Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийТуризм. Отели. Пути-дороги. Отдых.


Погружаясь в колодец времени: создание музейной экспозиции к 500-летию Тульского кремля.


Рубрика: Туризм. Отели. Пути-дороги. Отдых.

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 24/09/2020 10:47

Погружаясь в колодец времени: создание музейной экспозиции к 500-летию Тульского кремля.

  Прикосновение к истории сродни ощущению, возникающему от погружения в глубокий колодец с многочисленными культурными слоями. 

Новый музейно-экспозиционный комплекс древнего Тульского кремля, созданный усилиями археологов, реставраторов, музейных работников, региональной администрации и широкой спонсорской поддержке, дает возможность заглянуть в жизнь наших далеких предков и наглядно представить многие важные события отечественной истории и культуры.   

10.09.2020г. состоялся пресс-тур, организованный комитетом Тульской области по печати и массовым коммуникациям, министерством культуры Тульской области и комитетом по развитию туризма. Его участники ознакомились с новациями в музейной сфере Тулы. Мероприятие было приурочено к юбилею со дня основания Тульского кремля.

Современные музеи постоянно стремятся отыскать новые пути и выстраивают нетрадиционные формы коммуникации с публикой, открывают для посетителей самые разные возможности, иногда решительно изменяя прежним традициям и канонам. Многие из них продолжают выполнять роль хранителя и систематизатора культурно-исторического наследия, огромных запасов накопленной человечеством культурной информации, в одном лице являясь и просветителями, и популяризаторами этого наследия. Экспозиции других – как по мановению «волшебной палочки» кураторов - становятся пространством встречи, диалога, иногда и споров самых различных культурных смыслов.  И традиционные музеи, и современные арт-кластеры, иногда даже целые музейные кварталы становятся одновременно и частью городской среды, и катализатором её преобразования. Причудливая архитектура многих современных музейных центров, создаваемая ими развлекательная и досуговая инфраструктура меняет городское пространство, оживляет инфраструктуру города, привлекает туристов. Всё это делает культурную политику немаловажной частью и инструментом для развития интеллектуального, культурного, туристическо-досугового и экономического потенциала городов и целых регионов. 

Многие из музеев сейчас активно уходят в онлайн, используя электронные интерактивные инструменты, что оказалось очень полезным во время вынужденной изоляции при пандемии COVID-19. Можно с уверенностью сказать, что на этом пути их ждут новые творческие идеи и возможности.

Новые идеи для развития внутреннего туризма ищут и в российских региональных музеях, где посетителей и многочисленных туристов ожидает немало интересного. Активно участвуют музеи и в реновации исторического центра Тула - важного для российской истории и культуры города. 

Жителям Тулы и Тульской области есть что показать гостям своего родного региона, особенно приезжающим сюда с туристическими целями. Несколько веков город был грозной для врагов крепостью на южных оборонительных рубежах Московского княжества, центральным форпостом укреплений Большой засечной черты, протянувшейся в XVI-XVII вв. на 600 км от реки Жиздры и Козельска до Рязани. Эта система оборонительных сооружений, куда входили города, крепости, валы и частоколы и естественные природные преграды (лесные завалы, реки, болота, озера) защищала внутренние районы страны от врагов и прежде всего от нашествий крымских татар. Чего только не было, каких только событий не происходило в его многовековой истории. Территориальное расположение и военное значение, близость к городу месторождений железной руды открыли возможности для развития промышленности, кузнечного, оружейного дела. Тульские самовары и пряники, белёвская пастила и кружево, гармони – всё это, как говорят сегодня, бренды, исторические связанные именно с территорией города и области. С тульским регионом переплелась жизнь и деятельность многих замечательных писателей, интеллектуалов, оставивших заметный след в российской культуре. Обо всём этом туляки хранят культурную память, отраженную в многочисленных музейных экспозициях.

Среди всех музеев региона городские музеи Тулы сегодня составляют целый кластер больших и малых выставочных центров. Среди них и есть уже довольно давно существующие музеи, такие как Тульский государственный музей оружия и военно-исторический музей, областной краеведческий музей, Историко-мемориальный музей Демидовых, Тульский историко-архитектурный и художественный музеи. Но это и новые проекты, прежде всего по комплексной реставрации и музеефикации объектов Тульского кремля. 

Сам кремль был построен между 1507 и 1520 гг. и является важным памятником русского оборонного зодчества и военно-инженерного искусства того времени. Крепость выстояла в многочисленных военных испытаниях, пришедшихся на её долю за несколько столетий и никогда не была взята прямым штурмом. В плане сооружение имеет правильную прямоугольную форму, длина его стен составляет около километра, а площадь 6 гектаров. Хотя прямых свидетельств нет, по всей видимости в его создании большую роль сыграли итальянские мастера. Об этом говорит и форма зубцов стен – мерлоны («ласточкины хвосты», в Древнем Риме связанные с символикой императорского орла) и расположение 9 кремлевских башен, принятое в древнеримских военных укрепленных лагерях.  Из них четыре круглых глухих угловых башни – Никитская, Спасская, Тайницкая, Наугольная; 4 прямоугольные проездные – Одоевская, Пятницкая, Ивановская, Водяная. Из прямоугольных башен единственная без проездных ворот башня На Погребу. Башни служили для огневой поддержки при обороне, а кроме того, каждая из них имела и свои внутренние хитрые ловушки для нападавших в случае штурма. Это и неровные, разной высоту ступеньки крутых лестниц, узкие коридоры с крутыми поворотами, а раньше - еще и их низкие сводчатые потолки, о которые легко удариться головой. Во время экскурсионной прогулки по кремлевской стене и башням участники пресс-тура на себе испытали, как нелегко было бы врагам взять эти внутренние укрепления. Сейчас внутри башен развернуты выставочные экспозиции, и посетители могут увидеть здесь старинные документы, посмотреть, как были одеты и вооружены воины тех времен, наглядно представить, как отправлялись тогда розыск и правосудие, оборудованы пыточные камеры и использовались пыточные орудия.

В одном из внутренних помещений посетителей встречают фигуры воинов в полной экипировке и вооружении времен неудачной осады кремля в 1552 г. войском молодого тогда еще крымского хана Девлета Гирея. Тогда крымский хан привел с собой не только быстрых и опасных татарских конников, но и опытную пехоту янычар, присланную турецким султаном. Так же, как и в те давние времена, им противостоят – в противоположном углу экспозиционного помещения – стрельцы с пищалями (а в жизни они пользовались еще и бердышами), пушкари-затинщики с запальниками и кремлевские охранники, охранявшие имущество богатых бояр - дворники со своим традиционным оружием -  деревянной рогатиной. 

Работа над исторической реконструкцией боярских осадных деревянных дворов внутри кремлевских стен, которых ранее насчитывалось более 100, идет сейчас на основе обобщенных данных археологических изысканий, георадарного сканирования и архивных документов благодаря широкой спонсорской поддержке. Сюда переезжали бояре во время многочисленных осад и военных событий, здесь находились их жилые дома, хозяйственные постройки и другие объекты. Всего планируется воссоздать два таких двора.

Территорию кремля ныне украшают два храма – в 1762-1764 гг. на средства тульского купечества вместо старого Успенского храма XVIII был возведен Свято-Успенский собор, а в 1855-1862 гг. – Богоявленский кафедральный собор. 

В 2012-2014 гг. в рамках подготовки к празднованию 500-летия кремля была восстановлена колокольня Свято-Успенского собора высотой, более 70 метров, разобранная после пожара еще в 1936 г. 

С большим нетерпением ожидается окончание реставрации и открытие самого собора - уникального по архитектуре. переходной от барокко к классицизму, и внутреннему убранству в стиле русского барокко памятника, который всегда был важной частью всего кремлевского комплекса. Именно над этим сейчас работают высокопрофессиональные реставраторы, в большинстве своем выпускники Строгановского училища. Ведется работа и над реконструкцией настенных темперных росписей, созданных в свое время ярославскими мастерами-иконописцами, в их числе членами известной иконописной династии Сопляковых. Восстанавливается и барочное внутреннее убранство -  белокаменные резные капители, розетки и раковины, и лепные украшения растительного орнамента, фасонный кирпич, богато украшенные порталы. Известным в своем время был высокий иконостас храма с росписью Распятия наверху, по словам современников, «горящий» позолотой и окладами икон. Большая часть этих икон хранится в Тульском художественном музее.

Храм немало пострадал от различных бедствий в XX веке, часть росписей даже подверглась шелушению и сейчас эти повреждения восполняются профессиональным трудом современных реставраторов. Работы должны быть закончены в 2021 г., когда это уникальный памятник по-прежнему станет украшением и важной частью духовного и культурного пространства внутри стен Тульского кремля.

Многие находки, сделанные археологами во время раскопок на месте восстановленной колокольни храма, стали частью новых музейных экспозиций с интерактивными элементами. 

На экспозиции выставлены не только новые интересные археологические находки, связанные с бытовой жизнью тогдашних жителей города, но и подробно представлен сам процесс археологической работы, проведения раскопок и тот путь, который археологические находки проходят от раскопок через реставрацию до артефакта, выставленного напоказ в музее. За стеклами выставочных витрин можно увидеть самые разные бытовые предметы. игрушки, торговые принадлежности, например, гири и аршины; ключи, замки. 

На радость нумизматам выставлены мелкие и крупные императорские старинные монеты. Можно увидеть самые разнообразные виды ручного и огнестрельного оружия, в том числе и тогдашние «ежи», применявшиеся против конных и пеших врагов – небольшого размера металлические колючки – «чесноки», впивавшиеся в копыта татарских лошадей.  Есть здесь и хорошо сохранившиеся изразцы, которыми выкладывались печи в богатых домах. В менее богатых пользовались белокаменными печами. 

Крестики, остатки глиняной посуды, части ремней, пуговицы, почти сохранившиеся кожаные сапоги и многочисленные лапти, остатки водомётов, с помощью которых отводилась вода, более поздние изделия из стекла, образцы кирпичей – всё это много говорит археологам о том, как жили в то время жители Тулы. Есть в экспозиции и остатки животных, черепа лошадей. Ведь не даром говорят, что через порог не здороваются. Под порогами домов наши предки закапывали останки животных, чтобы не пробрался внутрь нечистый дух, злая сила.

Есть среди экспонатов и очень редкие, интересные находки, которыми по праву гордятся и сами археологи, и музейщики. Это и деревянная имитация грозного оружия ближнего боя ударно-дробящего действия - пернача, которая возможно использовалась для обучения боевому искусству или самообороны, и рязанская деньга великого князя Олега Ивановича, датируемая XIV веком. Первые такие монеты представляли собой надчеканенные княжеским знаком Олега деньги Золотой Орды. Многие из находок еще ждут более подробного изучения.

Отдельный зал отведен экспозиции, посвященной истории самого Тульского кремля.

Пол в камерных экспозиционных залах покрыт прочным стеклом, под которым посетители могут видеть реконструкцию участка археологического раскопа на месте современной колокольни Успенского собора. Там были найдены фундаменты домов, белокаменные печи, другие предметы. На фоне белокаменной кремлевской стены демонстрируется видео об истории раскопок, а заглянув в макет старинного колодца, мы видим ряд интерактивных картинок, словно накатывающихся на нас из прошлого.

   Посетители могут увидеть весь процесс ведения раскопок, инструменты, которыми пользуются археологи, раскопы с добытыми артефактами, модель культурных слоев, накопившихся за многие столетия, (свыше 2-метров в высоту) в городском пространстве Тулы.

В конце нынешнего сентября – в день празднования 500-летия кремля и одновременно День города должен открыться новый внешний музейный объект, расположенный непосредственно рядом с Успенским собором – застекленное археологическое «окна» на месте раскопа фундамента первоначального, как выяснилось в результате раскопок, также каменного храма, существовавшего до середины XVIII века. Такой способ экспонирования дает возможность одновременно и показать исторический объект и сохранить его на месте. Опираясь на находки, археологам удалось восстановить внутренний внешний облик первого собора, который скорее всего, судя по изразцам, был теплым, имел отопление. Фундамент храма опирался на дубовые сваи, образцы которых сейчас можно увидеть в музейной экспозиции. Качество каменной кладки говорит о высоком уровне работ. Сменивший его новый собор был в четыре раза больше, что говорит о том, как быстро развивался город в это время.

    Как подчеркнула министр культуры Тульской области Татьяна Вячеславовна Рыбкина, уже использованная в других, европейских и южнорусских, условиях идея археологического «окна» должна быть адаптирована к российским погодным условиям. Для этого над застекленным археологическим раскопом будет возведен специальный павильон. 

      Новые экспозиции в кремлевском музейно-выставочном комплексе, созданные в творческом содружестве представителей музейного дела и археологии, по праву можно назвать и музеефикацией археологии, подчеркнула, выступая перед участниками пресс-тура и заместитель директора Института археологии РАН Ася Викторовна Энговатова.

 На территории кремля в 2012 -2015 гг. были реставрированы и торговые ряды, начитывающие раньше 24 лавки. Здесь теперь торгуют преимущественно сувенирами, в том числе и знаменитыми тульскими пряниками. Есть здесь и помещения для деловых встреч, расположен информационный центр.

     К 500-летию кремля в Туле создан специальный музейный квартал, под который отреставрирована старинная городская улица в прошлом носившая название Пятницкой (по названию церкви Параскевы Пятницы, находившейся рядом с ней). Ныне это улица Металлистов. Здесь в невысоких домах, где раньше жили в основном тульские купцы, а на первых этажах находились их лавки, скоро откроются филиалы областных и столичных музеев – Государственного исторического музея, музея-усадьбы писателя Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственного музея-заповедника «Куликово поле», государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника художника Василия Поленова.  Саму улицу сделали пешеходной, оборудовали велодорожки, капитально отремонтировали здания.  Расположатся здесь и гостиницы, кафе, рестораны, досуговая инфраструктура, где будут проводиться выставки, театральные представления, мастер-классы. 

Полностью отремонтирована также находящаяся вблизи Казанская набережная, протянувшаяся рядом с кремлевскими стенами и сквером. Вдоль стен размещены и новые арт-объекты - статуя металлического коня, состоящего из букв, и самовар, интерактивно связанный со станцией московского метро «Тульская». С другой стороны реки сюда же выходят и обновленные фасады старинных корпусов знаменитого тульского оружейного завода 

В результате городское пространство, включая и территорию кремля, превратилось в целый культурно-музейный кластер, современное досуговое и культурно-просветительское пространство, а Тула получила прекрасный современный инструмент для развития внутреннего разных видов туризма, в том числе культурного, событийного и гастрономического, и культурной политики на региональном уровне. Жители города и его гости смогут посещать музеи и арт-галереи, ходить на экскурсии, прогуляться в прекрасно реконструированном старинном районе, походить по сувенирным лавочкам и магазинчикам, посидеть в уютных небольших ресторанчиках за бокалом вина, «переваривая» вкусный обед и полученные впечатления. И не исключено, что уже в самом ближайшем будущем, наведя свой смартфон на любой арт-объект на территории культурного кластера, туристы смогут считать всю информацию о нем с RFD метки, что отнюдь не лишит работы рассказывающих о своем родном городе эрудированных тульских экскурсоводов. 

  Хотелось бы лишь надеяться, что арт-кластеризация городской среды будет развиваться с соблюдением меры в обращении с аутентичной древней средой - в гармонии с историей и культурными традициями края. Ведь всякое вторжение в историческое прошлое должно осуществляться с большой осторожностью. Это всегда погружение в очень глубокий колодец исторической информации, во время которого мы соприкасаемся порой с грозными в свое время культурными объектами, которые не утратили своей исторической информационной насыщенности, хотя и попали в музейные витрины. Тем самым можно прикоснуться к мудрости, знаниям и опыту прежних веков, бедам и радостям людей тех времен. И далеко не всё, что создавали с таким трудом и кровью наши предки, может превратиться в «игрушку» для их потомков и безупречно монтироваться рядом даже и с очень талантливо сделанными современными артефактами. 

Фото редакции

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Еще на эту тему:

Родина рядом: Тульская область – история и современность

Туристический потенциал Санкт-Петербурга: новые возможности и креатив

500-летие Тульского кремля отметят в сентябре

Фестиваль «Архитектурное наследие 2018»

Развитие туризма в Тульской области:«Арсенал и щит России»

Симпозиум ИКОМОС в Ярославле: «Культурное наследие – площадка для диалога»

Новые маршруты для туристов в Рыбинске

Жизнь малых городов России: Переславль-Залесский в поисках идентичности

«Сады и парки Ярославской земли» –новый туристический маршрут

Целина в жизни «детей войны»

Флотоводец Федор Ушаков и проблемы сохранения памяти в общественном сознании

В Албанию из Черногории

В заповедной зоне РЖД появился регулярный паровозный маршрут «Бологое-Осташков»

«Visit Russia» и отечественный туризм: новации и проблемы

На побывку к Элвису

Что известно о монастыре-коммуне деревни Захарьино Кукобойского района Ярославской области?

Достояние России: проблемы и перспективы Арктики

Затопленные святыни Мологского края: Югская Дорофеева пустынь

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM