое событие произошло 12900 лет назад в Америке, оно оставила около 500 000 овальных «заливов Каролины», о природе которых до сих пор идут ожесточенные споры. Убедительные доводы в пользу кометной гипотезы этой катастрофы получены именно в Борке. Результат, полученный на образцах, предоставленных геологами Алексеем Люхиным и Виталием Шереметом, позволяет предположить, что именно это событие на планете могло привести к изменению климата и вымиранию мамонтов. Ученые полагают, что гибель мамонта, кости которого были найдены в Некоузском районе, была отдаленным последствием этой катастрофы.

Торф для изучения более близкой вулканической катастрофы 535-536 гг. отбирали биологи лаборатории высшей водной растительности из Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН (находится в Борке) кандидаты биологических наук Эдуард Гарин и Дмитрий Филиппов (на фото).

Эта работа являлась частью проекта Владимира Цельмовича, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований.

Открытие ученых получило широкий резонанс в международном научном мире. Но требуется ряд подтверждений и дальнейшие исследования: например, поиск микроскопических индикаторов катастрофических событий в самых разных средах, по различным проявлениям, в том числе, на местах стоянок древнего человека. Так, в болотах Кемеровской области были обнаружены магнитные и микроскопические следы космической катастрофы, происшедшей около 5 000 лет назад, они четко совпали со следами резкой смены биоценозов. Такие же исследования следует провести и в ярославских болотах.

Надо сказать, что поселок Борок Некоузского района представляет собой уникальное и почти исчезнувшее явление в России – наукоград, где живут и работают ученые нескольких федеральных НИИ. После социальной катастрофы – оптимизации медицины в районе и др. – судьба ученых развивается, практически, по сценарию мамонтов после природного катаклизма. Поэтому Владимир Цельмович проявил смекалку – можно помочь краеведам создать новую точку роста, способную оживить социально-экономический пейзаж, и доказать научную гипотезу. Он обратил внимание на историю, опубликованную в краеведческой газете «Некоузская летопись» («Мамонты на Сити», ноябрь 2018г., автор Николай Савицков).

Полвека назад местный экскаваторщик Владимир Волков зачерпнул ковш в песок берега реки Сить под деревней Бабья Гора, и обнаружил в нем кости мамонта и доисторический горшок. Местные жители и раньше периодически находили «клады» доисторических времен, возможно, что именно в этом месте была стоянка пращуров или место охоты.

Как следует из заметки, в дальнейшем случилась почти криминальная история и находка не попала в руки ученых. Но и сейчас еще не поздно провести расследование и найти недостающие звенья загадочного исчезновения.

Некоторые артефакты оказались все же в запасниках краеведческого Некоузского музея, требуют современных методов консервации.

Краевед Николай Савицков, поднявший тему, ранее дважды избирался главой района, и не понаслышке знает проблемы провинции. Сейчас для него краеведение не просто увлечение – есть большое желание вдохнуть жизнь в район. Для людей такой интерес к местным достопримечательностям поднимает дух и перезагружает отношение к малой Родине, может повлиять на интерес молодежи к краю.

Если будет развитие проекта, то инвестиции создадут рабочие места и сократят отток населения. Николай считает важным привлечение внимания властей, в том числе и федеральных, научных представителей для придания новых стимулов развитию территории и патриотического эффекта.

Еще в октябре 2015 года на Первом Молодёжном туристическом форуме Центрального федерального округа «Город N: перезагрузка» победил проект «Легендарная и загадочная Сить», предложенный группой студентов Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Сейчас Николай Савицков прикладывает усилия по снятию информационной блокады с событий 50-летней давности, чтобы реализовать молодёжный проект – строительство этнографической деревни сицкарей как раз в районе д.Бабья Гора, где нашли кости мамонтов. Его цель – добиться археологических изысканий, а также придать динамику развитию туристического и культурного потенциала Некоузского муниципального района на основе редких исторических событий. Поэтому он обратился за поддержкой к региональной власти.

В июне 2018 года краевед получил ответ из Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области за подписью директора А.Е.Филяева. В нем сообщается, что об истории с мамонтами они не слышали, а если объект у них не зафиксирован, то и финансирования на 2019-2020гг. на него не предусмотрено. В письме ни слова, как получить данный статус. И не понятно, есть интерес у власти или нет создать новый объект на территории района.

Исследователи из Борка показали, что ярославские болота и осадочные породы могут нести следы самых различных природных катастроф. Удивительный «квест» состоится, если ученые получат грант для научных исследований, а общественники-краеведы раскачают внимание властей или бизнеса – появятся инвестиции в научно-исторический туризм.

Отечественные «клады Приама», буквально, под ногами и томятся в ожидании звездного часа. Генрих Шлиман поверил в легенду и нашел золото Трои. Энтузиасты из ярославской глубинки опираются на науку и здравый смысл, смогут ли они раскрутить маховик местной бюрократии на пользу России?

Редакция понимает важность идеи и поможет информационным ресурсом, чтобы дать возможность ученым проверить гипотезу, а краеведам –  возродить интерес к малой Родине, создать точку экономического роста в районе. Мы направим соответствующие запросы, чтобы дать шанс ученым и краеведам, жителям района на преображение их жизни и с ответами познакомим читателей.

Виктория Соцкова