Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Карта мира
Творение зодчего Алексея Щусева: храм в молдавском селе Верхние Кугурешты
Рубрика: Карта мира
Автор публикации: Тамара Полякова

Опубликовано: 06/04/2016 15:36
Творение зодчего Алексея Щусева: храм в молдавском селе Верхние Кугурешты
На постсоветском пространстве есть много интересных мест, которые объединяют людей без границ, являются культурным достоянием независимо от того, где находятся – в большом городе или небольшом селе. Это наша общая история, дающая стимулы для радости и надежд. Эту историю нужно изучать и она сплотит народы.
Тамара Полякова рассказывает о паломнической поездке в молдавское село Верхние Кугурешты:
Однажды, прогуливаясь по улицам старого Петербурга со своей приятельницей, мы забрели на Галерную улицу. В фешенебельных особняках на этой улице в царское время снимала апартаменты столичная знать. Об одном персонаже ушедшего времени я услышала от своей знакомый интересный рассказ. Речь идет о бессарабской помещице Евгении Ивановне Апостолопуло (Богдан). На Галерной улице она поселилась после смерти мужа. Занималась живописью, благотворительностью, покровительствовала молодым студентам Санкт-Петербургской Академии художеств.Давняя дружба связывала ее с Алексеем Щусевым, молодым, но уже довольно известным архитектором, выпускником этой Академии.
Алексей Васильевич Щусев (1873г.-–
известный архитектор-храмостроитель.
Ведущий архитектор неорусского стиля и мастер
церковной архитектуры еще до 1917 года. Известность
получили работы: Марфо-Мариинская обитель
(Москва), Почаевская Лавра( Троицкий собор), Храм-памятник на
Куликовом поле преп. Сергию Радонежскому и др. В
советское время он достойно вписался в
архитектурную историю страны, им создано немало
современных зданий, украсивших облик столицы, в городах ряда республик.
Он автор мавзолея В.И.Ленина на Красной площади, театра оперы и балета в
Ташкенте, станции метро «Комсомольская», гостиницы «Москва» и др.
К Щусеву обращается знатная вдова с просьбой
о строительстве в Кугурештах (родовое имение семейства
Богдан в Бессарабии) храма в память о
безвременно ушедшем муже. Архитектор отложил в сторону все дела и
крупные проекты, чтобы приступить к работе в
имение семьи Богдан в 1913г. Этому
способствовала дружба с семейством Апостолопуло – Богдан
и желание увидеть
родной Кишинев, ведь он родился в нем, вдохнуть благодатный
воздух южного края. Душа молодого зодчего в
тот час была не лишена волнения и
тревожного чувства. Страна пребывала на
пороге мировой войны, шла опасная борьба противоречивых,
непримиримых идей и взглядов.
Чуткое сердце художника улавливало дух грядущих перемен. Щусев размышлял, как он, архитектор и художник, через собственное творчество сможет отразить духовные идеалы и выверенные традиции русского зодчества в храме, который предстояло построить.
Рассказ вызвал желание увидеть церковь, созданную одним из ярких и признанных в мире архитекторов ХХ века. Поэтому группа паломников отправились по холмистым дорогам северной Молдовы в село Верхние Кугурешты, расположенное в стороне от бойких трасс. Дорожные указатели встречались все реже – и с этого момента мы ориентировались больше на словесные подсказки случайных попутчиков.
Наконец, паломники увидели в рассеивающемся
утреннем тумане купол высокой
колокольни и весь церковный ансамбль. Сооружение
напоминало суровую архитектуру древнего
Пскова. Такая брутальность в южных
бессарабских землях ошеломила: двухъярусная
колокольня, укрепленная контрфорстами,
разрезает невысокую каменную стену, прочно
выложенную из необработанного природного камня.
По бокам расположились стилизованные бойницы.
Вытянутые высоко вверх окна колокольни и узкая
дорожка, напоминающая крепостной мостик, еще более усилили ощущение
взаимосвязи с тревожными и смутными
временами средневековья. Эллиптическая арка с
изящными византийскими воротами расположилась в первом
ярусе колокольни.
Плоские ниши под кровлей,
полукружия оконных проемов искусно и тонко смягчают эту суровую
красоту.За воротами – каменная церковь. Это одноглавый
храм с тремя апсидами в алтарной части. На строительстве храма
работали местные умельцы. Изначально стены собора
не были оштукатурены. Их живописная кладка
из необработанных камней не требовала
каких-либо декоративных дополнений. Особую
прелесть стенам придают отпечатки ракушек и
морских растений на белом известковом камне. На
стенах церкви нет привычного орнамента. Живописная
кладка из различного по цвету известняка
в сочетании с красной черепицей и кирпичом,
резные детали оконных проемов и ниш делают храм необыкновенно
нарядным и
оригинальным. Детали самобытной архитектуры молдавского
села: остроконечные крыши с вынесенным карнизом, двускатная аркатура глав придают храму особый
уют.
Купол храма – из
красной черепицы в виде перевернутого колокольчика с греческим
крестом, который напоминал об истоках
православной веры. Греческий стиль нашел отражение в оформлении
портала в виде стрельчатой аркады.
При храме усыпальница семьи Богдан. Настоятель храма о.
Сергий и паломники спустились в нее. Глядя на
старинные надгробья, ощущаешь прикосновение Вечности и духовные
связей поколений.
Затем паломники собрались перед храмом и, возможно, каждый, спрашивал себя: «В чем и где таятся истоки чарующей красоты и гармонии, свойственным архитектурным творениям Алексея Щусева?».
И ответ не вызывал сомнений:
рукой, вдохновением и мыслью гения управляла
и двигала Православная вера, осознание ее
величия в любых обстоятельствах.
Тамара Полякова
Фото автора
От редакции: ждем интересных рассказов о поездках по России и городам наших географических соседей. Мы помогаем людям общаться, узнавать друг о друге, сохранять дух добрососедства и интернационализма.
Еще на эту тему:Княгиня Елена Михайловна Кантакузина, урожденная Горчакова.
Свеча Благодарения в молдавском городе