Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийСпецпроект: «Смарт-культура»


Роспотребнадзор предупреждает о недобросовестности маркетинговых акций отдельных компаний


Рубрика: Спецпроект: «Смарт-культура»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 05/11/2021 07:03

Роспотребнадзор предупреждает о  недобросовестности маркетинговых акций отдельных компаний

Роспотребнадзор внимательно отслеживает недобросовестные практики, маркетинговые акции и иные действия отдельных компаний с целью выработки подходов к регулированию вопросов, связанных с прозрачностью ценовых и иных условий в момент принятия потребителем решения.

На рабочих группах и совещаниях с участием Минпромторга России, Минюста России и представителей крупного российского ритейла Роспотребнадзор последовательно отстаивал позицию, что в условиях бурного роста электронной торговли необходимо не допустить на рынке манипулирование информацией о цене и товаре в целях введения потребителей в заблуждения или обмана их ожиданий от той или иной покупки.

В последние годы наблюдаются настойчивые попытки розничного бизнеса изменить ключевые правила взаимодействия с потребителем. Прежде всего это касается законодательного закрепления возможности отказать потребителю в продаже товара под действительным или мнимым предлогом.

Связано это, прежде всего, с глобальной цифровизацией каналов продаж, усложнением логистики, появлением масштабного бизнеса, основанного на создании посреднических платформ (маркетплейсов), которые не хотят разделить риски и ответственность с продавцами.

Однако в новых Правилах продажи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463) Роспотребнадзору удалось отстоять норму, согласно которой при продажах через «Интернет» договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Никаких норм, предусматривающих возможность расторгнуть такой договор, Правила продажи не предусматривают. Естественно, когда речь идет о формировании маркетинговых акций, распродаж от маркетплейса или продавца требуется взвесить риски, связанные с ажиотажным спросом, нельзя допускать заключение договоров при отсутствии товаров на складе – это сопряжено как с правовыми, так и с репутационными рисками.

Особо хочется подчеркнуть, что тотальное распространение практик продаж, при которых продавец или торговая площадка заявляют о крупных скидках не основано на базовых принципах законодательства о защите прав потребителей. Дело в том, что информация о цене товаров должна формироваться таким образом, чтобы обеспечить возможность для потребителей сделать правильный выбор. Установление же заведомо нереальной цены и снижение ее в два-три раза или на 90%, как зачастую указывают продавцы, призвано сыграть исключительно на поведенческих особенностях потребителя, привыкшего к рациональному использованию бюджета и стремящемуся сэкономить за счет скидок. В настоящее время эти вопросы предметно не регулируются законодательно, поскольку у потребителя в цифровой среде есть инструменты сравнения товаров по цене при помощи специальных платформ или обычных поисковых систем.

Если товар заказан на условиях специальной акции – то продавец должен исполнить такой договор. При этом особо подчеркиваем, что факт оплаты товара не играет существенной роли – само по себе важно то обстоятельство, что потребитель отреагировал на публичное предложение продавца.

Правилами продаж также предусмотрена обязанность продавца ответить на сообщение потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи (пункты 13 и 14 Правил продажи), направить ему номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

Если же на сайте продавца или маркетплейса (владельца агрегатора в терминологии Закона «О защите прав потребителей») произошел технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок – юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль – распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду. Однако в таких случаях у продавца, безусловно, есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным, по закону продавец не может. Эти ситуации требуют внимательного отношения к потребителю, недопустимо решение такого спора исключительно с позиции «экономической силы». По наблюдениям, многие потребители готовы и сами отказаться от сделки, если им корректно объяснить причины, по которым она не может быть исполнена, но потребитель в любом случае вправе требовать исполнения де-юре и де-факто заключенного договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.

Информация пресс-службы Роспотребнадзора 

Фото редакции

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM