Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Панорама мероприятий
Прекрасная «Боярышня» вернулась обновленной в Ярославский художественный музей
Рубрика: Панорама мероприятий
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 02/05/2025 09:57
Прекрасная «Боярышня» вернулась обновленной в Ярославский художественный музей
Ярославский художественный музей (ЯХМ) пригласил представителей медиа-сообщества на важное событие – возвращение в постоянную экспозицию картины Ильи Куликова «Боярышня. (Убор невесты)».
Иван Семенович Куликов (1875 — 1941) родом из деревни Афанасово Муромского уезда. Его отец был кровельщиком и маляром. Иван выбрал путь в искусство. Он добрался до Петербурга, учился у знаменитых художников-передвижников – Владимира Маковского и Ильи Репина. Когда Илье Репину заказали картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (81 персонаж, 4 м в высоту и почти 9 м в длину), то он поставил условие, что выполнит заказ с помощниками – Борисом Кустодиевым и Иваном Куликовым.
Как живописца Куликова интересовала старина. Вот и на картине «Боярышня» изображена красивая молодая девушка в богатом облачении, на голове у нее надет кокошник. В руках— ларец, наполненный драгоценностями. По еле заметной улыбке на лице девушки можно предположить, что она задумалась о свадьбе. Наряды проработаны достаточно детально, Картина, написанная в 1911 году не только яркий образец отечественного искусства, но и свидетель непростой истории. После успешного дебюта, отмеченного премией Общества поощрения художников (1912) и участием в выставках в Венеции и Мюнхене, полотно передано в Ярославль в 1914 году для будущего художественного музея. Однако в 1918-м, во время обстрела города, картина получила восемь пулевых пробоин, а последующие годы хранения в неидеальных условиях вне музея усугубили повреждения. В 60-е годы прошлого века реставраторы музея сделали необходимые работы по консервации картины, но режим жизни картины был ограничен нахождением в отделе хранения в стабильных климатических условиях.
Сотрудники музея и главный хранитель ЯХМ Татьяна Лебедева приложили много усилий для возвращения шедевра в экспозицию. Было решено, что картину следует реставрировать во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. Грабаря. Но для этого нужно было дружеское участие, и фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» протянула руку помощи, чтобы музей выполнил миссию по сохранению произведения искусства для потомков, перенес через века в настоящее прекрасный женский образ из российской истории.
Реставраторы центра И. Э. Грабаря в течении пяти месяцев провели кропотливую работу. Они восстановили натяжение холста, устранили деформацию, трещины и расслоение красочного слоя, утраты и потертости, а также вернули картине её первоначальный цветовой баланс. И теперь картина находится в постоянной экспозиции «Русское искусство XVIII – начала XX веков».
Мероприятие состоялось 30 апреля 2025 г.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
6+
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Партнер Интернет-бюро адвоката Р. М. Чалова
Еще на эту тему:
Выставка в Ярославле художника Николая Мухина — мост между эпохами
Обзор выставочной палитры Москвы: новые имена, интересные экспозиции и впечатления
Актуальность передвижников: русский дух в картинах и застывшая в красках история
Коллекция Ольги Затеевой «Похищение Европы» в Ярославском музее
Картины как предчувствие капитализма: о чём предупреждали художники «Мира Искусства»
Игорь Грабарь: яркие ракурсы таланта
Загадка аллегорий в «Простых радостях» Олега Отрошко
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего