Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.
Смартфон и колесо Купалы: на IT-ночи в древнем Суздале
Рубрика: IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.
Автор публикации: Марианна Соколова
Опубликовано: 17/07/2019 08:03
Смартфон и колесо Купалы: на IT-ночи в древнем Суздале
Празднование Ивана Купалы – древний славянский обычай, связанный с летним солнцестоянием, после которого дни начинают убывать. В купальскую ночь поджигают в костре и затем скатывают кувырком к воде горящее колесо – символ Солнца, начинающего «спуск» по небосклону.
Много столетий наши предки-славяне, отмечая этот народный праздник, купались в реке, плели венки и прыгали через костры. Наш инновационный век решительно вторгся и в этот древний обычай. Если кому-то довелось в этот день увидеть в окрестностях старинного русского города Суздаля ярко полыхающий и стреляющий искрами костер, окруженный огоньками экранов гаджетов, таинственно светящихся в темноте, то можно не сомневаться – вы попали на ИТ-ночь Клуба IT@Digital директоров «я-ИТ-ы», совпавший с датой древнего праздника солнцестояния.
Использование огня в быту и в ремесле стали для человечества началом технологического развития. И, хотя технический прогресс привел к тому, что теперь мы уже освещаем дорогу не зажженными факелами, а подсвечиваем себе экранами гаджетов, но также, как и встарь, купальский костер манит нас мощным ощущением магической силы – и разрушающей, и созидающей одновременно.
Древнеславянские обычаи не помешали интенсивному профессиональному общению, развернувшемуся на заседании ярославского Клуба директоров «ИТ&digital», которое состоялось на древней суздальской земле 22 июня этого года.
Накануне здесь же прошла деловая игра с нестандартным контекстом, проведенная специалистами компании EBM. Участники в роли жителей различных планет должны были проявить недюжинные бизнес-навыки и аналитические способности, чтобы определить магические символы своих планет и в конечном итоге (в качестве выигрыша) – найти «мешок» счастья в необъятной Галактике, где все они обитают.
Более практические вопросы обсуждались на следующий день на конференции, состоявшейся в отеле «Суздаль».
Формат профессионального общения подразумевает, прежде всего, представление перспективных технологических продуктов. От компании «SoftwareONE» (Щвейцария) на конференции представили портфель решений по оптимизации и автоматизации управления лицензированными программными продуктами. Компания оказывает также услуги комплексного консалтинга при проведении внутриорганизационных аудитов и переговорах с крупнейшими вендорами. Предлагаемые решения ориентированы на крупный бизнес-сегмент и дают возможность значительно сэкономить на оптимизации лицензионного обслуживания и проведении внутриорганизационных аудитов с помощью консалтинговых услуг в случае, если ИТ-администраторы не могут решить эти вопросы самостоятельно.
Максим Горинский («Галактика ИТ») и Артем Мелёхин из «Лаборатории Касперского» представили образовательные антифишинговые тренинги и игры.
О продуктах и технологиях резервного копирования и защиты данных для снижения рисков и контроля над инфраструктурой, рассказал Евгений Пухов из компании «Commvault». Функционал продукта «Commvault», который обычно поставляется в составе более крупных многокомпонентных решений, включает защиту данных, архивирование, мониторинг инфраструктуры, защиту рабочих мест. Это скорее платформа, на которой может осуществляться аналитика хранящихся данных. Хранение персональных данных осуществляется в соответствии с российским законодательством о персональных данных на основе их неизменяемости и соблюдения времени хранения данных.
Дмитрий Детенков, из компании «Autodesk», разрабатывающей решения для автоматизации проектной деятельности, рассказал об инновационных технологических центрах, принадлежащих компании, расположенных в США и Европе. Такие центры в формате инновационного кластера, среди которых есть и VR-центры, объединяют крупные корпорации, стартапы, учебные инициативы, проводят тестирование новых технологий, демонстрируют футуристические технологии будущего.
От компании-интегратора «Синто» представил энергосервисные контракты с точки зрения их выгодности для ИТ Игорь Веселов. Одним из новых для «Синто» направлений экономии при проектировании инженерных систем для ИТ является энергопотребление, экономия электричества при освещении производственных помещений, многие из которых оснащены старыми лампами с низкой эффективностью и высоким энергопотреблением. В условиях автоматизации рабочих мест, внедрения ИТ непосредственно на станки, нагрузка на сети, энергопотребление растет. Именно комплексные решения по экономии электроэнергии, разгрузке энергопотребления здесь становятся реальным выходом для экономии.
Выступление Сергея Горбунова («Группы ГАЗ») было посвящено проблемам современного российского автопрома, новым цифровым сервисам, прежде всего платформе GAZ Connect для сбора, обработки и передачи данных от сенсоров/датчиков автомобиля и системы «ЭРА ГЛОНАСС». Транспорт – одна из самых оцифрованных отраслей, здесь уже существует множество цифровых сервисов и услуг, среди них датчики, транспортные порталы, сервисы попутчиков. Среди направлений цифровизации прежде всего интернет вещей, единое пространство технологий вокруг клиентского сервиса, доступ к сервисам и единой кнопке (омниканальность), анализ Больших данных. Между тем отечественный автопром пока большей частью ориентируется на традиционную устаревающую бизнес-модель – выпустить автомобиль и продать его, хотя очень многие в крупных городах уже охотно пользуются легковым каршерингом. Для грузового транспорта каршеринг пока остается неосвоенной и перспективной отраслью. Будущее, безусловно, не за индивидуальным автомобилем, а за мобильным и системным обслуживанием каршеринга. Беспилотники же, по оценке спикера, вряд ли появятся ранее 10-15 лет. Аналитика полученных данных, их продажа открывает перед компанией большие перспективы на рынке данных, в частности, в страховании, в предиктивном ремонте, хотя ей еще предстоит найти свою нишу в новой конкурентной среде.
Евгений Зайцев рассказал участникам конференции о функционале, внедрении и преимуществах интеграционной архитектуры (интеграционной шины) на Загорском трубном заводе, который начат в 2018 г.
Отдельной и очень важной для участников темой стали выступления и размышления о трудностях их профессии, столь важной в условиях цифровизации экономики. Речь шла не только о том, как повысить собственную капитализацию, долгосрочно строить карьеру, ставить и добиваться амбициозных целей, формировать в себе лидерские профессиональные и позитивные личностные качества. Об этом на заседании высказались Александр Пискарев (ООО «Молочные продукты» Русагро) и Павел Клепинин (НИПИГАЗ), один из победителей конкурса «Лидеры России-2019». Рассказ последнего помог увидеть изнутри, т.е. глазами участника, сложности и препятствия этого конкурса для управленцев. Победителей в нем ожидает не только крупное денежное вознаграждение, которое может быть потрачено на обучение и повышение квалификации, но и возможность наставничества со стороны известных российских деятелей из мира политики, экономики, военной сферы. Для профессионального роста и карьеры стартовые возможности участия и победы в таком конкурсе являются немалыми. Кроме прочего, участники конкурса должны доказать, что обладают чувством социальной ответственности, способны почувствовать нужды того общества, в котором мы все живем и предложить социально-значимый проект для их решения. Проект, который предложил Павел Клепинин, был посвящен обучению школьников основам компьютерного дизайна. В будущем такие навыки должны помочь им зарабатывать и найти свое призвание в новом цифровом обществе. Остается лишь пожелать, чтобы этот социальный проект был продолжен и развивался и после конкурса.
В условиях приоритета цифровой экономики директор по информационным технологиям (CIO), безусловно, одна из самых востребованных должностей, но одновременно и одна из самых ответственных, сложных, во-многом зависимых от бизнеса, руководства компаний и заказчиков, далеко не всегда разбирающихся в технологической стороне вопросов. В результате не всегда выделенные инвестиции могут расходоваться продуктивно, последствия же этого иногда носят серьезный характер.
Многое в этой ситуации зависит не только от компетентности, но и от добросовестности, чувства ответственности, порой, профессиональной осторожности и щепетильности, житейской опытности и здравого смысла, психологической устойчивости руководителей ИТ-подразделений.
Сейчас же профессионалов тревожит, что новое поколение специалистов, приходящих в ИТ-сферу, как раз далеко не всегда обладает чувством социальной и профессиональной ответственности. Серьезные изменения в системах образования и социальных институтов разрушили многие прежние социальные фильтры и нормы, которые формировали у молодых специалистов такие качества, как, например, ответственность и понимание последствий недобросовестного отношения к решению вопросов. А именно этими качествами должен обладать ИТ-директор, чтобы отобрать для компании лишь оправданные реальными потребностями качественные инновационно-технологические продукты и грамотно выстроить стратегию их внедрения.
В выстраивании отношений с собственниками бизнеса, руководителям ИТ-подразделений может помочь такой важный инструмент как ИТ-стратегия компании. Разработка стратегии не только помогает самой ИТ-команде сформировать долгосрочное видение своей работы, но и дает возможность аргументированно представить КПД проектов руководству компании и отстоять перед ним ИТ-бюджет. Какие здесь могут встретиться сложности и совершены ошибки, как ИТ-директор при этом должен строить отношения с руководителями других подразделений и собственниками бизнеса – поделился опытом с участниками конференции Валерий Фокин («Уралхим»).
Стратегический подход важен и при организации управления по целям на основе данных – о том, как, по какой методологии наиболее оптимально составить типовую стратегическую карту для развития бизнеса, рассказал на основе опыта организации интернет-торговли в сети «Порядок» Евгений Бриченко из ГК «Спектр». Для этого нужно: построить единую интегрированную карту целей и задач для ИТ-команды и всей компании, подключить к процессу целеполагания всех сотрудников, организовать сбор и обработку огромных объемов данных с оперативных систем: IP-телефонии, ритейла, и на этой основе строить прогнозы, а также проводить реальные аттестационные процедуры. Такая карта позволяет не только избежать захлестывания повседневной текучкой основных целей работы, но и создать систему повсеместного контроля над деятельностью всей компании.
Цифровизация экономики во всех секторах, в том числе и в производственном, а не только в быстро цифровизирующихся финтехе, медиа, телекоме, объективно неизбежна как результат смены технологического уклада на фоне жесткой глобальной конкуренции различных стран. Иначе национальный рынок будет подорван конкурентами, предлагающими более доступные по цене и новые товары, и прежде всего агрессивной «экспансией» на российский рынок китайских компаний, как это уже произошло в отечественном автопроме.
Но создание такой экономики не должно превратиться в идеологическую мантру, продвижение которой оправдывало бы и внедрение неэффективных, в общем-то ненужных на самом деле инновационных продуктов, так называемых имиджевых проектов и пока еще непрогнозируемые, социальные последствия, порой даже криминальные. Достаточно вспомнить насколько чувствительной к криминалу стала сегодня область финансовых технологий. И именно человеческий фактор сможет здесь сыграть роль своеобразного амортизатора. В нашей стране интеллектуальный и лидерский потенциал технологической элиты формировался много десятилетий. Много поколений инженеров, технических работников вкладывали в создание и развитие отечественной промышленности и технологической базы свой профессионализм, талант, знания, и, наконец, пассионарность, ценностные установки – всё то, что им дала та культурная среда, в которой они сформировались. И, поскольку, как заметил ведущий конференции Алексей Филиппов, айтишник не должен упустить ту черту, за которой аналоговый ИТ-специалист может превратиться в настоящего цифрового профессионала, именно высококвалифицированным CIO предстоит продолжать традиции российской научно-технической интеллигенции и обеспечить надежный фундамент для цифровизации экономических процессов и четвертой промышленной революции, в то же время не дав развернуться и возможным негативным социальным и экономическим последствиям инновационных сдвигов.
Марианна Соколова
Фото предоставлены организаторами
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Генетическое тестирование на российском косметологическом рынке и инновации для нового поколения
Миссия и задачи независимых СМИ в интересах модернизации России
Роль независимого СМИ в формировании социально-ответственной информационной среды
Культура СМАРТ-потребления: что это такое?
Реальность или утопия: смогут ли IT-эксперты диктовать политику вендорам
Конференция клуба ИТ-директоров «Я-ИТ-Ы»
«Время или… жизнь?»: итоги конференции клуба ИТ-директоров «Я-ИТ-Ы»