Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийИнвестиции: спрос и предложения, проблемы и перспективы


«Афанасий Никитин» и новые смыслы транспортно-логистического коридора «Север-Юг»


Рубрика: Инвестиции: спрос и предложения, проблемы и перспективы

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 23/08/2018 10:03

«Афанасий Никитин» и новые смыслы  транспортно-логистического коридора «Север-Юг»

Жил-был в Средневековье тверской купец Афанасий Никитин. Торговая экспедиция в 1468 году за выгодой для него обернулся попаданием в историю. Купец внес лепту в развитие отечественного предпринимательства и запомнился дневником – «Хождение за три моря», т.к. путь его лежал по Волге до Каспия, затем до Черного и Аравийского морей. 

Современники оценивали его поход как авантюру с билетом в один конец. Последующие поколения акцентировались на информативности путевых заметок. Сегодня такое подвижничество предстает в более прагматичной окраске – активный деловой человек открывал новые горизонты для себя и коллег, на свой страх и риск осваивал неизведанные торговые пути и рынки сбыта. 

Пришло время и о своеобразном профессиональном подвиге купца вспомнили и оценили перспективы. Недаром говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Вдохнула вторую жизнь в российско-ирано-индийский трафик в современной интерпретации инициатива Московской ассоциации предпринимателей проект «Афанасий Никитин», раскрывающий потенциал отечественного аграрно-промышленного комплекса.

Игорь Гоц, заместитель руководителя проектной дирекции «Афанасий Никитин» МОО «Московская ассоциация предпринимателей», управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин», ответил на вопросы «Первого национального».

–  Расскажите о проекте раскрытия потенциала Волго-Каспийского транспортно-логистического коридора. 

– Международный транспортно-логистический коридор «Север-Юг» существовал веками, а во время Великой Отечественной войны половина ленд-лизов (прим.ред. – госпрограмма союзников по поставкам оборудования и продовольствия) прошла именно этим коридором. Потенциал пути известен очень давно, в истории были периоды, когда этот маршрут был чрезвычайно востребован и загружен. Возвращение интереса к МТК «Север-Юг» в новейшей истории России связано с тем, что экономика страны активно развивается и, как следствие, появляется острая необходимость в диверсификации международных торговых путей. 

Почему именно сегодня? Причина простая – вначале всегда используют уже отлаженные схемы и коридоры, которые доступнее и проще на данном этапе, а уже потом переходят к разработке более сложных и дорогих проектов. Если обратимся к истории, то увидим, что наиболее востребованным и никогда не прекращавшим активную работу был балтийский путь и порт Санкт-Петербурга. Но порт Северной столицы всегда был, скорее, «воротами по импорту». Поэтому, пока Россия выступала (и продолжает выступать во многих отраслях) в роли чистого импортёра, то и «окно в Европу» нашего основного торгового партнера и поставщика активно работает.

На наших глазах произошла метаморфоза в Азово-Черноморском бассейне, который всегда был вспомогательным путём по импорту товаров и грузов, а сейчас превратился в мощнейшие ворота по экспорту, прежде всего, углеводородов и сельскохозяйственной продукции. Но стоит понимать, что возможности и ресурсы этого направления тоже не беспредельны: существуют технические ограничения, есть серьёзные ограничения по подводящей инфраструктуре. Поэтому вопрос дальнейшей диверсификации с присоединением Крыма никуда не исчез. 

Вот и настал черед давнего проекта по развитию Волго-Каспийского транспортно-логистического коридора. Помимо того, что традиционно веками по этому торговому пути возили грузы, последние 30 лет ведутся переговоры о практической организации МТК «Север-Юг». 

Естественно, что этот путь относительно более сложен. Есть ряд барьеров, которые возникли после распада СССР, например, вопросы правового режима использования акватории Каспийского моря, процесс финального решения которых был запущен совсем недавно. Иран, основной торговый, это страна, которая находится в непростой политической ситуации, на которую наложены и международные санкции ООН, и санкции отдельных стран, прежде всего, США. Кроме того, не облегчает ситуацию и неспокойная обстановка недалеко от границ государства – «горячие» точки в Сирии и Ираке. Но всё это слабо влияет на снижение интереса России как растущего экспортёра данного направления в плане экспорта сельскохозяйственной продукции, продукции агропромышленного комплекса и связанных с ним различных видов продукции, в том числе, удобрений.

В свою очередь, сложившаяся геополитическая обстановка по причине ограниченных рынков сбыта этой страны, только усиливает интерес импорта из Ирана в сторону РФ. И, конечно же, не стоит отбрасывать потенциально огромный интерес Индии, учитывая стремительные темпы роста экономики этой страны, которая при запуске МТК «Север-Юг» заинтересована не только в российском рынке, но и в коротком пути по выходу на рынки северной Европы. Подводя итоги можно сказать, что сегодня по данному направлению мы видим переплетение интересов и противоречий, преодолевать которые придётся всем заинтересованным странам. Конечно, это огромный объем работы для всех нас.

Идея проекта, возможно, приведет к перекройке сфер влияния и деловых интересов ряда стран.  Штаты объявили о начале жестких полномасштабных санкций против Ирана. Безусловно, санкции второго порядка будут затрагивать тех, кто сотрудничает с Ираном.

– Правительство нашей страны, безусловно, отдаёт себе отчет, что риск вступления в противоречия велик. Однако мы не можем в таких вопросах ориентироваться на США, которые явно не бросят санкционную политику в случае нашего ослабления интереса к соседям. Закрывать для себя рынок не только Ирана, но и Индии – наших прямых торговых соседей, с целью соблюдения интересов других стран, само по себе является не продуктивным направлением мысли. 

Развитие данного коридора конечно приведет к определенной перестройки политического и торгового баланса, но эти моменты неизбежны, когда ведём речь о международных проектах. Как только по МТК «Север-Юг» двинется грузовой поток из Индии в Европу, одновременно где-то грузопоток товаров сократится, в любом случае чьи-то интересы пострадают, т.к. есть стороны, не заинтересованные в развитии данного международного транспортно-логистического пути. 

Внутри нашей страны также имеются некоторые противоречия. Владельцам черноморских портов запуск МТК «Север-Юг» не нужен. Но проблема складывается в том, что их технические возможности на данном этапе работы Азово-Черноморского бассейна, практически, исчерпаны. Да, декларируются определенные инвестиционные проекты, показывающие, что пропускная способность и ресурсы по этому направлению будут увеличиваться, но чуда всё равно не произойдёт: инвесторы не проложат новые сети железных дорог и не пророют новые каналы. Есть пропускная способность того или иного направления, а также экономически разумные расстояния, например, из Оренбурга в Новороссийск везти товары не дёшево и не целесообразно. Мы ведем речь не о конкуренции за один и тот же ресурс и грузопоток между двумя направлениями, а о том, что новое направление даст импульс задействовать неиспользованные земли страны, трудовые и интеллектуальные ресурсы ряда субъектов, загрузить местное производство и построить новые заводы, дать основание огромному количеству предпринимателей сделать инвестиции именно в этих областях. 

Речь идёт о производстве совершенно нового продукта, тот же Новороссийск из примера выше не пострадает при его внедрении – он как работал на пределе мощностей, так и будет работать. Развитие МТК «Север-Юг» даст толчок к экономическому росту целого ряда областей России, по примерным экспертным оценкам,  создаст  сотни тысяч рабочих мест для наших граждан. 

Развитие этого траспортно-логистического пути – вопрос сложный не только с точки зрения геополитической стороны. К большому сожалению, в России глобальными проектами, которые должны увязывать интересы различных ведомств и субъектов, сейчас заниматься некому. Сейчас не говорим о тех моментах, когда есть бюджетный «дождь» и всё получается легко. Глобальных проектов, затрагивающих, по сути, половину страны, которые производятся не только за бюджетные деньги, но и мобилизуют инвестиционную активность «снизу», успешно реализованных за последнее время, я назвать не могу. 

Чтобы выйти на должный уровень и пробить новый торговый коридор, все субъекты, которых этот коридор затрагивает, должны объединить ресурсы, далее – каждый в соответствии со своими ресурсами и задачами выполнить свой пласт работы. При этом работа не должна вестись хаотично, а должна иметь государственные гарантии, причём даже не столько финансовые, сколько политические. Участники проекта должны понимать, что вектор государственной политики не сменится ближайшие 10-15 лет. 

Каждый новый международный транспортный коридор меняет баланс существующих и перспективных грузопотоков, и соответственно способен изменить вектор сотрудничества разных стран. Поэтому далеко не все наши политические партнеры будут счастливы. 

Как считаете, не устарел ли морально проект «Шелковый путь» и в его рамках другой подпроект – «Один пояс –один путь», под экономику которых подстраиваются экономические планы других стран и России? Есть мнение, что за проектом стоит желание Китая развести другие государства на ненужные инвестиции, а проект, по сути, не более, чем просто раскрученный на весь мир бренд с рядом сопутствующих мероприятий - форумов, конференций и пр.?

– «Шёлковый путь» – проект гораздо более широкий, чем просто торговый путь. Сегодня всё выливается в огромную полосу, связывающую Китай и их крупнейшего торгового партнёра – Европу.  Причём, ставка Китая на развитие «Шёлкового пути» оправдывает себя. Торговая война с Америкой это отлично показала. Сегодня «Шёлковый путь» – это не просто торговая тропинка, а огромная полоса, ограниченная с севера Транссибирской магистралью, а с юга  – Индийским океаном и представляющая собой дренажную или, если можно так сказать, капиллярную систему по сбору и использованию всех ресурсов. Производство товаров должно происходит не просто в конечной точке, например в Германии, а обслуживаться по дороге с целью уменьшения конечной стоимости продукта: где-то происходит поставка компонентов, где-то сборка, где-то концентрация интеллектуального продукта и др. 

Есть некоторые тактические противоречия между «Шёлковым путём» и торговым путём «Север-Юг». В проекте «Шёлковый путь» активно задействован Пакистан, который воюет с Индией. Иран хочет быть перекрестным хабом, заинтересованный в развитии обоих направлений и продолжает активно строить инфраструктуру для обслуживания «Шёлкового пути». Индия остро заинтересована в развитии МТК «Север-Юг», чтобы не зависеть от Китая и его приоритетных направлений. 

В конечном итоге всё выльется в органично сложившиеся хабы, по которым товары всё равно будут пущены самым дешёвым и оптимальным путём – экономика сама подскажет каким, в том или ином конкретном случае. Поэтому несмотря на больший или меньший уровень заинтересованности того или иного государства в развитии двух обсуждаемых нами направлений, оба они не потеряют актуальность при активной работе и полной загрузке. 

Проект предусматривает сотрудничество с Ираном и Индией. Готова ли инфраструктура этих стран, административная система и деловые обычаи к сотрудничеству? Готовы ли российские институты, специализирующиеся в основном на защите интересов за рубежом представителей углеводородного бизнеса и крупных компаний, к защите интересов малого и среднего предпринимательства, силами которых может осуществляться проект?

Часто российские предприниматели оказываются незащищенными перед административными ресурсами других стран в экономических вопросах. Особенно это касается представителей малого и среднего бизнеса, которые ищут новые для себя возможности, но не обладают большими финансами для своей защиты и поэтому уязвимы, в том числе, и от недобросовестных конкурентов, рейдеров?

– Всё, что вы говорите – верно, но, как известно, там, где всё налажено, нас никто и не ждёт. Сегодня инфраструктура Ирана и Индии нуждается в развитии. Правительства этих стран сами регулярно об этом говорят и всячески приглашают иностранных инвесторов принимать участие в инфраструктурных проектах по развитию данного направления. Проект «Афанасий Никитин», в том числе, предполагает взаимное переплетение капиталов, возможность участия российских компаний в развитии первых этапов транспортно-логистической инфраструктуры на территории Ирана, а в последствии и Индии, чтобы инвестор смог получать свою долю добавленной стоимости не только в России, но и заграницей. В свою очередь, мы открыто приглашаем заинтересованных на всех уровнях чиновников и экспертов к нашей работе и разработке наших идей, а они выражают готовность поддерживать инвесторов и предпринимателей, в том числе, в режиме ГЧП. 

Иностранных партнеров конечно интересуют проекты, приносящие быстрые деньги: в первую очередь, это торговые проекты, а далее уже локализация сборки если говорить о промышленности, и локализация элементов пищевой переработки, если говорить о сельском хозяйстве и АПК. В основном в плане инвестиций все заинтересованы вкладываться в развитие инфраструктуры, которая будет способствовать продвижению своей продукции. 

Земли у нас в стране много, а качественного капитала недостаточно. Поэтому сегодня активно приветствуется капитал, который используется для производства, а не для спекуляций. Если сами произвели – пожалуйста, беспрепятственно увозите готовую продукцию обратно. 

Что касается российских инвесторов, они также готовы вложиться на «том берегу» в такое производство, которое даст возможность поднять добавленную стоимость финального продукта и позволит быстрее и проще выйти с тех площадок на новые рынки. 

Проект «Афанасий Никитин» и МОО МАП приветствуют инициативы существующих институтов развития, РЭЦ, проекты Минпромоторг РФ и Минэкономразвития РФ, которые реализуют программы для продвижения и защиты наших бизнесменов за пределами России. 

Но эти проекты не могут дать системного и окончательного решения всех имеющихся проблем и на 100% защитить риски предпринимателей. Если мы опять сделаем небольшой исторический экскурс, то увидим, что сначала английские купцы организовали Ост-Индскую компанию, затем завоевали Индию, и уже потом туда пришла королевская власть и начала наводить порядок. Аналогично и купцы Строгановы снарядили Ермака, завоевавшего Сибирь, а потом уже царь Иван Грозный взял под опеку развитие новых регионов. В истории вряд ли найдём примеры, когда какое-либо государство на дальних берегах организует всю площадку для работы, а потом туда на всё готовое едут предприниматели. Развитие любого нового направления – это определенный предпринимательский риск.

Поэтому многие вопросы придётся взять в руки самим предпринимателям и инвесторам. С целью консолидации усилий сейчас наша группа создаёт ассоциацию участников аграрных и логистических проектов международного транспортно-логистического коридора «Север-Юг» с одноимённым названием «Афанасий Никитин», которая, в том числе, будет страховать предпринимателей при работе по данному направлению. 

Достигается это различными способами, в том числе, и повышением уровня субъектности. Одно дело конкретный предприниматель N захочет решить свои вопросы и вложить деньги в проекты Ирана или Индии, другое дело ассоциация, выступающая от лица сотни предпринимателей с аналогичными задачами, будет совершенно на другом уровне разговаривать и с исполнительными органами нашей российской власти, и с нашими иностранными партнёрами. 

Ассоциация «Афанасий Никитин» и проект «Афанасий Никитин» призваны вносить в повестку взаимодействия с государственными институтами вопросы, волнующие большинство субъектов МСП, для более быстрого и эффективного снятия существующих барьеров. Таким образом, государственным институтам развития и органам исполнительной власти будут представлены от лица предпринимателей вопросы и проекты в стратегической перспективе, в общем, а не в разрозненном частном смысле. 

Наши эксперты, входящие в оргкомитет проекта, обладая оперативной обратной связью от большого количества субъектов хозяйствования, концентрируют в работе  лучшие практики и позитивные кейсы от ведущих предпринимателей рынка. Также ассоциация ведёт работу с бизнес-ассоциациями стран, заинтересованных в развитии МТК «Север-Юг», что позволяет выходить на органы власти  Ирана и Индии, которые отвечают за вопросы ВЭД, иностранных инвестиций, сотрудничества и содействия предпринимательской деятельности на соответствующих территориях. Ближайший проект – работа членов МОО МАП и проектной дирекции «Афанасий Никитин» с руководством Ассоциации МСП Кувейта, организация бизнес-миссии на территории Кувейта в сентябре 2018 года и участие наших членов в выставке «Агротехнологии, акватехнологии и продукты питания». 

– С какими главами российских регионов были проведены переговоры по участию в создании транспортно-логистического коридора «Север-Юг» (Волга-Каспий-Иран-Индийский океан)? Какие результаты? 

– На сегодня достигнуты договорённости по взаимодействию над работой в проекте «Афанасий Никитин» с руководством Астраханской и Ульяновской областей, готовятся переговоры с Волгоградской и Саратовской областями, Чувашской Республикой и Республикой Башкортостан. В целом идею проекта и наши разработки поддерживают все заинтересованные в развитии данного направления субъекты. Работа активно ведётся и мы готовы к сотрудничеству и открытому взаимодействия со всеми заинтересованными органами, институтами и структурами. 

Определены реперные компании, которые будут принимать участие в реализации этого проекта?  При его реализации планируется ли взаимодействие с деловыми общественными организациями? 

– При реализации проекта планируется взаимодействие с ведущими деловыми общественными организациями, эта работа уже активно началась. Если говорить о глобальной реализации проекта, то это, в некотором смысле, консорциум, который позволяет его участникам взаимодействовать между собой не просто на уровне общественных связей, но и на уровне реальных коммерческих проектов. Являясь членом ассоциации у компании и её руководства возникают обширные общественные, информационные, коммуникационные связи, появляется понимание логики развития бизнеса на данном направлении, возможность вхождения на те или иные площадки и коммуникации с властью, возможность вхождение в число единомышленников и соучастников глобальных международных процессов, о которых мы ведём речь. Общественная организация в виде ассоциации «Афанасий Никитин» создает  для предпринимателя среду единомышленников, которые способны проявить качественную и более глубокую интеграцию российского АПК для мирового рынка. 

Если в рамках этой деятельности участник ассоциации видит для себя коммерческий смысл, готов инициировать коммерческие услуги любого характера (строительные, проектные, услуги экспертизы, лизинга и др.), он становится участником проекта и способен понимать логику, параметры, цифровую среду интересующего его рынка. Специфика работы по данному направлению такова, что прежде, чем начинать коммерческую деятельность, необходимо чётко понимать масштабы и параметры своего практического участия. Проект – это объединение заинтересованных участников, которые будут синхронны по своим параметрам, целям и задачам. В качестве грубого примера, скажу, что в субъектах РФ, пролегающих по МТК «Север-Юг» задача у производителей сельхозпродукции не просто засеять все пустующие поля, но и вовремя собрать урожай и переработать, погрузить на определенный речной и морской транспорт, продать заинтересованной стороне. В свою очередь, участникам транспортно-логистической инфраструктуры надо понимать, какие корабли и баржи, с какой характеристикой и под какую себестоимость перевозки необходимо построить, в каких портах и пристанях их удобнее загрузить, какая подводящая инфраструктура потребуется, а если пристани нет – где максимально выгодно построить. Проще говоря, проект позволит его участникам быть взаимоувязанным по срокам, параметрам и характеристикам для плотного и качественного взаимодействия между собой.

– Проект предполагает частно-государственное партнерство. Можете пояснить в каких пропорциях и что вы ждете от государства? Определен ли основной инвестор?

– Долгосрочная геополитическая стратегия, как в отношении целевого регионального направления  (Южная Азия, Иран, Индия, Ближний Восток, страны бассейна Индийского Океана), так и в отношении роли и места России на глобальном рынке продовольствия и сельскохозяйственной продукции. Стратегическое планирование и программно-целевой подход к реализации масштабных межотраслевых и межрегиональных проектов. В истории России и других стран есть немало примеров успешной реализации проектов развития больших территориально-производственных комплексов, ориентированных на  решение конкретных экономических и политических задач и вызывающих связанный мультипликативный эффект социально-экономического развития регионов. (Транссибирская  магистраль, БАМ, освоение целины, в США – проект  «Долина реки Тенесси» в 30-е годы прошлого века и т.д.) Речь идет не о воссоздании административно-командного Госплана СССР и не об организации очередной бюрократической структуры. Нужна комплексная  государственная программа и координация действий федеральных и региональных органов исполнительной власти. Также необходима ориентация многочисленных видов государственной поддержки, поступающих по различным ведомственным каналам, на достижение долгосрочных целей в рамках комплексной программы. Для принятия ответственных инвестиционных решений с горизонтом 8-10 лет частному бизнесу, прежде всего нужно понимание перспективы и четкие «сигналы» от государства о намерении неуклонно добиваться намеченных целей.

Сколько времени может занять реализация проекта, как повлиять на жизнь регионов, которые примут в нем участие?

– По срокам: практические сроки зависят, прежде всего, от политической воли, мотивации и концентрации усилий основных участников проекта. Например, с момента подписания первых официальных межправительственных документов по МТК «Север-Юг» прошло более 15 лет. Практических результатов – почти ноль. С другой стороны, во время ВОВ, при всех технических и материальных ограничениях того времени, для организации и запуска в действие южного маршрута поставок по ленд-лизу (прообраз МТК «Север-Юг» ) потребовалось всего несколько месяцев. 

Если говорить о возможных технических сроках, то мы их оцениваем в диапазоне 10-12 лет. Наиболее критическими отрезками пути являются: модернизация и строительство новых участков железнодорожной сети на территории Ирана, строительство глубоководного порта и модернизация существующих портов на Каспийском море на территории РФ, а также инерционный процесс постепенного возвращения в хозяйственный оборот несколько миллионов гектаров залежных земель в Поволжском регионе.

Проект способен придать социально-экономическому развитию Поволжского региона, в том числе, сельских территорий Поволжья. Например, возвращение в сельскохозяйственный оборот 2-3 млн. га пахотных земель – это более 50 тыс. рабочих мест непосредственно на земле. Известно также, что одно дополнительное рабочее место в сельском хозяйстве влечет за собой 5-7 рабочих мест в смежных отраслях (химическая промышленность, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, транспортно-логистическая отрасль, строительство и т.д.). Совокупный эффект с точки зрения прироста рабочих мест можно оценить 250-300 тысяч вакансий. Плюс вопросы продовольственной безопасности, насыщение внутреннего рынка, диверсификация экспорта и увеличение объемов валютной выручки, социальный эффект для регионов (25% затрат в сельскохозяйственном производстве составляет оплата труда, т.е. доходы местных жителей). Мультипликативные эффекты: прямой (минеральные удобрения, ГСМ, химические вещества, сельскохозяйственные машины и запчасти, услуги транспорта) и косвенный – строительство (инфраструктура для хранения и транспортировки сх продукции), транспортное машиностроение (суда, автотранспорт), потребительский сектор (через дополнительный доход работников сх), аграрная наука (новые сорта, технологии).

Кто получит заказы? Главными бенефициарами проекта станут предприятия Поволжского региона, вошедшие в цепочку создания стоимости в качестве поставщиков ресурсов (минеральные удобрения, ГСМ, средства защиты растений, трактора, комбайны, автомобили и другая сельскохозяйственная техника) или в качестве операторов по хранению, транспортировке и переработке дополнительных объемов зерна и другой сельскохозяйственной продукции (элеваторы, все виды транспорта, порты, речные и морские перевозки, пищевая промышленность).

–  Большое спасибо за интервью. Российской геополитике не хватает именно подобных экономических активностей, способных сформировать новые точки роста и пласт креативных предпринимателей. «Первый национальный» поддерживает проект «Афанасий Никитин» и готов в нем участвовать своим ресурсом.

Благодарим за помощь в подготовке интервью и предоставленные фото Надежду Скирду

Вопросы задавала Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Европейцев заинтересовали инновации из Сколково

Возможности для предпринимателей в Калининградской области

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

ПМЭФ-2018: Инвестиционные возможности Казахстана и практика российских инвесторов

«Сколково»: сегодня и завтра коммерциализации новых технологий

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2020 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).