Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 08/05/2022 08:13
Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»
В московском театре им. М.А. Булгакова состоялась премьера спектакля «Белые ночи» по произведению Ф.М. Достоевского (режиссер Екатерина Негруца). Спектакль создан при поддержке благотворительного фонда «Анастасия».
Театр «Булгаковский дом» находится рядом со входом в музей М.А. Булгакова. 29 и 30 апреля в нем прошла премьера – спектакль-«невидимка», в котором и актеры, и зрители погружены в темноту. Как рассказала в интервью нашему изданию режиссёр Екатерина Негруца, ещё будучи студенткой в 2004-2005 гг. и обучаясь на первом курсе ГИТИСА, она начала вести здесь студию. Тогда это был грязный разрушенный подвал с протекающим потолком. Позже студийный коллектив влился в Театр имени М.А. Булгакова, открывшийся в 2011г.
Ещё в студийные времена Екатерина Негруца начала ставить интерактивные спектакли-экскурсии, которые теперь называют иммерсивными. Они до сих пор идут на площадках музея и театра. По словам режиссёра, это спектакли без четвёртой стены, когда зрители и актёры существуют в режиме променада, в нетеатральном пространстве – в музее, на улице, в подъезде, на Патриарших прудах и т.п. Летом открываются пешеходные экскурсии, зимой они идут в помещении. Например, есть спектакль-трилогия «Три ночи среди оживших персонажей» по биографии и произведениям М.А. Булгакова. Позднее к этому прибавился формат спектакля-«невидимки», когда зрителям предлагается погрузиться в полную темноту.
По словам Екатерины, «Белые ночи» не были дебютом в подобной стилистике. Первым опытом стал детский спектакль для незрячих детей «Вольке» в 2013 г. Обычным зрителям сначала предлагали надевать светонепроницаемые маски. В итоге этот формат разросся в самостоятельный, независимый театральный проект. «Белые ночи» стал первым не концептуальным, а ярким и насыщенным музыкальным спектаклем-«невидимкой» в кромешной темноте. Теперь зрители просто попадают в пространство зала, из которого убраны все источники света, в первую очередь их собственные мобильные телефоны и другие гаджеты. А поскольку действие происходит в подвале, то темнота эта является полной. В пространстве, где не видно ни зги, прекрасные актеры – Юлия Вергун, Филипп Хитров, Леонид Семёнов разыгрывают лирическо-драматическую историю двух случайно встретившихся героев. Им, в отличии от зрителей, по сути прикованных цепями ограждения к своим местам, приходится как духам-невидимкам по ходу сюжета перемещаться по узким проходам между креслами. Как рассказала режиссер, навыки передвижения в темноте закреплялись в процессе многочисленных репетиций и никаких специальных инфракрасных приборов при этом не использовалось, помогли взаимное доверие и понимание важности безопасности.
Звуковая партитура, предлагаемая исполнителями, решает всё и почти полтора часа актёрам удается держать на высоком градусе внимание зала. Стоит высоко оценить их творческие усилия – малейшая ошибка, заминка в голосе стали бы фальшью, которая разрушила бы ту воображаемую реальность, которую они создают для зрительного зала, замершего во мраке. Дополняют набор выразительных средств и акустические эффекты – звуки городской петербургской толпы, течение воды, стук каблучков героини, цоканье копыт, музыка «Севильского цирюльника» Россини. Остальное в атмосфере и видах Петербурга, портреты героев дорисовывается зрительским воображение: девушку в желтой шляпке и черной мантилье, самого героя – петербургского мечтателя, предпочитающего видения, даруемые ему белыми ночами, дневным делам и заботам.
Вот собственно и весь набор выразительных средств, с помощью которого зрители попадают в драматичный Петербург Достоевского. Как невидимый град Китеж, этот город, созданный писателем, возникая в воображении, охватывает их со всех сторон и вовлекает в канву сюжета.
Не так просто вначале войти в этот условный Китеж-Петербург, но, по отзывам зрителей, которые высказывались после спектакля, им это вполне удалось. Поэтому достойной наградой за профессиональный труд и творческие усилия стали высокие оценки спектакля и тёплые слова зрителей, адресованные творческому коллективу создателей театрального действа в темноте.
Кроме премьеры «Белых ночей» в Театре им. М.А. Булгакова идет еще один спектакль-«невидимка» «Чучело».
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Фото редакции
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Еще на эту тему: «Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Анфиса в стране виртуальных чудес
Культурный код Николая Некрасова
Картины как предчувствие капитализма: о чём предупреждали художники «Мира Искусства»
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Проект «Родимые просторы»: Ситская битва и память о ней в Некоузском районе Ярославии