Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью?
Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Автор публикации: Мария Положихина
Опубликовано: 08/02/2017 06:54
Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью?
Как влияют на промышленную политику России западные санкции? Отвечает ли проблематике дня промышленная политика страны, как реализуется импортозамещение и уровень зависимости экономики от экспорта углеводородов? Попробуем разобраться.
Осенью 2014 г. западные страны после нескольких месяцев разрозненных инициатив приступили к реализации скоординированного пакета антироссийских секторальных санкций, касающихся нефтегазодобывающей и оборонной отраслей России.
Секторальные санкции затронули национальные экономические интересы страны. Особенно тяжелое положение, как выяснилось, складывается с продукцией машиностроения. Ведущие предприятия химической промышленности страны не могут найти внутренних производителей, способных поставить оборудование, необходимое для обновления устаревших мощностей. компонентах российских спутников приборы и модули отечественного производства составляют всего около 30% - но из-за них случается 95% поломок и отказов. Перечень российских импортозависимых позиций обширен — от редкоземельных металлов до селедки. Уязвима и основа российской экономики — топливно-энергетический комплекс (ТЭК), поскольку здесь не развиты сервисные структуры (геологоразведка и т.д.), а нефтегазовые предприятия зависят от импортных технологий и оборудования.
Поэтому потребовалось изменение промышленной политики и направлений международного экономического сотрудничества.
В качестве одной из стратегий противостояния санкциям стало рассматриваться проведение политики импортозамещения. В промышленности это означает содействие локализации в стране производства ранее импортируемой продукции, а также созданию новой продукции, аналогичной или превосходящей зарубежную по своим параметрам, адаптированной к отечественным климатическим и географическим условиям. Как свидетельствует мировой опыт, успешно осуществленное импортозамещение вполне может стать основой для последующего развития экспорта.
Для этого с конца 2014 года были созданы ряд межведомственных рабочих групп и комиссий. Основное внимание в правительственных документах уделяется вопросам обеспечения оборудованием, прежде всего топливно-энергетического и оборонного комплексов.
Топливно-энергетический комплекс.
В рамках отраслевой программы рассматриваются: добыча на традиционных месторождениях, освоение трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, производство СПГ и освоение шельфа.
Минпромторг России инициировал создание Научно-технического совета по модернизации нефтегазового машиностроения, который собирает предложения по импортозамещению, после чего формирует консорциумы производителей и потенциальных заказчиков.
Оборонный комплекс.
Во время рабочей встречи В.Путина и Д.Рогозина в августе 2015 г. было отмечено, что в 70-80-е гг. в России были работы, которые даже по своим заделам опережали западные аналоги, особенно в военном авиационном двигателестроении.
Минпромторг утверждил 20 отраслевых планов импортозамещения, охватывающих 2200 технологических направлений промышленности и определяющих меры стимулирования предприятий, принимающих участие в реализации этих программ. Через различные инструменты господдержки до предприятий нефтегазового машиностроения было доведено 2,5 млрд. рублей. Это субсидии на пополнение оборотного капитала, НИОКР и комплексные инвестпроекты. Из Фонда развития промышленности льготные займы получили шесть важных для нефтегазового сегмента проектов, суммарные инвестиции в которые составляют около 7 млрд. рублей. Глава Минпромторга Д.Мансуров сообщил, что руководители экспертных групп выступили инициаторами предложений по заключению специальных инвестконтрактов.
Реализация планов импортозамещения в отечественной промышленности только начата, и об их результатах говорить рано. Итоги 2014 и 2015 гг. позволяют дать лишь некоторые оценки последствиям введения западных санкций и проведения импортозамещающей политики.
Нефтегазовый комплекс.
Введенные санкции ограничивают доступ российских компаний к технологиям, необходимым для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти. Но в настоящее время примерно 90% всего объема добываемой нефти Россия получает из материковых месторождений, открытых до 1988 г. В результате санкции не сказались на уровне нефтедобыче в России.
В то же время нефтяные компании оптимизировали свои инвестиционные программы, сократив объем разведочного бурения, который снизился почти на 18% , что повлияло на снижение темпов прироста запасов. Это достаточно тревожный фактор, который может сказаться на объеме добычи.
Производство оборудования и технологий
Реализация политики импортозамещения позволила активизировать деятельность ряду крупных отечественных предприятий, прежде всего в машиностроении и нефтехимии.
Санкции не повлияли на экспорт вооружения из России. Страна продолжает удерживать 2-е место на мировом рынке, удалось несколько снизить зависимость отечественной промышленности от их зарубежных поставок.
Авиа- и судостроение
На Климовском заводе (ОАО «Климов») в г. Санкт-Петербурге развернуто производство двигателей ВК-2500 для военных вертолетов («Камов» и «Ми»). Была проведена работа по восстановлению компетенций производства двигателя НК-32 для отечественного стратегического бомбардировщика Ту-160 в г. Самаре. Предприятие «Пермские моторы» создает на базе газогенератора двигатели, которые позволят расширить сегмент авиационного двигателестроения - с тягой на взлете 9 - 16 тонн. Это позволяет в перспективе провести ремоторизацию самолета «Сухой Суперджет», заменить украинского двигателя для вертолета Ми-26, а также для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета и для нового российского регионального авиалайнера МС-21.
Самолеты Ил-112 и Ил-114 (внутреннего производства) скоро заменят собой «антоновские» машины Ан-24 и Ан-26 (производимые на Украине) на региональных авиалиниях и в Минобороны. В Иркутске в 2016 г. состоялась первая выкатка нового российского регионального авиалайнера МС-21. Для него изначально предполагалось использовать два двигателя: один американский — от Pratt & Whitney (для экспортных поставок), другой российский — ПД-14 (для внутреннего рынка). Сейчас отечественный двигатель является единственным, как и для вертолета Ми-38, полностью укомплектованного отечественным оборудованием.
В г Рыбинске развернуто производство судовых газогенераторов, которые ранее поступали из Украины. В 2017-2018 гг. потребности российского флота будут уже полностью восполнять за счет отечественного производства.
Большие десантные корабли (БДК) проекта 11711 заменят на флоте корабли проекта «Мистраль», которые были построены по заказу России во Франции, но не переданы ей.
Производство программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования
Российские программисты пополнили реестр отечественного программного обеспечения новой разработкой «Мой офис», заменяющей американской софт «Microsoft Office».
Представители компаний-разработчиков ПО утверждают, что в настоящее время весь цикл от обработки сейсмики до гидродинамики уже можно выполнить на отечественном ПО. При этом не требуется прямых инвестиций, а речь идет об обычных закупках уже существующих продуктов. Российские разработчики готовы сами все сделать за свои деньги, но нужно открыть для них рынок ПО и осуществлять политику государственного протекционизма для продвижения отечественных продуктов.
Сейчас национальные компании, реализуя план импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, разрабатывают тридцать три проекта по созданию отечественных аналогов ПК, планшетов, ноутбуков, сетевого оборудования высокого качества. Однако из-за высокой стоимости части комплектующих, закупаемых за рубежом, спрос на такую российскую продукцию может быть довольно низкий и спасти ситуацию можно только за счет государственного.
В целом можно констатировать, что в 2015 г. был создан некоторый задел импортозамещения в отечественной промышленности
Оценка последствий санкций для российской промышленности
Введенные санкции продемонстрировали слабость отечественной промышленности – зависимость от поставок зарубежных технологий и оборудования. Такая ситуация сложилась не сегодня. Наследие «сырьевой державы» Россия приняла от Советского Союза. Но, если на момент распада СССР существовали значительные производственные и технические мощности, то к настоящему времени российский научно-технический потенциал существенно сократился, а многие наукоемкие технологии утеряны. В 1990-х годах научные исследования практически не велись, отрасли промышленности деградировали.
В настоящее время ожидать ужесточения санкционного режима со стороны западных стран трудно, в том числе и потому, что санкции мало повлияли на экономическое положение и политику России. А их последствия не оправдали возлагавшихся западными политиками надежд.
Тем не менее, санкции в состоянии приостановить процесс модернизации нефтяной промышленности России путем ограничения инвестиций и воспрепятствования реализации проектов по освоению ресурсов шельфа арктических морей и сланцевых месторождений. Эти проекты могли стать основой для модернизации отрасли, увеличили бы доходы государственного бюджета и служили бы интересам социального развития страны в целом.
По признанию западных аналитиков, падение цен на нефт и снижение цен на природный газ (вследствие индексации в соответствии с ценами на нефть), гораздо больше повредило интересам России, чем санкции. В то же время они привели к изменению в экономической политике страны. Хотя такая контрмера правительства, как программа импортозамещения, пока не принесла ожидаемых результатов. Мало оснований говорить и о сколько-нибудь значительном развороте России на Восток. Скорее здесь проявилась совпавшая по времени с санкциями стратегия диверсификации торговых партнеров. В целом санкции снизили способность России реализовывать собственные геоэкономические и геостратегические интересы (по крайней мере, в краткосрочном измерении), но их воздействие неоднородно по разным направлениям. В частности, финансовый сектор оказался более уязвимым, чем промышленность.
В научных кругах отношение к санкциям со стороны западных стран также неоднозначно. Некоторые специалисты считают, что, хотя санкции показывают слабость отечественной промышленности и ее зависимость от импорта технологий, они одновременно стимулируют импортозамещение, внутреннее воспроизводство и модернизацию. С этой точки зрения санкции приносят долгосрочную экономическую выгоду. Другие ученые не чувствуют альтернатив западным технологиям и источникам модернизации.
Во-первых, санкции способствовали отказу от ускоренного освоения арктического шельфа России (хотя решающую роль в этом вопросе сыграло падение цен на углеводородное сырье).
Во-вторых, санкции способствовали развитию российского машиностроения и производства программных продуктов.
Предприятия-изготовители ожидают стабилизации или роста объемов реализации отечественного оборудования. Надежные внешние поставщики останутся нужными еще длительное время, в том числе не исключено приглашение компаний из Китая и Индии. Также целесообразно организовать СП на территории страны, которым иностранные партнеры передадут определенные компетенции и комплектующие с постепенным увеличением доли российской продукции].
Идею развития производства импортозамещающей продукции можно рассматривать как вариант политики самообеспечения, отчасти – как новую, «усеченную» редакцию курса на модернизацию экономики. Речь идет об очередной попытке «слезть с нефтяной иглы». Однако в современных реалиях осуществить диверсификацию производства, тем более, в сжатые сроки, крайне сложно.
В благоприятных условиях осуществить диверсификацию производства просто невозможно – для этого нет стимулов. В свете этого, санкционный режим благоприятствует возрождению, диверсификации и модернизации отечественной промышленности. Если санкции в ближайшие год-другой снимут, то интерес к проектам снизится, сократятся масштабы финансирования. И политика импортозамещения может выродиться в очередную краткосрочную кампанию, не принеся заметного позитивного эффекта для экономики страны.
Эксперты отмечают, что выполнение программы импортозамещения тормозится из-за недостатка инвестиций. Отечественная экономика не может обойтись без импорта оборудования, иностранных инвестиций, которым сопутствует передача новых технологий и ноу-хау.
В то же время значительная инерционность деятельности бюрократии ЕС и отсутствие повода для снятия санкций (из-за невыполнения минских соглашений по Украине) способствуют сохранению санкционного режима, что, в свою очередь, поддерживает политику импотрозамещения в России. Но даже при ее продолжении для достижения действительно значимого позитивного результата для экономики требуется преодолеть ряд существующих организационных или институциональных проблем внутри страны.
Представляется, что это очередная попытка преодолеть старый порок отечественной экономики – отсутствие эффективной системы превращения научных разработок в серийное производство. В советский период эту проблему пытались решить за счет развития отраслевой науки (наряду с фундаментальной) и функционирования научно-производственных объединений. В настоящее время вопрос связи науки и производства стоит еще более остро, т.к. существуют только отдельные звенья инновационного цикла (венчурное финансирование и т.д.). Без создания действенной системы внедрения инноваций никакие программы (импортозамещения, диверсификации производства, модернизации и т.д.) не приведут к реальному технологическому прорыву ни в нефтегазовом машиностроении, ни в отечественной промышленности в целом.
Таким образом, практика функционирования российской промышленности в условиях санкций позволяет считать обоснованным, что системная, продуманная и долгосрочная государственная политика импортозамещения не только обеспечивает технологическую и энергетическую безопасность России, но и позволяет создать новые точки роста в отечественной экономике.
Мария Положихина,
старший научный сотрудникок ИНИОН РАН и кандидат географических наук
Фото-редакции
Статья печатается в сокращении
Российское информационное агентство "Национальный альянс"
Еще на эту тему:
100-летие дизелестроения в Ярославле
День промышленности в Ярославле
Импортозамещение и Координационный совет по науке. Какая связь?
Почему РЖД не внедряет изобретение профессора Льва Размолодина