Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийIT-сфера: технологии, проблемы и развитие.


Платформа «Знай своего клиента»


Рубрика: IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 05/04/2021 16:29

Платформа «Знай своего клиента»

  В России готовится к запуску платформа «Знай своего клиента». В Банке России считают, что финансовые организации смогут подключиться к программе к середине 2022 года. 

Платформа позволит классифицировать предпринимателей по зонам риска и снизить нагрузку на добросовестный бизнес. Подозрительным же клиентам финансовая организация вправе отказать в обслуживании или вовсе заблокировать транзакцию. В то же время, в ЦБ не пояснили, по каким критериям бизнес будет определяться в «зелёную» или «красную» зону.

 Бизнес-сообщество усомнилось в необходимости программы. Однако, в случае ее введения, предприниматели просят обозначить чёткие критерии зонирования, минимизируя при отборе человеческий фактор.

  «Речь идет о систематизации работы, которая так или иначе уже проводится банками относительно клиентов. В больших банках система «комплаенс» настроена так, что выведена за периметр традиционных отделов. «Кредитчики» собирают информацию о клиенте и направляют рисковикам, при этом, зачастую общение сотрудников банка с ними не практикуются, а с клиентом вообще исключены, - объясняет руководитель Московского регионального отделения Партии Роста, председатель совета директоров "Совфрахт" Дмитрий Пурим. - От качества подготовки документов клиентскими менеджерами, порой, зависит вынесение положительного или отрицательного заключения рисковиками. Кому-то откажут в кредите, кому-то не проведут платеж, а кому-то откажут в обслуживании в банке. Такая работа на западе началась более 10 лет назад. Критерии могут быть разные – от наличия уголовных дел на директоров и предпринимателей, наличия административных запретов до подробного анализа существа бизнеса. Так, чем проще и понятнее бизнес-модель, тем больше шансов остаться в минимальной степени риска. Также банки настораживают операции, которые не свойственны бизнесу. Например, если московская булочная начнет покупать векселя обанкротившейся финансовой компании из Владивостока – шанс на прохождение такого платежа минимален».

   По мнению Дмитрия Пурима, упорядочивание этих работ даст четкие сигналы предпринимателям – есть ли у них шанс на выстраивание взаимоотношений с банком или нет.

   «Конечно, многие будут разочарованы результатом, если их отнесут к высокой степени риска, по моим оценкам при первом рассмотрении негативный результат будет у 20% предприятий МСБ, но при более внимательном заполнении форм, думаю, процент сократится до 5. Главный риск для предпринимателя в том, чтобы банки не переусердствовали с требованиями. Банки не должны забывать, что их задача – обслуживание клиентов, а не развитие полицейских функций. При этом, клиентам-неудачникам не нужно отчаиваться, если с первой попытки ты попал в «красную зону». Нужно плотнее работать с банком, развивать разные направления работы с банками – зарплатные проекты, депозиты и т.п. Банки это любят». 

   В Центральном банке считают, что в «красную зону» могут попасть меньше одного процента бизнеса. При таких условиях, некоторые бизнесмены усомнились в целесообразности самого проекта.

    «СМИ приводит оценку самого ЦБ, что на сегодня 99% клиентов банков и так находится в зеленой зоне, в красную могут попасть примерно 0,7%, а в желтую – 0,3%. Но тогда возникает вопрос: если доля «зеленокожих» составляет аж 99%, тогда зачем весь этот огород городить? С платформами, процедурами, изменением в законах? Что мешает сейчас точечно проработать эти пресловутые 0,7%, не устраивая всем остальным фестиваля красок? Почему надо применять принцип коллективного наказания всего бизнеса из-за доли недобросовестных обнальщиков в 0,7%», - возмущается учредитель компании «Экспорт-Трейд» и член политсовета регионального отделения «Партии Роста» в Ростовской области Аркадий Мурзаев. 

   Помимо этого, Аркадий Мурзаев считает, что от введения системы «Знай своего клиента» могут пострадать честные предприниматели, в том случае, если они переведут деньги на счёт фирмы из «красной зоны», ведь информация будет только у регулятора.

  «Для начала очень бы хотелось увидеть точный и полный список критериев. Хотелось бы понять, насколько все это действительно необходимо, и настолько ли у нас тяжелая ситуация с обналом, что надо вводить такие меры. А еще очень бы хотелось, чтобы интересы администраторов не были самыми важными, а чтобы дали слово самим предпринимателям», - заявил он.

  Доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова и руководитель регионального отделения Партии роста в Липецкой области Вадим Ковригин напротив, уверен, что система «Знай своего клиента» поможет минимизировать случаи неправильного присвоения статусов, отказа в кредитах: «Уверен, что ЦБ предусмотрит в такой централизованной системе механизмы изменения статуса из-за ошибок. Сегодня же в действующих системах оценки таких механизмов нет. Думаю, что критерии отнесения к «зелёной зоне» будут «традиционными» для уже действующих систем: отсутствие фактов длительной просрочки платежей по обязательствам, регулярность оборотов по расчетным счетам, отсутствие дисквалификаций руководителей, отсутствие адресов массовой регистрации или массового руководителя.  По таким критериям из сферы МСБ могут попасть в «красную зону» не более 5 процентов предприятий». 

   Единая платформа, считает эксперт, облегчит возможности получения кредитов добросовестным заемщикам и, в перспективе снизит стоимость кредитных продуктов. 

   «Из-за отсутствия единой системы оценки сегодня банки закладывают риск в проценты по кредитам», - пояснил Ковригин.

Информация пресс-службы «Партии Роста»  

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2021 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).