Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Рашид Калимуллин, «Композитор 2.0» и отношение современного мира к музыке и талантам


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 03/10/2016 15:19

Рашид Калимуллин, «Композитор 2.0»  и отношение современного мира к музыке и талантам.

Всероссийский фестиваль молодых композиторов России «Композитор 2.0» стартовал, и любителей музыки ждут концерты в Казани, Краснодаре и в Москве. Об этом событии  и талантах разговор с Рашидом Калимуллиным, председателем Союза композиторов России,  человеком известным и уважаемом не только в композиторском мире.

 

В советском прошлом  призвание «композитор» звучало возвышенно, создавались фильмы-биографии композиторов прошлого  и  вырисовывались типажи сочинителей музыки в тематике  кинолент про ту современность. Это и понятно:чтобы создавать прекрасные звуки нужно обладать не только мастерством, но и талантом, которому, как известно, всегда нужно помогать и, таким образом, в обществе формировалось настроение и уважительное отношение к творческим людям,  их  духовным  и  материальным потребностям. 

Сегодня нередко  имена ряда композиторов связаны  с вульгарной сферой шоубизнеса, т.е. зарабатывание средств, что тоже  правильно:если способности есть, то зачем умирать в нищете. Но именно это обстоятельство искажает, порой,   восприятие профессии  или лучше призвания  как части  искусства и приравнивает    создание музыки  к товару. Но музыка она величественна на все времена и есть  люди, которые видят себя в классическом жанре  этого искусства.

Союз композиторов России -  организация  с богатым прошлым. Что сегодня делается для сохранения интереса  молодежи к созданию музыкальных произведений? Об этом и другом разговор с  Рашидом Фагимовичем Калимуллиным, председателем Союза композиторов России,  человеком известным и уважаемом не только в композиторском мире.

–Как ведется работа с молодыми композиторами, поддерживается «огонь» вдохновения к процессу создания  в материальном мире совершенно нематериальных  прекрасных звуков музыки, которые создают настроение человеку и помогают ему жить в суете проблем?

 Союз композиторов России имеет хорошую историю. Основателем и первым председателем был великий Дмитрий Шостакович. В дальнейшем, Союзом композиторов руководили Георгий Свиридов и Родион Щедрин. Последние 24 года Союзом композиторов руководил известный  композитор Владислав Казенин. Прошли годы, поменялась политическая система, не стало такой огромной страны как СССР, появилась новая великая Россия. Поменялись многие ценности и престижными стали профессии, приносящие быстрый доход. С этого времени прошло 20 лет, вновь появился интерес к творческим профессиям, общество нуждается в духовном возрождении, вновь проявляется интерес к академическим жанрам искусства, но уже несколько иначе. В связи с тем, что мир стал двигаться гораздо быстрее, а человечество старается успевать не только быстрее работать, но и быстро слушать. Отработав свой трудовой день и придя в зрелищное учреждение, человек стремится расслабиться и отдохнуть, поэтому, если говорить об академической классической музыке, спросом пользуются произведения классиков  XVIII-XIX века, где в сочинениях не заложено глубоких переживаний и не нужно напрягаться  умственно, как, например, сочинениях композиторов XX века.

Поэтому, у молодых композиторов стоит  несколько другая задача    выпустить на музыкальный рынок более доступные для слушателя произведения, которые бы   несли особый импульс положительных эмоций и жизнеутверждающих интонаций. Поэтому, очень важно для Союза композиторов, выстроить баланс между интересами публики и творческими изысканиями композиторов. Первая большая акция, задуманная Союзом композиторов России, с момента моего вступления  на должность председателя, явился Всероссийский фестиваль молодых композиторов России «Композитор 2.0». Лучшие произведения молодых композиторов из разных регионов России составили основу программу концертов фестиваля, которые пройдут в городах Ярославль, Казань, Краснодар, Москва.

– Что важно в такой работе с молодыми дарованиями?

  Эти концерты станут отправной точкой,  импульсом для дальнейшего развития музыки молодых композиторов  и определят вектор, направление, в котором будет развиваться  современная академическая музыка.

–Как помогает государство в этом и есть ли благотворители?

  Серьезное академическое искусство во все времена пользовалось поддержкой государства. Думаю, что сейчас, основным спонсором также является наше государство, поскольку оно думает о духовном здоровье нации, что является  залогом и гарантом стабильного развития нашего общества. 

Конечно, мы используем и другие источники финансирования и очень важна уверенность  наших спонсоров, что деньги не выбрасываются на ветер, а приносят реальную пользу. 

– Какой музыке отдают предпочтения молодые композиторы при создании произведения – классической направленности или ищут  новые звуки, новые формы?

  Говоря о развитии композиторского творчества, не важно, в каком направлении работает композитор, важно, чтобы музыка не подавляла, а вызывала интерес, положительные эмоции и  помогала развиваться как отдельной личности, так и в целом общества.

Обрисуйте социальный портрет молодого  композитора – кто чаще всего создает музыку – парни или девушки, из города или деревни, из семьи музыкантов или нет, материальный уровень и т.д.? Что можно сказать о планах молодых композиторов, связывают ли они свое будущее с Россией?

 Очень трудно ответить на этот вопрос... Сегодня, как и раньше,  сочинением музыки занимаются не только дети музыкантов. Мы  не должны думать о «гендерном балансе», для нас важен индивидуум, который имеет талант и желание  творить. Сегодня нужны  композиторы, музыка которых  может вызвать не только интерес, но и своими творческими идеями  заложить новый  фундамент для дальнейшего развития российской профессиональной музыки. Творческий продукт , который создается молодыми композиторами, способен стать реальным и  материальным , при правильном управлении со стороны Союза композиторов России. 

–Расскажите о Всероссийском фестивале симфонической музыки фестивале молодых композиторов, который состоится  в Ярославле, Казани, Краснодаре, Москве. Что означает «Композитор 2.0» , который пройдет с 22 сентября по 23 ноября 2016г?

– «Композитор 2.0»- означает движение к осознанным переменам, в направлении «жизни по крупному», возможности реализовать свой потенциал по максимуму. В Казань фестиваль приедет 5 октября, 9 ноября он состоится в  Краснодаре и 23 ноября   – в  Москве.  Зрители услышат сочинения  молодых российских композиторов, многие прозвучат впервые.Фестиваль еще задумал как некий «мостик» через время, т.е. прозвучит музыка новых авторов и состоявшихся композиторов. На сцене все равны.

– Какие ожидания от фестиваля? 

 Уже состоялся один из концертов фестиваля в Ярославле. Концерт прошел при полном зале, была хорошая публика. Каждый участник смог показать себя с  самой  лучшей стороны. Прекрасные работы были представлены композиторами из Санкт-Петербурга, Москвы и Казани. Прозвучали современные академические произведения, совершенно разные, но выполненные на высоком профессиональном уровне. Уровень мастерства, при отборе работ на фестиваль, был определяющим фактором для участия в нем. 

– Кто помогал  в  его организации?

 Реализовать проект мы смогли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мы благодарны нашему Министерству, которое поддерживает нас во всех наших начинаниях, видит в нашей деятельности большие перспективы в интеграции нашей организации в  музыкальное пространство России.

–Расскажите о молодых исполнителях, как осуществлялся их отбор?

 Была создана творческая комиссия во главе с председателем и руководителями молодежного движения «Молот», созданного в Союзе композиторов для поддержки молодых композиторов. Определяющим был уровень профессионального мастерства.

– Что ждете от мероприятия? Как вы считаете, нужно ли включить в оценку работы местных властей с населением эффективность в развитии творческих талантов. Ведь, когда есть творчески способная  молодежь, то это означает, что их поддерживают  не только родители, друзья, учителя, а создается атмосфера  на уровне социума, способствующая развитию творческой личности, т.е. человеческого капитала. Может быть, составить рейтинг территорий, основанный   на композиторских талантах?

– Давайте попробуем. Известно, что место и социум всегда оказывает влияние на развитие человека, не является исключением творческая личность. Еще недавно считалось, если композитор не живет в Москве, то его талант не сможет раскрыться полностью. В эпоху интернета, композитор может работать везде, где ему комфортно и у него есть все возможности для того, чтобы быть услышанным. 

– Скажите слова напутствия всем, кто  хочет стать композитором, чувствует притягательность музыки.

–Композитор всегда был  «штучным товаром», композиторов никогда не было много. Посмотрите на иерархию в материальном мире, там тоже есть исполнители и те, кто эту музыку сочиняет. 

В творческой иерархии композитор всегда  был наверху, он создает и задает направление, которым движется  искусство. Фанатичная дисциплина, непрерывная креативность и продуктивность, только совокупность этих факторов приносит результат, только тогда продукт творческий становится материальным.

 Спасибо за интересный разговор. 

Учиться музыке становится роскошью для многих ребят, а уж зарабатывать созданием произведений почти иллюзией. Тем не менее,   Россия богата на музыкальные таланты, ими нужно заниматься и поддерживать интерес к  развитию творческого потенциала. Ведь никакой гаджет современного технологичного мира не создаст приятные и величественные звуки, на которые  только человек способен. Помогайте начинающим талантам, в какой бы отрасли искусства они не создавали свои произведения! Приходите на Фестиваль и наслаждайтесь  музыкой, смотрите на дарования, пока они сами приезжают к вам в города. Кто знает, останутся ли они в России…. 

Виктория Соцкова

Редакция Российского информационного агентства выражает благодарность за организацию интервью Лейле Шредер-Калимуллиной

Еще ан эту тему:Вячеслав Ольховский и творчество другой категории

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM