Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийЛига-Connect


СМИ в реализации нацпроекта «Здравоохранение»


Рубрика: Лига-Connect

Автор публикации: Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/12/2019 19:24

 СМИ в реализации нацпроекта «Здравоохранение»

С 28 ноября по 1 декабря в Москве состоялся X Всероссийский конгресс пациентов. Юбилейное мероприятие организовано Всероссийским союзом пациентов и проводится под девизом «Взаимодействие власти и пациентского сообщества как основа построения пациент-ориентированного здравоохранения в России». 

Президент Российской Федерации Владимир Путин направил телеграмму с приветствием участникам. В ней отмечено, что «…рекомендации и в целом консолидированная позиция Всероссийского союза пациентов обязательно будут учтены при выработке и реализации государственной политики в сфере медицины и здравоохранения, подготовке квалифицированных кадров…». Приветственное обращение участникам конгресса поступило от председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Открыла конгресс министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Она отметила особую роль Всероссийского союза пациентов в функционировании нацпроектов. 

Впервые в рамках мероприятия состоялся круглый стол «Роль СМИ в реализации нацпроекта «Здравоохранение»: проблемы и возможности по информированию пациентского сообщества».  Идея проведения дискуссии в ракурсе партнерства профессионалов информационной отрасли при выполнении задач, поставленных государством, и при запросе общества на качественный и достоверный контент, была поддержана организаторам конгресса.

Участники дискуссии оценили текущую ситуацию, выработали предложения для достижения запланированных результатов в нацпроекте «Здравоохранение», обсудили проект резолюции. Модераторы дискуссии: Виктория Соцкова, главный редактор Российского сетевого издания «Первый национальный», член Союза журналистов России и Международной Федерации журналистов (IJF), член Союза литераторов России, Варвара Кажберова, преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Медиаинститута общественного здоровья, и Алексей Киселев-Романов, директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава РФ.

С докладами выступили: Екатерина Алтайская, член Союза журналистов России, лауреат международной фармацевтической премии «Зеленый Крест»в номинации «Журналист года», автор книг, Татьяна Бузина, д.пс.н., главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России по ЦФО, заведующая кафедрой общей психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, и Елена Дубовая, к.м.н., юрист, доцент СЗГМУ им. Мечникова И.И.

Алексей Киселев-Романов акцентировал важность достаточного уровня компетентности представителей СМИ при освещении вопросов по теме здравоохранения: «Нужно оперативно и достоверно информировать о том, какие изменения ждут общество при реализации национального проекта. По моему мнению, СМИ должны быть медиатором. 

Убежден, что мы должны перейти от системы лечения больных к системе сопровождения здоровых. В свете этого тезиса необходимо с раннего возраста прививать идеологию заботы о здоровье, формировать правильные поведенческие модели и через разные каналы коммуникаций нести в общество значимость профилактики – важного столпа здоровья нации. В этом контексте ответственность пишущих коллег повышается, особенно в условиях появления новых источников информации. Чтобы повысить уровень осведомленности журналистов и донести достоверно повестку преобразований министерства, наше ведомство проводит закрытые брифинги.

Остро стоит вопрос об этической стороне рекламы в медицине. Эту многофакторную проблему видим, но решить ее непросто».

Виктория Соцкова рассказала о взаимосвязи технологических перемен и трансформаций в информационной отрасли: «Технологические перемены в укладе экономики, декларируемое отсутствие цензуры придали новую роль средствам массовой информации, привнесли в профессиональное поле позитивные и негативные факторы. Раньше СМИ относились к сфере культуры, задающей общую информационную повестку. Сегодня, буквально, прировняли к почтовым служащим, т.к. с 2008 года регулятор информационной сферы – Минсвязь.  Обществу предложено считать СМИ – только коммуникацией, хотя нести людям просвещение и знания –  серьезная многогранная задача, а в условиях современных технологий еще и стратегический ресурс. При этом есть стойкий запрос от социума на работу профессиональных СМИ, созданных без участия бизнеса или власти (т.е. коллективами специалистов), которые затрагивают важные для государства и общества темы, стоят на страже национальных интересов в сфере информации в условиях монополизма поисковых систем, служат индикаторами культурного здоровья нации. 

У людей наступает усталость от информационного мусора, надоедают инфо-цыгане и т.п. Они хотят знать, как жить в условиях перемен, как воспитывать детей, когда опыт родителей сложно применить, и т.п. Продуманная редакционная политика и качественное содержание формируют личность и помогают выживать в сложных условиях перемен. 

У врача и журналиста есть точка пересечения профессионального долга– это миссия здорового тела и духа, в которой каждый действует в рамках своей компетенции, чтобы помочь человеку. Благодарю Юрия Жулёва, сопредседателя ВСП, который подержал идею круглого стола. Как в век информации обойтись обществу без качественной информации, как без острого журналистского пера осуществить амбициозные задачи в государстве? Профессиональные СМИ могут выступать в статусе партнеров при реализации национальный проектов».

Варвара Кажберова, обратила внимание на недостаток образования в журналистской среде по теме здравоохранения: «Считаю, что правильная социальная роль СМИ – это модератор, имеющий свое мнение, способный направлять информацию в требуемые для пользы общества русла. 

Здоровье общества – это не только лечение болезней. Нужен Этический кодекс журналиста, который пишет на тему здоровья. Для этой важной темы необходим принцип «не навреди» и для врача, и для журналиста, и для СМИ. В этом случае необходимы меры мотивации для СМИ, нужна экспертиза информации.

Как известно, доля медицины в структуре факторов, влияющих на общественное здоровье, всего 10-15%. Остальные факторы – установки в обществе, которые задают тон через информационные каналы. Например, раньше тема ЗОЖ, воспринималась маргинальной, а сейчас – это показатель отношения человека к своему здоровью и забота о семье. СМИ обладают технологическими ресурсами и силой, но им, по-моему, не достает осознания важности собственной миссии. Считаю, СМИ в реализации нацпроектов полноценным элементом развития общественного здоровья».

Татьяна Бузина, д.пс.н., главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России по ЦФО, заведующая кафедрой общей психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, убеждена в актуальности воспитательной роли СМИ в обществе. Корень зла она видит в нагнетаемой конфликтности в обществе, которая, зачастую, передается по цепочке коммуникаций: «Наблюдаем, что наше сообщество конфликтно. И в этой ситуации СМИ-модератору нужно сказать себе «стоп», выдержать паузу, разобраться и не ввязываться скоропалительно в конфликт, а посмотреть со стороны на обострившуюся ситуацию. Нужно учитывать профессиональную этику в работе, понимать значение роли профессии в жизни общества. В наших федеральных телевизионных передачах формируется конфликтная модель поведения в обществе. СМИ должны воспитывать и врачей, и пациентов, и самих себя. Если мы стремимся к здоровому обществу, то необходимо совместно формировать эту здоровую модель коммуникативного поведения в обществе

Самая эффективная модель – это партнерская. СМИ должны модерировать общественный диалог. При этом нужно воспитывать и молодое поколение врачей, прививать им ответственность перед пациентом, побуждать повышать квалификацию. Совместные усилия помогут вернуть профессии врача – уважаемые статус в обществе». 

Елена Дубовая, подчеркнула важность всех пунктов резолюции. Она считает важной роль СМИ в формировании модели поведения граждан не только для просвещения и профилактики заболеваний, но еще и для создания примеров для подражания. По ее мнению: «Ситуация информационного шума, агрессия, популизм и безразличие общества не приводят к появлению позитивных примеров для подражания, дезавуируют нравственные ценности и культурные традиции, что запутывает общество в понимании, что хорошо, а что – недопустимо. Например, где получить информацию о правильной модели взросления? Дети не видят ее в медийном пространстве федеральных телеканалов. Но при этом через этот же источник информации внедряется в массовое сознание «вирус» гендерной неопределенности через псевдо-экспертов. 

У общества и СМИ должны быть одни задачи, чтобы двигаться в унисон вперед. При этом возникают неоднозначные моменты, связанные с достоверностью информации и т.п. Точка взаимодействия важных интересов общества возникает именно в тот момент, когда СМИ берет на себя функцию модератора. Куда оно поведет за собой и транслируемой информацией зависит от качества редакционной политики и людей, которые в СМИ работают. Без четкого понимания, ради чего дается информация, какой от нее «выхлоп» сегодня, как она повлияет на наше будущее уже невозможно сохранять здоровое общество.

Нужно ценить честь и достоинство каждого пациента и врача, нужно культивировать доверие. Если СМИ возьмет на себя правильную роль, то еще можно влиять на информационные «волны». Первый шаг в направлении к коррекции ситуации был сделан за этим круглым столом. И за это особая благодарность организаторам и участникам».

Екатерина Алтайская сделала акцент на ряде факторов, которые усугубляют ситуацию с самолечением  и при этом не относятся прямо к доступности медицинской и фармацевтической помощи. Она обратила внимание на стереотипы: «Как считаете, почему был популярен рекламный слоган с фразой «облегчение боли, жара и жизни родителей»? Почему пользуется успехом реклама, обещающая излечение от гриппа в течение суток?  Пока силен стереотип, что здоровье - не одна из главных ценностей, а то, чем следует жертвовать для достижения любых сколько-нибудь значимых целей. Данные социологических исследований весьма тревожны: число людей, которые стараются любой ценой обойтись без врача и больничного, приблизилось к двум третям. И это не особенность национального менталитета: например, в Новой Зеландии произошел резкий скачок детской смертности, когда за посещение врача-педиатра установили дополнительную плату. По данным исследования, проведенного нашим специализированным фармацевтическим изданием в 2016 г., экономить на себе, приобретая более дешевое лекарство, в первую очередь, склонны женщины. 

Роль и влияние СМИ на подобные тенденции  трудно переоценить. Именно журналист в силах обратить внимание на главное: здоровье граждан – основа экономики. И одновременно необходимо увеличивать базовую медицинскую грамотность наших соотечественников. Пробелы в ней очень опасны». 

Слушатели задавали вопросы по этичности и достоверности рекламы в сфере медицинских услуг и лекарственных средств. Редактор журнала «Женское здоровье» Игорь Мосин добавил, что особенность медицинской информации – она является критически важной для населения и нужны новые подходы в развитии информационной отрасли, чтобы медицинская информация была качественной.

По итогам мероприятия  решено внести дополнения в резолюцию по рекламным аспектам медицинской информации, пригласить в будущем для обсуждения темы представителей Минсвязи и ФАС, создать клуб журналистов при ВСП.

   Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины и фармации» при содействии Медиаинститута общественного здоровья 

Еще на эту тему:С чем связан дефицит нужных лекарств в России?

Роль независимого СМИ в формировании социально-ответственной

Высокая цена информации о здоровье и значение медицинского PR

Интересы пациентов и здравоохранение: тенденции и проблемы

Две формы диабета и два индикатора нарушения обмена глюкозы

Гонка биомедицинских технологий: где появится первый «боле-о–метр» в США или в России?

Философия «Остеорус» – путь к здоровому долголетию

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM