Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Социология, выборы и политика. Разговор с профессором Игорем Киселевым


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 05/10/2016 10:29

Социология, выборы и  политика.Разговор с профессором Игорем Киселевым. 

Низкая явка избирателей показала апатию граждан и уверенность, что ее мнением никто не интересуется «на верху». Так ли это на самом деле? Об этом и другом разговор с  Игорем Юрьевичем Киселевым, доктором социологических наук, профессором Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.

– Отвечая на вопрос о явке, прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что опора на общественное мнение, выражаемое, в том числе, и в ходе голосования, неотъемлемый компонент принятия  решений на разных уровнях власти. Это как кредит доверия. Общественное мнение лежит в основе социальных и политических изменений. И существует достаточно много каналов его выражения и доведения до представителей власти, эти каналы  совершенствуются и обновляются.  Его игнорирование приводит  к  тому, что называют «месть избирателя» на очередных выборах. Другое дело, что некоторые политики считают, что общественное мнение нужно учитывать, но не руководствоваться им  в повседневной социально-политической практике. То есть с  общественным мнением можно и нужно работать. 

Что касается явки. Думаю, явка избирателей вписывается в общую тенденцию и у нас, и в  странах Западной Европы: фиксируется  общая тенденция к снижению. Но это не означает, что она низкая. Она умеренная и свидетельствует, что общество предпочитает стабильность, расклад политических сил сложился.  Высокая явка свидетельствует об активной политической дискуссии в обществе. Тогда общество находится на переломе, ищет свой путь.  Таким образом, можно взглянуть на проблему явки с другой точки зрения  – более оптимистичной. 

 Как вы считаете, социология сегодня  это часть политики? 

– Социология изучает социум, общественное, а политика –  часть этой  общественной основы, так же как и экономика. Социология шире, чем понятие политического. Всегда есть соблазн подтянуть социологическое опросы под политические цели, но это не означат сращивание двух сфер. Социологические службы дорожает своей неангажированностью и репутацией. 

–  Сейчас в интернет множество опросов потребительских предпочтений, т.е. онлайн-опросы. Это  означает, что «живые опросы» исчезнут? Или это авантюра интернет-бизнеса –  перетянуть «одеяло» на себя, занять нишу? Или, наоборот, новые плодотворные методы?

– Интернет-опросы действительно используются, но там есть свои ограничения, выборка нерепрезентативная: не попадают люди старшего поколения и неактивные пользователи интернета, то  есть, в результате интернет-опросов возникают определенные искажения. Но есть и плюсы у интернет-опросов: дешевле и охват аудитории больше. Цели проводимых опросов могут быть разные, при этом используются  и разные методы.

– Какие самые необычные опросы приходилось проводить? Как сейчас реагируют люди на просьбу  что-либо ответить? На какие вопросы готовы отвечать?

– Например, могу привести пример нашего собственного исследования, когда для изучения общественного мнения о внешней политике использовался метод эксперимента, встроенный в анкетирование. Респондентам предлагались описания последствий проведения внешнеполитического курса с точки зрения реализации интересов безопасности, экономического благополучия, поддержания идентичности и оказания влияния на международной арене.  Описания были составлены так, что в одних сферах были получены выигрыши,  в  других - потери. И респондентов просили оценить, насколько описанный курс представляется им выгодным или сопряженным с потерями, готовы ли они поддержать его, доверяют ли они политику, который его проводил,  считают ли  политика компетентным и т д. По результатам мы пытались определить, какой внешнеполитический курс обеспечит максимальную и минимальную поддержку. Респонденты были очень активны, готовы отвечать, особенно старшее поколение. 

Можете сравнить советский период и сейчас  по методикам опроса, механизмам и предметам опроса, реакциям людей на вопросы, что было главным тогда и сейчас? Есть ли отличие опросов российских и зарубежных социологических компаний? Какие предпочтения  у представителей бизнеса, власти, что их интересует и интересует ли их общественное мнение или только потребительские предпочтения?

–  У  социологов есть такое понятие как режим взаимодействия власти и общественного мнения. Этот режим может быть описан по целому ряду критериев, в том числе, востребованности результатов опросов общественного мнения властью,  широта или круг проблем  по которому изучается общественное мнение, функциям, которые выполняет общественное мнение. По сравнению с  советским периодом очевидно, что сложился новый режим взаимодействия власти и общества. По некоторым проблемам он даже принимает форму сотрудничества общественного мнения и власти. В  связи с этим результаты опросов общественного мнения востребованы властью, работают всевозможные центры, службы общественного мнения. В  связи с востребованность развивается и методология проведения опросов, появляются новые формы и методы. 

– Куда идут работать выпускники? Есть потребность в социологах?

– Социологи востребованы от социологических служб (в разных ведомствах и организациях, даже в банках),  в журналистике  с  аналитикой до органов госуправления и власти. 

– Проводили ли вы опросы для себя?

– У нас есть научная  деятельность и учебная со студентами. Мы ориентированы на востребованность, прежде всего, самим обществом, различными российскими научными фондами. Есть гранты от научных фондов. А  в учебной работе мы постоянно проводим опросы со студентами, когда они пишут курсовые и дипломные работы – несколько десятков  каждый год. 

– Чем вы занимаетесь сейчас, какие исследования проводите? Можно ли  из  аналитики опросов предвидеть ситуации?

– Под моим руководством продолжается осуществление проекта,  который  направлен на решение  фундаментальной для политической социологии  и политологии проблемы функционирования общественного мнения в структуре институтов власти и управления в сферах внутренней и внешней политики. Основное внимание уделяется изучению закономерностей, лежащих в основе генерирования социальными группами политических потерь, с которыми может столкнуться лидер государства, в результате отсутствия поддержки проводимого им внешнеполитического курса. Актуальность темы исследования обусловлена повышением в последние годы значимости внешнеполитических решений руководства страны в определении курса развития России. Как следствие, успехи и неудачи в реализации национальных интересов в области безопасности, экономического развития, поддержания национальной идентичности и наращивания влияния на международной арене служат основанием для оценки деятельности политических лидеров разными сегментами общественности. В связи с этим практический и научный интерес представляет исследование взаимосвязи неудач в реализации лидером государства четырех основных категорий интересов в сфере внешней политики и ожидаемых внутриполитических потерь.

По аналитике  –  ответы респондентов могут  не совпадать с их реальным поведением. В этом-то вся и сложность прогнозирования.

– Как сбрасываете напряжение от потока информации?

– Хожу плавать. 

– Потоком воды убирать поток информации  – отличный способ возвращать работоспособность. Спасибо за беседу.

Вопросы задавала Виктория Соцкова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:

Как Президентская библиотека создает цифровую вечность 

Профсоюз работников РАН и акция «Неделя протеста». 

ЮНЕСКО и градостроительная политика в Ярославле 

Николай Стариков о Турции, Ницце и «Лаконизмах» 

Литературный Крым: Валерий Митрохин и жизнь в творчестве 
 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM