Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКарта мира


Творение зодчего Алексея Щусева: храм в молдавском селе Верхние Кугурешты


Рубрика: Карта мира

Автор публикации: Тамара Полякова Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/04/2016 15:36

Творение зодчего  Алексея Щусева: храм  в  молдавском селе Верхние Кугурешты

 На постсоветском пространстве есть много интересных мест, которые объединяют людей без границ, являются культурным достоянием независимо от того, где находятся  –  в большом городе или небольшом селе. Это наша общая история, дающая стимулы для радости и надежд. Эту историю нужно изучать и она сплотит народы.

 Тамара Полякова  рассказывает о паломнической поездке в молдавское село Верхние Кугурешты:

 Однажды, прогуливаясь по  улицам старого Петербурга со своей приятельницей, мы забрели на Галерную улицу. В фешенебельных особняках на этой улице в царское время снимала  апартаменты столичная знать. Об одном персонаже ушедшего времени я услышала от своей знакомый интересный рассказ. Речь идет о бессарабской  помещице Евгении  Ивановне  Апостолопуло (Богдан). На  Галерной улице  она поселилась  после  смерти  мужа.  Занималась живописью,  благотворительностью, покровительствовала  молодым  студентам  Санкт-Петербургской  Академии  художеств.Давняя  дружба  связывала  ее  с  Алексеем  Щусевым,  молодым, но  уже  довольно  известным архитектором,  выпускником  этой  Академии. 

Алексей Васильевич Щусев  (1873г.-– известный архитектор-храмостроитель.  Ведущий архитектор неорусского стиля и мастер  церковной  архитектуры  еще  до  1917 года.  Известность получили работы: Марфо-Мариинская  обитель  (Москва), Почаевская  Лавра( Троицкий собор),  Храм-памятник на Куликовом  поле  преп.  Сергию  Радонежскому и  др. В советское время он  достойно вписался в архитектурную историю страны, им создано немало  современных зданий, украсивших облик столицы, в городах ряда республик. Он автор мавзолея В.И.Ленина на Красной площади, театра оперы и балета в Ташкенте, станции метро «Комсомольская», гостиницы «Москва» и др. 

К  Щусеву обращается  знатная вдова   с  просьбой  о  строительстве  в  Кугурештах (родовое  имение  семейства  Богдан  в  Бессарабии) храма  в  память  о  безвременно  ушедшем  муже. Архитектор отложил в сторону все дела и крупные проекты, чтобы  приступить к работе в  имение  семьи   Богдан  в 1913г.  Этому  способствовала  дружба  с  семейством  Апостолопуло – Богдан  и  желание  увидеть  родной  Кишинев, ведь он родился в нем, вдохнуть  благодатный  воздух  южного  края. Душа  молодого  зодчего  в  тот  час  была  не  лишена  волнения  и  тревожного  чувства.  Страна  пребывала  на  пороге  мировой  войны,  шла  опасная  борьба противоречивых,  непримиримых  идей  и  взглядов. 

Чуткое  сердце  художника  улавливало  дух  грядущих  перемен.   Щусев  размышлял,  как  он, архитектор  и  художник,  через  собственное творчество  сможет  отразить духовные  идеалы  и  выверенные традиции  русского  зодчества в храме, который предстояло построить.

 Рассказ   вызвал  желание  увидеть  церковь,  созданную  одним  из  ярких  и  признанных  в  мире  архитекторов  ХХ  века. Поэтому группа  паломников   отправились    по  холмистым  дорогам  северной  Молдовы в село Верхние Кугурешты,  расположенное  в стороне  от  бойких трасс.  Дорожные  указатели  встречались  все  реже  – и с этого  момента мы  ориентировались  больше  на  словесные  подсказки  случайных  попутчиков.

Наконец, паломники   увидели   в рассеивающемся  утреннем  тумане   купол высокой колокольни и  весь  церковный  ансамбль. Сооружение  напоминало  суровую  архитектуру  древнего  Пскова.  Такая  брутальность  в  южных  бессарабских  землях  ошеломила: двухъярусная колокольня,  укрепленная контрфорстами, разрезает невысокую  каменную  стену,  прочно  выложенную  из  необработанного  природного  камня.  По  бокам  расположились  стилизованные  бойницы.  Вытянутые  высоко  вверх  окна  колокольни и узкая  дорожка,  напоминающая крепостной  мостик,  еще  более  усилили  ощущение  взаимосвязи  с  тревожными  и  смутными  временами  средневековья. Эллиптическая  арка  с  изящными  византийскими  воротами  расположилась в первом  ярусе колокольни.  Плоские  ниши  под  кровлей, полукружия  оконных  проемов искусно  и  тонко  смягчают  эту  суровую  красоту.За  воротами  – каменная  церковь. Это  одноглавый храм  с  тремя апсидами  в  алтарной  части.  На строительстве храма работали местные умельцы.  Изначально  стены  собора  не  были  оштукатурены.  Их живописная  кладка  из  необработанных  камней  не  требовала  каких-либо  декоративных  дополнений.  Особую  прелесть  стенам  придают  отпечатки ракушек  и  морских  растений  на белом  известковом  камне. На стенах  церкви  нет  привычного орнамента. Живописная  кладка  из  различного  по  цвету  известняка  в  сочетании с  красной  черепицей  и  кирпичом,  резные  детали оконных  проемов  и  ниш делают  храм необыкновенно  нарядным  и  оригинальным. Детали  самобытной  архитектуры  молдавского села:  остроконечные крыши  с  вынесенным карнизом, двускатная  аркатура  глав  придают храму  особый  уют.

Купол  храма  –  из  красной  черепицы  в виде  перевернутого колокольчика с греческим  крестом, который напоминал об  истоках православной  веры.  Греческий  стиль нашел отражение   в оформлении  портала  в  виде  стрельчатой  аркады.

При храме усыпальница семьи Богдан. Настоятель храма  о.  Сергий и паломники   спустились  в нее. Глядя  на  старинные  надгробья,  ощущаешь   прикосновение  Вечности  и  духовные  связей  поколений.

 Затем паломники собрались перед храмом  и, возможно, каждый, спрашивал  себя:  «В  чем  и  где  таятся  истоки  чарующей  красоты  и  гармонии,  свойственным  архитектурным  творениям Алексея  Щусева?».

  И  ответ  не  вызывал  сомнений:  рукой,  вдохновением и  мыслью  гения  управляла  и  двигала  Православная  вера,  осознание  ее  величия  в  любых  обстоятельствах.

Тамара  Полякова  

Фото автора                                                                                                                

От редакции: ждем интересных рассказов о поездках  по России и городам наших географических соседей. Мы помогаем людям общаться, узнавать друг о друге, сохранять дух добрососедства и интернационализма.

Еще на эту тему:Княгиня Елена Михайловна Кантакузина, урожденная Горчакова.

Свеча Благодарения в молдавском городе 

За что селу Парканы присвоен орден Почета

ГОРДОСТЬ КОРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).