Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Следственный комитет России и искусство формировать индивидуальность организации


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Руслан Чалов Найти все публикации автора

Опубликовано: 19/03/2018 13:53

Следственный комитет России и искусство формировать индивидуальность организации 

 Интервью со Светланой Петренко, исполняющей обязанности руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Российской Федерации полковником юстиции. 

– Светлана Львовна, Следственный комитет России – структура с большим штатом сотрудников. Расскажите об особенностях работы управления взаимодействия со СМИ, в чем его отличие от других PR-служб? Насколько, с этической точки зрения, уместен термин PR в работе ведомства?

– Сравнивать управление взаимодействия со СМИ СК России, например, с теми же пресс-службами коммерческих структур было бы не совсем корректно, у них все же более узкая специализация, соответственно, и более узкие задачи. Мы – пресс-служба государственного органа и основное направление нашей деятельности – это объективность и достоверность в предоставлении информации по работе ведомства, которое выполняет общественно важные задачи. По предоставленной нами информации люди оценивают не только работу Следственного комитета, но эффективность и нужность правоохранительной системы в целом. Таким образом к нам формируется доверие граждан. 

Мы четко следуем нашей внутренней установке – для журналистов мы должны быть доступны постоянно. По любому информационному поводу - будь то противоправное действие, совершенное в отношении граждан, чаще всего самых незащищенных пенсионеров, ветеранов, детей, инвалидов или нарушение прав работника, сотрудника, человека – мы обязаны оперативно проинформировать прессу. Представители СМИ могут в любое время обратиться к дежурному, он тут же предоставит нужную информацию, подскажет, как лучше поступить, и обязательно окажет помощь.

Термин PR в наших организационно-распорядительных документах не фигурирует, как мне кажется, он больше ассоциируется с бизнесом. Но все же, если рассматривать это понятие в широком смысле слова – как массовые коммуникации, как связи с общественностью, то оно вполне отражает нашу работу. Для нас крайне важно вести диалог с обществом, реагировать на его сигналы и понимать общественное мнение. Кстати, штат Следственного комитета в сравнении с другими ведомствами, например, МВД или МЧС, значительно меньше – это почти 20 тыс. человек. И пресс-служба СК России также одна из самых малочисленных – 21 сотрудник. Задач и направлений в нашей работе много, поэтому работаем очень напряженно, порой, моим коллегам приходится жертвовать личным временем ради общего дела, но это наш осознанный выбор. Те, кто не разделяют эту позицию, просто уходят работать в другие организации. Ничего страшного в этом нет.

– Население зачастую мало знакомо с деятельностью руководителей СК, не говоря уже о работе рядовых сотрудников. Скажите, отсутствие информации о буднях сотрудников СК связано со спецификой работы или есть иные причины?

– Нельзя сказать, что руководителей на местах не знают. Они   дают интервью, проводят личные приемы граждан, у всех есть соответствующие графики приемов. Для того, чтобы люди знали, куда им обратиться, мы регулярно рассказываем в СМИ о работе Следственного комитета как на федеральном, так и на региональном уровнях. И здесь подчеркну: наша цель показать чем занимается ведомство и какой общий эффект от его работы, а не чей-то индивидуальный PR. Наши сотрудники не звёзды, а скромные люди в погонах, которые проводят на службе иногда круглые сутки, жертвуя общением с детьми, с любимыми. Это издержки профессии. 

Рядовые следователи и криминалисты действительно нечасто общаются с журналистами и на это есть множество причин: прежде всего загруженность и такое понятие как тайна следствия, поэтому по уголовным делам, которые находятся в стадии расследования, информация публикуется, как правило, в очень небольшом объеме. Ведь главное не навредить процессу расследования и не нарушить права участников уголовного судопроизводства. В целом же степень информированности населения о Следственном комитете сейчас на достаточном уровне, что, кстати, подтверждается результатами социологических опросов.

– У вас есть рекламный бюджет?

– Нет, мы же государственная структура. Мы периодически проводим информационные кампании, можно их назвать «социальной рекламой», без привлечения финансов. Это превентивные меры, направленные на предупреждение людей: как избежать трагических ситуаций, не стать жертвой преступлений, куда обращаться в случае беды. 

– Скажите, с тех пор, как вы возглавили пресс-службу СК России, что изменилось в работе? Появились ли новые направления, веяния?

– Очень важно не стоять на месте. Несмотря на то, что у нас, как и в любой другой пресс-службе, есть базовые задачи, я придерживаюсь мнения, что необходимо постоянно идти вперед.  Сфера массовых коммуникаций активно развивается: появляются новые технологии, программы анализа ситуации на медиарынке, открываются новые СМИ, в том числе электронные. А посмотрите, как за последние всего лишь несколько лет стали популярны социальные сети! Наряду с уже существующими аккаунтами в наиболее известных социальных сетях («Facebook», «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter») недавно был открыт наш канал в мессенджере «Телеграмм». Все это дает возможность не просто распространять новости о деятельности следственных органов СК России, но слышать и мгновенно реагировать на то, что волнует общество. Тем более сегодня аудитория социальных сетей значительно расширилась, это люди совершенно разных возрастов, интересов и профессий. Количество подписчиков в официальных аккаунтах ведомства растет, стало быть, деятельность Следственного комитета интересует все больше людей. 

Помимо этого с прошлого года мы начали издавать ведомственную газету. Издание направлено на информирование сотрудников СКР об основных событиях и тенденциях работы, обмен опытом между коллегами из разных регионов. Сами не ожидали, что она будет пользоваться таким спросом. Не так давно запустили интернет-телевидение. Его цель – сделать ведомство еще более открытым. На едином ресурсе в «YouTube» можно увидеть самые актуальные новости из жизни Следственного комитета, в том числе оперативное видео, комментарии следователей, экспертов, криминалистов, а также руководства ведомства, сюжеты и репортажи о расследовании резонансных преступлений.  На видеоканале будут освещаться проекты и инициативы СК России, результаты рабочих совещаний и встреч по проблемным вопросам, жизнь ведомственных образовательных учреждений. Поэтому, как видите, направлений работы у нас много, и самое главное – у наших сотрудников есть большое желание все это развивать. 

–  Ваши подчиненные –творческие люди? Кто-то, может, пишет книги?

– У нас, пожалуй, в этом плане самая «пёстрая» пресс-служба. Есть бывшие следователи, сотрудники с журналистским образованием, специалисты по связям с общественностью, филологи. Среди них немало и творческих людей, ведь наша деятельность, несмотря на ее четкую регламентацию внутренними документами, конечно, допускает значительную степень «креатива». И такой подход у нас всегда приветствуется. Не хотелось бы, чтобы нас считали, знаете, как любят говорить, «ещё одним оплотом бюрократии». Что касается книг, то у некоторых коллег есть опыт работы в составе авторских коллективов при подготовке книг, издаваемых Следственным комитетом России. У пресс-секретарей бытует фраза, что связь с общественностью – это искусство формировать индивидуальность организации. На мой взгляд, СК России имеет свой стиль подачи информации, который узнаваем.

–   Каким образом выстраивается взаимодействие с региональными пресс-службами? 

–  Это огромная ежедневная кропотливая работа. Страна у нас очень большая – все-таки 85 субъектов плюс специализированные и военные следственные подразделения. Представляете, какой идет поток информации? И всю ее нужно обработать, отреагировать, сделать всё, чтобы в СМИ появилась объективная картина события.

В субъектах у нас нет пресс-служб. В каждом регионе есть только один, в редких случаях максимум два помощника руководителя следственного управления, отвечающих за взаимодействие со СМИ. Их работа организована в соответствии с требованиями законодательства и внутренних нормативных правовых актов. Конечно, есть и планы работы, но, учитывая специфику, все отразить в планах невозможно. Для создания единого стиля работы регулярно проводятся стажировки, семинары для сотрудников из регионов в нашем подразделении или в онлайн-режиме. А в этом году впервые запланировано их комплексное обучение на базе Московской академии Следственного комитета. Вести этот курс будут высококвалифицированные специалисты различного профиля. А что касается оценки деятельности – важно то, как сотрудник в конкретном регионе реагирует на информацию в СМИ, которая может содержать сведения о преступлениях, насколько оперативно он организует комментарии по резонансным происшествиям, и в целом вообще важно, насколько профессионально выстраивает работу с представителями СМИ. Бывает, мы критикуем работу коллег на местах, но что делать, это неизбежно. Ведь только мы можем выстроить эффективную систему взаимодействия со СМИ.

–  Ведомство ведет активную деятельность: на сайте есть релизы о работе с подшефными детскими домами, информации о встречах с ветеранами, есть рубрики «Резонансные дела», «Преступления прошлых лет». Это формирует отношение людей к СК как части общества, которой не чужды забота о сиротах и уважение к заслуженным людям. Сайт насыщен информацией. Но бывают сообщения в СМИ о преступных действиях самих сотрудников СК и комментарии СК по этому поводу. Каким образом ведется работа по снижению негативности восприятия обществом после таких сообщений?

– Следственный комитет зарекомендовал себя открытым ведомством. Открытость и есть рецепт для нейтрализации негатива. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Следственный комитет расследует уголовные дела в отношении чиновников, должностных лиц различного уровня, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур. О таких делах мы нередко говорим публично. Это касается и уголовных дел в отношении наших сотрудников, которые были уличены в совершении преступлений. Мы никогда не замалчиваем подобные случаи. Когда вы не пытаетесь что-либо утаить от общества, у людей не возникает желания мерить всех на один аршин. Понятно, что отдельные факты нарушения закона ни в коем случае не характеризуют всю систему в целом. Но доля такой информации на общем фоне очень мала. 

А вообще, наша цель –  создание у населения образа офицера Следственного комитета как олицетворения честности, порядочности и силы Закона.

 Большое спасибо за интервью.

Вопросы подготовил Руслан Чалов

Фото предоставлено управлением взаимодействия со средствами массовой информации СК РФ 

В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR» Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный» 

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:МИА «Россия сегодня» и как говорить о том, о чем другие молчат

Галина Додон, Первая леди Молдовы: «Мой дом – это центр моей Вселенной»

Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам

Социальный журналист – профессия или призвание?

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Отдел «К» УМВД России по Ярославской области и кибер-самооборона.

 91-летний Александр Сухарев снова в строю

Критика и экстремизм: грани ответственности государства

Борьба с экстремизмом: мнение специалиста

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2019 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).