Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийНаучно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»


Тренд экономики – непрерывность обучения и новые компетенции


Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 11/03/2020 09:02

Тренд экономики – непрерывность обучения и новые компетенции

Трансформации в экономическом укладе влекут за собой  изменения в профессиях, компетенциях специалистов, которые должны приобретать актуальные навыки. Об этом и другом разговор с Надеждой Булычевой, директором Института дополнительного профессионального образования Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

–  Должно ли заботиться государство (например, оплатить учебу) о повышении профессионального уровня специалистов для успешной реализации технологических трансформаций в экономике? 

– Современная ситуация на рынке труда такова, что необходимость в дополнительном обучении распространяется на работников всех уровней, тогда как раньше затрагивала лишь руководящий состав и специалистов узкого профиля.

Давно прошли те времена, когда, получив диплом о высшем образовании, специалисты могли всю жизнь работать, не задумываясь о повышении квалификации. Сегодня образование – лишь фундамент будущей карьеры, для успешного развития которой необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Любой специалист через несколько лет после окончания вуза начинает терять приобретенные знания и навыки. Чтобы поддерживать себя на должном уровне, работнику необходимо постоянно уделять внимание изучению последних достижений в своей профессиональной сфере.

Сегодня многие сферы экономики развиваются столь стремительно, что большинство специалистов вынуждены постоянно повышать свою квалификацию, посещая профессиональные курсы и семинары. Среднестатистический работник за период своей трудовой деятельности (40-45 лет) должен 4-5 раз пройти повышение квалификации и переподготовку. Кто работает в области информационных технологий или постоянно используют их в своей деятельности, должны повышать квалификацию не реже одного раза в год, иначе их стоимость на рынке труда ощутимо понизится.

– Расскажите, какое место в настоящее время занимает ДПО в системе вашего вуза?

– Дополнительное профессиональное образование в ГАУГН развивается в соответствии с потребностью экономики и общества. История Государственного академического университета гуманитарных наук началась в 1994 году, когда был создан Российский центр гуманитарного образования для осуществления переаттестации преподавателей гуманитарных наук по всей стране, необходимость которой возникла в результате перехода от Советского Союза  к Российской Федерации. Позднее центру был присвоен статус университета, а в результате нескольких преобразований, в том числе, и переименований, возник университет в сегодняшнем виде. 

Используя свою специфику – интеграцию ГАУГН и Российской академии наук, проявляющуюся в осуществление РАН научного и научно-методического руководства факультетами университета, функционирующими на базе профильных институтов РАН, а также развитии широкой сети партнерских отношений с научными институтами РАН. 

Университет создал уникальную для России программу подготовки и повышения квалификации руководителей научных организаций, основанную на сочетании российских традиций и мирового опыта – Программа «Магистр по управлению научными организациями» (Master of Science Management, MSM). Программа рассчитана на руководителей научных и образовательных организаций и их заместителей, руководителей среднего звена в научных организациях или наукоёмком бизнесе, а также молодых учёных, заинтересованных в администрировании исследовательских проектов.

Сегодня деятельность Института дополнительного профессионального образования направлена на развитие современной системы непрерывного образования, предоставляющей каждому обучающемуся возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Университет постоянно работает над расширением сферы деятельности и активно реализует программы ДПО, что способствует улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности ГАУГН. Разработав собственную программу развития дополнительного профессионального образования, университет активно участвует в реализации программ ДПО для студентов, научно-педагогических работников и специалистов институтов РАН. 

– Какие на сегодня существуют проблемы в системе ДПО? Как строятся контакты с потенциальной аудиторией/заказчиками – предприятиями, учреждениями и т.д.? Кто сегодня основной заказчик повышения квалификации – власть, бизнес или общество?

– Стремительное развитие технологий и огромный поток информации вызывают необходимость активного развития системы дополнительного профессионального образования. Сегодня следует осознать, что образование во всем мире коренным образом меняется, и традиционная университетская модель – в том числе. Происходящие в образовании изменения наиболее ярко проявляются именно в системе дополнительного профессионального образования, которое ближе к жизни и быстрее реформируется, то и восприятие сигналов извне – от работодателей, общества – происходит быстрее. 

Непрерывное образование является стратегической моделью развития XXI века, а система ДПО должна внести структурные сдвиги в образование, в спрос на образовательные услуги, т.к. способна охватить гораздо больше людей, чем в системе основного образования.

Цель Института ДПО – реализация учебных программ и проведение тренингов для специалистов различного уровня. В связи с такой спецификой основными потребителями будут лица или организации, заинтересованные в получении различных услуг образовательного характера.

Большинство современных компаний в основу деятельности внедряют международные корпоративные стандарты. Это позволяет повысить уровень профессионализма сотрудников и их производительность, улучшить качество работы компании в целом. Обучение определенным профессиональным стандартам способствует мотивации и удержанию сотрудников, предотвращает текучесть кадров. Если работодатель готов инвестировать средства в повышение квалификации работника, это говорит о его дальновидности. В лояльных компаниях затраты на обучение закладываются руководством в бюджет заранее, а отсутствие у сотрудников стремления к знаниям считается недобросовестным отношением к обязанностям.

Несомненный плюс системы дополнительного образования заключается также в том, что она быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием. Этот вид образования дает возможность достаточно оперативно удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности потенциальных заказчиков – физических и юридических лиц. 

Подбор клиентской базы – один из самых сложных вопросов в деятельности ДПО. Организовывая сотрудничество с крупными заказчиками, следует учитывать особенности планирования их бюджетов.

– Как вы считаете, на какие средства должно проводиться ДПО в условиях снижения платежеспособности населения и необходимости технологических перемен в содержании многих профессий? Цифровизация заставляет повышать квалификацию и уровень подготовки?

– Если обратиться к истории, то в период существования Советского Союза, практически, все предприятия в России были государственными и повышение квалификации их сотрудников регламентировалось и финансировалось государством. Государство определяло периодичность повышения квалификации и учреждения, в которые необходимо направлять сотрудников для повышения квалификации. Оно же осуществляло контроль качества реализуемых в них программ.

Сейчас большинство российских предприятий основано на частном капитале и полностью зависит от количества и финансовых возможностей потребителей. Повышение квалификации сотрудников на таких предприятиях финансируется только за счет средств предприятия, они же определяют и регламент повышения квалификации и учреждения, которые его осуществляют.

Сегодня предприятия готовы платить только за качественное дополнительное профессиональное образование. При этом некоторые работники не против самостоятельно вкладывать средства в свои дополнительные компетенции и навыки, но только в том случае, если уверены в успешном трудоустройстве. От нечего делать сейчас никто не учится…

– Чем отличается ДПО ГАУНГ от других систем? Что взято за основу деятельности, какие практики использованы? 

– ГАУГН – приверженец академической непрерывной системы образования с использованием современных практик, в соответствии с индивидуальными желаниями и потребностями, с разработкой «графика» личного совершенствования.

Из отличительных особенностей хотелось бы выделить:разработку и использование гибких образовательных программ, в содержание которых можно вносить изменения даже в процессе их реализации, непосредственно под заказ конкретного работодателя (потребителя); расширение спектра дополнительных образовательных программ с использованием дистанционных технологий (с учетом возможностей электронной образовательной среды ГАУГН);развитие университетских суббот, в том числе с участием институтов РАН; открытие академической гуманитарной школы; развитие системы академических профильных классов.

В современных экономических условиях распространена ситуация, когда достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют, что через несколько лет квалификация не «выйдет в тираж». Работа на всю жизнь становится все большей редкостью, и для успешной карьеры образовательный процесс должен продолжаться на протяжении всей трудовой биографии. 

Поэтому институт ДПО ГАУГН ведет гибкую ценовую политику, рассчитанную как на наших выпускников, так и на работодателей и других потребителей, обеспечивая высокое качество программ, удовлетворяющее запросам стремительно развивающейся экономики.

– Сегодня на рынке много коммерческих организаций, которые не имеют отношения к образовательной системе, но проводят разные курсы и семинары. Что вы думаете о таком способе переподготовки? Эти организации составляют конкуренцию государственным вузам?

– На сегодняшний день можно не сомневаться в необходимости развития конкуренции в сфере образовательных услуг. Наличие конкуренции положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг, способствует развитию уровня образования и, следовательно, приводит к улучшению экономических показателей страны, так как развитие экономики в стране во многом зависит от качества образования.

Конкурентами на рынке образовательных услуг могут выступать государственные вузы и негосударственные вузы, коммерческие организации и промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; консалтинговые фирмы, организующие помимо консультационной деятельности учебные курсы.

– Недавно завершился обучающий цикл по Программе дополнительного профессионального образования на субсидии из федерального бюджета. Расскажите о его сути и участниках.

– Минобрнауки России объявил конкурс на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования» федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 году». Мы подготовили программы, которые прошли конкурсный отбор и по решению экспертов Минобрнауки РФ вошли в десятку лучших, и получил грант на реализацию трех программам повышения квалификации.

Грант полностью обеспечен опытными научно-педагогическими работниками и квалифицированными специалистами по всем необходимым для реализации программ профилям. ГАУГН в реализации проекта сохраняет свою общую специфику интеграции с научными организациями, в первую очередь с институтами РАН.

Охват субъектов РФ, представители которых прошли обучение по программам повышения квалификации ГАУГН (35 субъектов), наглядно демонстрирует потенциальный, неохваченный объем региональных слушателей. Обучение проводилось бесплатно. Большинство прошедших курсы повышения квалификации в ГАУГН старше 40 лет. У нас учились специалисты, которым требовалось повысить свой уровень квалификации, получить доступ к новым компетенциям, к новым направлениям в образовании и иной профессиональной деятельности.

Согласно количественным характеристикам проекта ГАУГН должен был обучить 750 человек. Удалось перевыполнить план гранта: по программе «Особенности профессионального развития научно-педагогических работников в условиях реализации непрерывного образования» – 325 человек; по программе «Современные информационные технологии в высшем образовании и науке» – 268 человек; по программе «Философия науки и техники» – 192 человека. Стажировка по программам прошла в Инновационном центре «Сколково». Кроме институтов РАН и ведущих вузов страны, повышение квалификации пользовалось спросом среди других профильных организаций и предприятий.

Слушатели, прошедшие обучение, хотели бы иметь возможность прохождения подобных программ в дальнейшем. В анкетах обратной связи распространены комментарии подобного содержания. Полученный грант на проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования для ГАУГН стал мощным импульсом в развитии Института дополнительного профессионального образования университета.

– Каковы перспективы проекта, будет ли у него «жизнь» после исчерпания ресурса гранта?

– Это был пилотный проект. Считаем его  эффективным и надеемся на перспективное развитие. 

– Что бы вы пожелали потенциальным слушателям ДПО: как подходить к выбору программ ДПО, на что обращать внимание?

– Сегодня успешность карьеры зависит не только от полученного высшего образования, но и от способности человека учиться всю жизнь и приобретать новые компетенции.  Поэтому работнику, выстраивая свой карьерный рост, необходимо обеспечить преемственность тех знаний, которые он уже получил на любой из ступеней своего образования, они важны для усвоения новых знаний на следующей ступени образования.

Программу ДПО необходимо выбирать индивидуально, исходя из своего уровня, своих способностей и возможностей.

Потребности в образовании у всех разные. Мы считаем, что непрерывно учиться необходимо не для того, чтобы постоянно и до бесконечности получать какие-то дипломы, сертификаты, удостоверения. Личность характеризует не число удостоверяющих документов, а те компетенции, которыми обладает человек. То, что он знает, умеет и может создать! 

 Большое спасибо за интервью.

Вопросы задавала Виктория Соцкова

Фото из архива Надежды Булычевой  и предоставлено пресс-службой ГАУГН

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Еще на эту тему:

«Все люди лгут» – уверен американский журналист и экс-аналитик Google Стивенc-Давидовиц

Придет ли блокчейн в мир науки: перспективы научных журналов Российской академии наук

Судьба издательства «Наука»: сценарии будущего

Открытие ученых из наукограда Борок: космическая пыль в торфе как летопись Вселенной

100-летие ярославской реставрации

Миссия и задачи независимых СМИ в интересах модернизации России

На софийской Сердике: болгарские встречи

Сергей Никонов: «Наука в России сильна, руководство – намного слабее»


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM