Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Панорама мероприятий
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»: геометрия, время и объекты
Рубрика: Панорама мероприятий
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 27/09/2024 08:01
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»: геометрия, время и объекты
В московском Доме культуры «ГЭС-2» работает выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». В экспозиции представлены произведения известных русских и зарубежных творцов.
Коллекция представляет собой удивительное путешествие во времени и пространстве начиная с эпохи Казимира Малевича, чьи квадратные формы стали символом авангарда, не потерявшими актуальности и в наши дни. Название выставки отражает связь между прошлым и настоящим, между классикой и современностью.
Площадка выставки разбита на секции, позволяющие детально познакомиться с этапами творческой деятельности художников. Например, зона «Пролог», где представлены работы И. Айвазовского, И. Прянишникова, О. Васильева, Л. Стерна, А. Куинджи и других мастеров живописи.
Полотно Иллариона Прянишникова (1840-1894) «Общий жертвенный котёл в престольный праздник» привлекает внимание сюжетом – запечатлён торжественный день в деревне, посвящённый святому, в честь которого названа местная церковь. На первом плане мастер жанровой живописи изобразил группу крестьян у костров, занятых приготовлением еды. Один из них мешает варево в котле, другой – следит за огнём, а третий – несёт дрова. Композиция наполнена солнечным светом, ярко освещающим траву и фигуры сидящих. Женские платки, рубахи и сарафаны разбросаны красными и жёлтыми пятнами. Динамика освещения на земле создаётся движением в воздухе, а задний план – погружён в тень от облака, с деревянными постройками на горизонте. Автор показал характерные типы русских крестьян, и картина представляет не только художественную ценность, но и историческое свидетельство.
В разделе выставки «Символ и жест» размещено полотно «Без названия», написанное в 1984 году американскими художниками Жан-Мишелем Баскием (1960-1988) и Энди Уорхолом (1928-1987). Это прекрасный образец творческого взаимодействия.
Секция «Минимализм и оп-арт» особенно интересовала юных посетителей. В ней помимо живописных произведений, размещены инсталляции. Например, светомузыкальная установка – яркий куб выполненный конструкторским бюро «Прометей» и привлекает световым воплощением. Руководителем и вдохновителем идей бюро был кандидат философских Булат Галеев (1940г.-2009г.). Коллектив занимается созданием инновационных проектов в области аудиовизуального синтеза.
Сердце выставки – зал с «Чёрным квадратом», написанный Казимиром Малевичем (1879-1935) и его учениками в 1923 году для триптиха, который также включает произведения «Крест» и «Круг». Эта картина предназначалась для Международной выставки в Венеции, но не была там представлена из-за разных интриг. Произведение может показаться простым, но на самом деле в нем заложена некая философия, отражающая жизнь. Автор вложил в название «Чёрный квадрат» понятие «нуль форм» как элемент мироздания, в котором преобладают два полюса – черный как символ абсолютного отсутствия света и цвета и белый, содержащий в себе все цвета и свет одновременно.
Выставка демонстрирует произведения и является дискуссионной площадкой, где встречаются традиции и тенденции, что делает её интересной для всех, кто стремится к пониманию авторов из прошлых лет и современников.
Современное искусство у многих вызывает неоднозначные чувства – у одних возникает полное созвучие с заложенными идеями в произведения, у других возникает диссонанс. Как говорится, на вкус и цвет – товарищей нет.
Выставка работает до 27 октября. Вход свободный, по предварительной регистрации.
Рассказ о выставке будет неполным, если не вспомнить историю самого Дома культуры «ГЭС-2». Промышленный объект построен по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. Электростанцию ввели в эксплуатацию в 1907г. и она стала питать энергией первые линии столичного трамвая. В 1922г. московские станции объединили в единую сеть «МОГЭС». Объект, который обсуживал на тот момент уже не только трамвайную систему Москвы – получил второй номер. Название «ГЭС-2» окончательно закрепилось после Великой Отечественной войны, где первая буква стала обозначать – «Городская».
Шло время, появилась необходимость модернизации электростанции, а вскоре пришла идея ее перепрофилировать. В 2009 году здание стало объектом культурного наследия регионального значения и в 2014г. в ПАО «Мосэнерго» его продать инвестору ООО «ГЭС-2», чтобы создать Дом культуры. Прямой функционал станции передали Берсеневской подстанции, а тепловой – на ТЭЦ-20. После реконструкции в 2021г. здание стало притягивать под свои своды ценителей культуры.
Иван Студенов
Фото автора
12+
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал Российского сетевого издания «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
В поисках героя нашего времени: проект для молодых авторов «Проводники культуры»
Концерт «Музыкальная палитра» в Российской государственной библиотеке искусств
«Музыка нашего времени»: современный взгляд на творчество известных композиторов
Энергия настроения концерта «Праздник музыки» проекта «Молодые исполнители»
Творческая династия: выставка «Шагины. Мать, отец, сын, жена, дочь» в Санкт-Петербурге
Первый всероссийский слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои»
Дарья Донцова: юбилей творческой деятельности, планы, герои книг и читатели
Оперный фестиваль «Приглушенные голоса»: женщины-композиторы, новые формы и темы
Спектакль с романическим флюидом – «Любовь как невозможность»
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
Авангардисты земли уральской в галерее «У Родины»
День Эрмитажного кота и конкурс «Портрет Эрмитажного кота – 2024»
Передвижники XXI века: выставка «Ранние Митьки» и судьбы художников