Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Марина Соколова
Опубликовано: 11/05/2021 14:00
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
В Доме культуры Московского авиационного института состоялся пресс-показ новой оперы-драмы Алексея Рыбникова.
29.04.2021 г. журналисты увидели на сцене МАИ прогон спектакля «Le prince André. Князь Андрей Болконский». Премьера должна состояться 18 и 19 мая на сцене московcкого театра «Et cetera». На этих же подмостках пройдут первые несколько спектаклей. В дальнейшем постановку, возможно, покажут и на других московских сценах. Партнерскую поддержку творческому проекта оказали Национальный фонд поддержки правообладателей и радио «Орфей».
Алексей Рыбников – признанный корифей жанра рок-оперы в нашей стране – написал новую оперу на даче во время вынужденного карантина из-за пандемии Covid-19. Он же является автором либретто и постановщиком спектакля. Замысел произведения возник у композитора много лет назад и, наконец-то, получил свое окончательное воплощение.
Граф Лев Николаевич Толстой, по мотивам эпопеи «Война и мир» которого создано либретто этого произведения, как раз недолюбливал оперу. Классик русской литературы выразил свое отношение к оперному жанру в самом романе в сцене посещения семейством Ростовых театра. После счастливой деревенской жизни Наташе Ростовой, попавшей в театр, всё происходящее на сцене кажется вычурно-фальшивым и ненатуральным. Но эта «деталь» совсем не помешала Алексею Рыбникову создать по мотивам эпопеи двухактное музыкальное повествование. Композитор поставил перед собой задачу доказать, вопреки отношению к опере Толстого, что слова героев его литературного произведения могут быть пропеты так, чтобы это было абсолютно естественно и не мешало выражению реальных человеческих эмоций.
Центральной фигурой новой оперы-драмы Рыбникова стал князь Андрей Болконский – один из самых запоминающихся героев русской литературы. Образу Болконского посвящена вся опера. Как сказал по этому поводу сам композитор в коротком интервью после пресс-показа: «Вся опера про него. Это стержень всего сюжета – именно его попытки осмыслить себя в этом мире, найти себя в этой жизни. Безуспешные попытки – он сначала хотел воинской славы, потом искал другие варианты движения в этом мире по разным путям. Во всем он разочаровался. Последнее, в чем он нашел смысл, это любовь к Наташе. Когда и здесь его постигло поражение и разочарование, он пошел воевать. Конечно, и потому что должен идти как русский офицер на защиту родины. Но в то же время практически он уже искал гибели, потому что во всем разочаровался. Это трагический образ для меня. Я подключался к нему, потому, что много современных людей пытаются найти себя в этом мире, ищут любовь. Его путь показался мне путем человека во все времена».
Князь Болконский – один из самых запоминающихся и достойных героев русской литературы. Какой же культурный «код», выражаясь современным языком, несет он своими поступками современным зрителям? Русский аристократ из древнего рода, тесно связанного с российской историей, человек действия, умный, мужественный, с чувством собственного достоинства, сильный и одновременно способный ощущать гармонию и глубину бытия – всего этого уже более чем достаточно, чтобы к его образу не раз обращались в мировом кинематографе известные режиссеры и актеры. Российским же зрителям особенно памятен образ, созданный в фильме выдающегося советского режиссера Сергея Бондарчука всеми любимым артистом Вячеславом Тихоновым. Всем памятны и образы Пьера Безухова, роль которого исполнил в фильме сам режиссер Сергей Бондарчук, Наташи Ростовой (актриса Людмила Савельева) и многих других персонажей этого романа. Вероятно, именно поэтому ведущим артистам театра Алексея Рыбникова непросто было создавать в этом музыкальном спектакле свои интерпретации поступков и мотивов героев романа, раскрывая такие общечеловеческие темы как власть и война, мужество, романтическая любовь. Ведущие партии Андрея Болконского и Наполеона в спектакле исполняют артисты театра Рыбникова братья Никита и Александр Поздняковы. Первый из них уже исполнил первые фрагменты этой оперы, написанные Алексеем Рыбниковым более десяти лет назад. Оба они также пели ведущие партии в постановке театром оперы «Юнона и Авось». Партию Пьера Безухова исполнит Роман Орлов. Роль Наташи Ростовой досталась Валерии Воробьевой.
В остальных ролях – артисты театра Алексея Рыбникова, театра «Новый балет», оперные певцы, поющие актеры драмы и молодые артисты, известные широкой публике по участию в шоу «Голос» на Первом канале.
Чем же окончится опера-драма и поиски смысла князем Болконским? Алексей Рыбников пообещал, что ответ на этот вопрос зрители узнают в финале на премьере оперы. Пока можно лишь догадываться, к чему придет князь Андрей в опере-драме.
В самом деле, стоит задаться вопросом: зачем такому достойному человеку, как Болконский, идти на войну против наполеоновских войск (а именно с этого начинается и роман, и опера по его мотивам), которая лишь потом через несколько лет, превращается для русских в национальную народную войну?
Князь сначала дает короткий ответ на вопрос Пьера Безухова:
— «Ну, для чего вы идете на войну?»
— «Я не знаю. Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!»
Потом же он дает этот ответ еще много раз – своим родным, самому себе, своей стране.
Поиски ответа на этот вопрос сначала приводят его на поле сражения под Аустерлицом, где он после проявленного им в бою героизма и ранения видит высокое бесконечное небо над головой, а потом и на поле Бородина, после которого с тяжелой, ставшей смертельной раной к нему возвращается и его любовь – Наташа. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь» – и этот, и все найденные им впоследствии ответы – смыслы бытия – стали неотъемлемой частью «кода» национальной русской культуры.
Лев Николаевич Толстой посвятил раздумьям о войне и мире свой огромный роман. Композитору сделать это гораздо сложнее и как автор двухактной оперы Алексей Рыбников, конечно, гораздо больше ограничен в ресурсах и возможностях передачи сюжета романа-эпопеи. Но зато в его распоряжении есть такой блистательный и мощный инструмент как музыка, способная передать сложнейшие духовные коллизии, связанные с такими вечными и общечеловеческими чувствами и стремлениями как обладание властью, защита отечества и героизм, любовь, верность и дружба.
В центре всех произведений Алексея Рыбникова всегда стояли герои сильные, мужественные и в то же время романтичные, широкие натуры, чья жизнь неизменно выходила за рамки обыденных дел и представлений. Таковы и ставший разбойником поневоле Хоакин Мурьета в рок-опере «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» и граф Николай Рязанов из «Юнона и Авось», совершивший путешествие в далекую Америку во славу государства российского. Все они полюбились зрителям и стали частью национального российского и мирового искусства. Образ Андрея Болконского стоит в общем ряду героев Рыбникова, и посвященная ему новая опера обязательно станет важным событием музыкальной и театральной жизни, как и все предыдущие произведения композитора.
Марина Соколова
Фото автора
Еще на эту тему:Анфиса в стране виртуальных чудес
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Литературный Крым: Валерий Митрохин и жизнь в творчестве
Найдите тот театр, который окажется по душе
Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»
Клоун клоунов, который лечит душу
Трио художников и тема уходящей эпохи «На индустриальных скоростях»
Виктор Тихомиров и фильмы для души: премьера «Чапаев»
Мнение историка – нужно задуматься о структурных реформах спецслужб