Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Панорама мероприятий
Выставка «Передвижники» – срез культуры дореволюционной России всех сословий и во всех проявлениях
Рубрика: Панорама мероприятий
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 08/04/2025 10:19
Выставка «Передвижники» – срез культуры дореволюционной России всех сословий и во всех проявлениях
В Москве завершила работу выставка «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее в новом корпусе на Кадашёвской набережной.
Это центральный выставочный проект 2024 года, посвященный творческой деятельности художников – членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок. К. Коровин, "Гиммерфест. Северное сияние",1894г.-1895г.
Передвижничество представляет собой крупнейший феномен в истории отечественной художественно-выставочной практики. Ведущие мастера второй половины XIX века – В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.И. Куинджи, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.М. Прянишников, Н.А. Ярошенко и другие – составили ядро творческих единомышленников и вошли в историю русского искусства. Без них судьба отечественной живописи была бы иной. Сегодня передвижничество стало центральным системообразующим явлением русской культуры того времени.
Произведения передвижников стали стержнем собрания основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова. Основная часть работ — картины, которые участвовали на передвижных выставках в городах и весях России.
В состав выставки вошло более 150 живописных и графических произведений из собрания Третьяковской галереи и 14К. Коровин, "В саду. Гурзуф",1914г. музеев- партнеров. Исключение составили произведения финальных разделов выставки, демонстрирующие развитие передвижников вне Товарищества. На выставке можно увидеть документы художников, фрагменты личной переписки, истоки и развитие объединения, историю раскола и формирование группировок, а также уникальные архивные свидетельства, раскрывающие бытовые подробности жизни объединения, хронику деятельности Товарищества на протяжении 53-летней истории (1870–1923). Творческий союз передвижников прошел путь от монументальной сюжетной морализаторской живописи, визуального воплощения призыва «Глаголом жечь сердца людей!» до экспериментов с цветом и формой, великолепными светотенями импрессионизма, экспрессией авангарда. Экспозиция была великолепно организована и включала несколько тематических разделов: портреты, «детство», «женский вопрос», личность и др. Но самое главное достижение проекта то, что организаторам удалость дать срез культуры дореволюционной России всех сословий и во всех проявлениях – революционных, инновационных, архаичных, убогих и прекрасных.
Когда сегодня мы смотрим многочисленные сериалы, дорамы, комиксы, фантастику или с удовольствием читаем развлекательную бульварную литературу, увлекательные детективы, то редко задумываемся о способах передачи информации и эмоций во времена отсутствия телевидения и интернета. Когда открываем книжки Пауло Коэльо (да простят его поклонники), то рассчитываем все-таки больше, чем на одну идею в псевдофилософском труде. Серия дорамы может содержать только один сюжетный эпизод и длится полтора часа без смены лиц и антуража на экране.
В. Суриков, "Портрет доктора А.Д. Езерского",1910г.Совсем в других условиях были создатели художественных произведений в XIX веке. В одной картине, в одном визуальном образе, подчас сфокусирована целая жизнь, спрессованы события целой политической эпохи.
Например, перед нами небольшое полотно Сергея Иванова «В дороге. Смерть переселенца» (1889), где изображена смерть отца семейства как бытовое событие – рыдающая жена на фоне двухколесной повозки с «нехитрым» скрабом и малыми детьми – одни посреди огромной залитой солнцем забайкальской степи. Именно обыденность смерти, незначительность ценности человеческой жизни делает эту картину трагичной и безжалостной констатацией исторических фактов, а автора беспристрастным наблюдателем результатов в нашем случае политики переселения крестьян на Дальний восток, заселение диких земель в России. Переселение крестьян в Сибирь началось после реформы об отмене крепостного права в 1861 году. Многие остались либо с очень скромными земельными участками, либо без земли вовсе. Так и начали свой путь несколько миллионов крестьян, устремившись в поисках свободных земель в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток.Н. Ярошенко. "Слепцы"
Или другой сюжет – полотно Н. Я. Ярошенко «Слепцы». Благостный рассвет, по тропе на высоком берегу над широкой рекой бредут слепые странники. Величие высокого неба и божественность природы, и будничность, обыденность страданий калек (калеки перекатные, калики перехожие) подводит к мысли о страдании как норме человеческой жизни. Как это не похоже на жанровую картину Питера Брейгеля «Слепцы» (слепой ведет незрячего), в которой стилистическая декоративность подчеркивает трагедию.
В экспозиции мы видим кувшинки Исаака Левитана – «Лилии. Ненюфары» 1895, Холст, масло. 95×128. (Астраханская государственная картинная галерея имени Б.М.Кустодиева). Кто не помнит знаменитые «Водяные лилии» Клода Моне? Он создал целую серию монументальных панно с кувшинками, конечно, нет никакой физической связи между произведениями Моне и Левитана. Ни один из них не видел произведения другого, однако же сходство художественных принципов, веянье времени, импрессионистические подходы дают очевидные аллюзии.
«В одном разжатом кулаке Меньшикова (Василий Суриков, «Меньшиков в Берёзове») сконцентрировано больше смысла, чем во всем искусстве ХХ века». Не станем подписываться под этим высказыванием, но оно точно отражает мысль о многослойности, концентрации символов и смыслов живописных полотен, закодированных посланий будущим поколениям.
Через столетие художники продолжают выполнять свой гражданский долг обращения к сердцам зрителей. Сколько эстетических открытий подарила нам выставка «Передвижники»!
Голос из зала
Фото Марины Артамоновой
12+
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Партнер Интернет-бюро адвоката Р. М. Чалова
Еще на эту тему:
Обзор выставочной палитры Москвы: новые имена, интересные экспозиции и впечатления
Актуальность передвижников: русский дух в картинах и застывшая в красках история
Коллекция Ольги Затеевой «Похищение Европы» в Ярославском музее
Картины как предчувствие капитализма: о чём предупреждали художники «Мира Искусства»
Игорь Грабарь: яркие ракурсы таланта
Загадка аллегорий в «Простых радостях» Олега Отрошко
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
Керамист Евгений Смирнов из Ярославля
Художник Петр Крохоняткин – совесть многострадального народа
Выставка «Типы – типчики – типажи»
Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм
Культурный код Николая Некрасова