Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПанорама мероприятий


Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»: геометрия, время и объекты


Рубрика: Панорама мероприятий

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 27/09/2024 08:01

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»: геометрия, время и объекты

В московском Доме культуры «ГЭС-2» работает выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». В экспозиции представлены произведения известных русских и зарубежных творцов.

Коллекция представляет собой удивительное путешествие во времени и пространстве начиная с эпохи Казимира Малевича, чьи квадратные формы стали символом авангарда, не потерявшими актуальности и в наши дни.  Название выставки отражает связь между прошлым и настоящим, между классикой и современностью.

Площадка выставки разбита на секции, позволяющие детально познакомиться с этапами творческой деятельности художников. Например, зона «Пролог», где представлены работы И. Айвазовского, И. Прянишникова, О. Васильева, Л. Стерна, А. Куинджи и других мастеров живописи.  

Полотно Иллариона Прянишникова (1840-1894) «Общий жертвенный котёл в престольный праздник» привлекает внимание сюжетом – запечатлён торжественный день в деревне, посвящённый святому, в честь которого названа местная церковь. На первом плане мастер жанровой живописи изобразил группу крестьян у костров, занятых приготовлением еды. Один из них мешает варево в котле, другой – следит за огнём, а третий – несёт дрова. Композиция наполнена солнечным светом, ярко освещающим траву и фигуры сидящих. Женские платки, рубахи и сарафаны разбросаны красными и жёлтыми пятнами. Динамика освещения на земле создаётся движением в воздухе, а задний план – погружён в тень от облака, с деревянными постройками на горизонте. Автор показал характерные типы русских крестьян, и картина представляет не только художественную ценность, но и историческое свидетельство.

В разделе выставки «Символ и жест» размещено полотно «Без названия», написанное в 1984 году американскими художниками Жан-Мишелем Баскием (1960-1988) и Энди Уорхолом (1928-1987). Это прекрасный образец творческого взаимодействия.

Секция «Минимализм и оп-арт» особенно интересовала юных посетителей. В ней помимо живописных произведений, размещены инсталляции. Например, светомузыкальная установка – яркий куб выполненный конструкторским бюро «Прометей» и привлекает световым воплощением. Руководителем и вдохновителем идей бюро был кандидат философских Булат Галеев (1940г.-2009г.). Коллектив занимается созданием инновационных проектов в области аудиовизуального синтеза.

Сердце выставки –  зал с «Чёрным квадратом», написанный Казимиром Малевичем (1879-1935) и его учениками в 1923 году для триптиха, который также включает произведения «Крест» и «Круг». Эта картина предназначалась для Международной выставки в Венеции, но не была там представлена из-за разных интриг. Произведение может показаться простым, но на самом деле в нем заложена некая философия, отражающая жизнь. Автор вложил в название «Чёрный квадрат» понятие «нуль форм» как элемент мироздания, в котором преобладают два полюса – черный как символ абсолютного отсутствия света и цвета и белый, содержащий в себе все цвета и свет одновременно.

Выставка демонстрирует произведения и является дискуссионной площадкой, где встречаются традиции и тенденции, что делает её интересной для всех, кто стремится к пониманию авторов из прошлых лет и современников.

Современное искусство у многих вызывает неоднозначные чувства – у одних возникает полное созвучие с заложенными идеями в произведения, у других возникает диссонанс. Как говорится, на вкус и цвет – товарищей нет. 

Выставка работает до 27 октября. Вход свободный, по предварительной регистрации.

Рассказ о выставке будет неполным, если не вспомнить историю самого Дома культуры «ГЭС-2». Промышленный объект построен по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. Электростанцию ввели в эксплуатацию в 1907г. и она стала питать энергией первые линии столичного трамвая. В 1922г. московские станции объединили в единую сеть «МОГЭС». Объект, который обсуживал на тот момент уже не только трамвайную систему Москвы – получил второй номер. Название «ГЭС-2» окончательно закрепилось после Великой Отечественной войны, где первая буква стала обозначать – «Городская».

Шло время, появилась необходимость модернизации электростанции, а вскоре пришла идея ее перепрофилировать. В 2009 году здание стало объектом культурного наследия регионального значения и в 2014г. в ПАО «Мосэнерго» его продать инвестору ООО «ГЭС-2», чтобы создать Дом культуры. Прямой функционал станции передали Берсеневской подстанции, а тепловой – на ТЭЦ-20. После реконструкции в 2021г. здание стало притягивать под свои своды ценителей культуры. 

Иван Студенов

Фото автора

12+

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подписывайтесь на официальный канал  Российского сетевого издания «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф

Еще на эту тему: 

В поисках героя нашего времени: проект для молодых авторов «Проводники культуры» 

Концерт «Музыкальная палитра» в Российской государственной библиотеке искусств

«Музыка нашего времени»: современный взгляд на творчество известных композиторов

Энергия настроения концерта «Праздник музыки» проекта «Молодые исполнители»

Творческая династия: выставка «Шагины. Мать, отец, сын, жена, дочь» в Санкт-Петербурге

Первый всероссийский слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои»

Дарья Донцова: юбилей творческой деятельности, планы, герои книг и читатели

Оперный фестиваль «Приглушенные голоса»: женщины-композиторы, новые формы и темы

Спектакль с романическим флюидом – «Любовь как невозможность»

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

Авангардисты земли уральской в галерее «У Родины»

День Эрмитажного кота и конкурс «Портрет Эрмитажного кота – 2024»

Передвижники XXI века: выставка «Ранние Митьки» и судьбы художников




Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).