Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийЛига-Connect


Вызовы современной России: реформа информационной отрасли


Рубрика: Лига-Connect

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 15/10/2018 14:54

Вызовы современной России: реформа информационной отрасли

В обществе есть запрос на достоверную и независимую информацию. Об этом свидетельствуют обращения людей как в последнюю инстанцию именно к журналистам. Но многие до сих пор не понимают, что медиа принадлежат представителям власти или  крупного бизнеса (иногда иностранцам) и выбор тематики обусловлен позицией владельцев.  И очень редко    журналистским коллективам.

Отраслевое развитие, практически, замерло, когда СМИ в 2008 году передали из Министерства культуры в Минсвязь. Поле для работы сужается и с  каждым годом становится меньше медиа, созданных журналистами. Но есть успешные примеры  сохранения такого института демократии в мировой практике, когда  многое делается  для сохранения баланса интересов общества, власти и бизнеса.  

Кроме того, была  информация, что  за  изменение закона о СМИ выступили представители бизнеса из  ТПП России. Есть  опасения, что бизнес выдвинет такие поправки, которые нанесут вред отрасли, уничтожат журналистику, пострадают интересы общества на достоверное и профессиональное информирование. Стоит вопрос о сохранении института демократии     независимых СМИ, т.е. учрежденных самими журналистами без участия власти или бизнеса для реализации профессионального потенциала. Такие СМИ есть, но нет механизма их развития и финансирования, а предложенные на сегодня    не отвечают запросам общества и журналистов. 

Технологии позволяют почти мгновенно сделать доступной любую информацию из любой точки мира. И при этом  у наших гражданах стойкий дефицит профессионального информирования, а иностранные потребители информации теряют уважение к российским СМИ. Такая ситуация вызывает тотальное недоверие ко всем и ко всему. Отрасль переживает кризис и требуются перемены, учитывающие трансформации в экономике  при формировании ее нового уклада. 

Поэтому появилось обращение к руководителям страны, общественникам, законодателям и творческому сообществу с обозначенными наиболее актуальными проблемами отрасли, которые могут разрешить часть противоречий отраслевого порядка и даже повлиять на социальный климат в стране. Адресатам оно было отправлено две недели назад и уже есть пара ответов.  

Ответы на обращение будут опубликованы полностью или частично. Ждем мнений от коллег, ведь это наша сфера деятельности и важно самим формировать  правила. Текст «Информационной реформы» отправлен на сайт РОИ  (Российская общественная инициатива) и модерация будет завершена до 15.12.2018г.

Содержание  обращения  до его отправки адресатам обсуждалось среди коллег из ряда регионов, работающих в разных СМИ, том числе, с разной формой собственности. Все были едины во мнении, что ситуация для развития отрасли, практически, патовая.  Из-за разных опасений они не решились подписать обращение. Профессия журналиста – самая рискованная и эти страхи понятны. Хватил ли солидарности отраслевого сообщества, чтобы отстоять профессиональные права  перед желаниями бизнеса и властей перекроить  закон по своим правилам и потребностям?

Обращение

Журналистика — важная профессия. Можно рассматривать её как мастерство, как талант говорить правду, информировать, сообщать о происходящем другим людям, передавать новости с помощью всех возможных способов.  Независимые СМИ в современном мире выступают главным инструментом общества для раскрытия коррупции, развития политического плюрализма, сообщений о нарушении прав человека, прекращения посягательств на демократические ценности, объединения информационного пространства, обеспечивают научно-технический прогресс, защиту национальных интересов России в сложной системе международных отношений, конкурентной борьбе за будущее страны и её граждан. 

Но что в это время происходит «в поле»? У нас всё меньше и меньше остаётся подлинной, независимой журналистики. СМИ, в основном, стали рупором политических заявлений, распространителем пропаганды. Насколько нынешние медиа отражают плюрализм в обществе, все ли голоса слышны? Союзу журналистов России стоит задать себе ряд вопросов: насколько свободны журналисты от страха, пропаганды и возможности критиковать?

Союз журналистов России обязан оказывать сопротивление попыткам политической «приватизации» журналистики. Приближается 100-летие российской журналистики, но у нас нет особых причин праздновать, так как предлагаемая новая редакция Закона о СМИ используется не для продвижения, а для подавления свободы СМИ в России. Развитие СМИ сегодня искусственно сдерживается, а мнение журналистов не учитывается при принятии решений представителями федеральных и региональных структур, которые не испытывают проблем ни с рекламой, ни с получением тендеров на PR, ни каких-либо других. Это порождает монополизм, непрофессионализм, размывает грани профессии. Ситуацию необходимо менять на законодательном уровне.

В условиях трансформирующейся экономики считаем необходимым внести в новую редакцию Закона РФ о СМИ следующие важные принципиальные изменения, которые являются краеугольными для развития информационного пространства, а именно предусмотреть:

– предлагаем включить пункт о том, что стать главным редактором может специалист с профильным образованием или со стажем работы в редакции официально зарегистрированного СМИ не менее 5 лет;

–  персональную административную ответственность чиновников за отказ или нарушение установленных законодательством РФ сроков ответа на запрос информации журналистом или редакцией СМИ;

– льготный рубеж выхода на пенсию для профессиональных журналистов;

– льготы журналистам и редакциям СМИ (как это принято различными федеральным и региональным программами в других отраслях экономики) по аренде помещений для редакционных нужд, по приобретению оргтехники, по пользованию интернетом и мобильной связью, для участия в выставках и иных подобных мероприятиях по обеспечению мобильной связью, т.е. инструментами работы;

–административную ответственность выставочных или коммуникационных компаний в случае их отказа в аккредитации представителям СМИ на основании того, что мероприятие платное для участников, и приравнять такие действия к сокрытию информации от общества;

–  уголовную ответственность за препятствование деятельности СМИ и угрозы в адрес журналистов, приравнять статус профессионального журналиста к статусу депутата;

– административную ответственность представителей любого бизнеса за отказ предоставить официальному представителю СМИ информацию, которая не содержит коммерческую тайну, но затрагивает интересы общества;

– возврат 20% налогов за пожертвования на деятельность независимых СМИ, учрежденных журналистами в качестве основных мест работы;

– понятия «социальный журналист» и «социальные выплаты СМИ» за освещение в СМИ деятельности социально-ориентированных общественных организаций и (или) публикацию социальной рекламы;

–  вести реестр СМИ, публикующих социальную рекламу;

– налог с крупного и монопольного бизнеса на информирование граждан для финансирования независимых СМИ, тем самым обеспечивая их независимость деятельности как важного института демократии;

– упразднить пресс-службы региональных органов власти и местного самоуправления, обязать чиновников давать интервью, иную информацию самостоятельно и в установленные законодательством сроки, исключить тендерный подход к распределению средств бюджета на информирование или PR как протекционистский, содержащий признаки коррупции;

– в обязательном порядке создать общественные советы при редакциях государственных и муниципальных СМИ, которые снимут напряженность между творческими коллективами СМИ и их учредителями по принципу невмешательства учредителей в профессиональную деятельность редакций; 

Считаем, что в настоящее время при принятии отраслевых решений СМИ не воспринимаются как бизнес. Соответственно, нет площадки для взаимодействия с крупным, средним и малым бизнесом. Информационная отрасль могла бы являться основой осведомленности бизнеса, общества и власти, сохраняя баланс интересов в обществе. Необходимо определить условия развития общественно-политических или отраслевых СМИ, учреждённых профессиональными представителями отрасли (как истинно независимых источников информирования граждан). Глобальный мир трансформируется, и медиа России важно выработать путь, способствующий технологическому развитию страны, достоверному информированию граждан о переменах.

Представители Ярославской городской организации Союза журналистов России готовы принять участие в экспертной оценке новой редакции Закона РФ о СМИ, разъяснить все аспекты деятельности независимых СМИ, созданных самими журналистами как место для осуществления профессиональной деятельности.

Считаем, что в создавшихся экономических условиях требуется защита именно нишевого рынка информации, продвижения интересов информационной сферы и обеспечение участия медиа-ресурсов во всех программах развития экономики как необходимого инструмента информирования. Иначе сложившаяся ситуация не оставляет шансов для развития малого и среднего бизнеса в информационной сфере, а рынок СМИ ещё больше монополизируется.

Виктория Соцкова, член Союза   журналистов России с 1991г. и Международной федерации журналистов с 2008г.                                       

Артур Новиков, член Союза журналистов России, руководитель Ярославской городской   организации СЖР, лауреат премии Союза журналистов России «За профессиональное мастерство», 2016г.               

Алексей Малахов, член Союза журналистов России с 1986г.

 Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Голосуйте за Информационную реформу

Еще на эту тему: 

Александр Малькевич: «Нужна перезагрузка информационной отрасли»

Судьба издательства «Наука»: сценарии будущего

Придет ли блокчейн в мир науки: перспективы научных журналов Российской академии наук

Вызовы и конструктив в информационном пространстве цифровых перемен

МИА «Россия сегодня» и как говорить о том, о чем другие молчат

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

«Все люди лгут» – уверен американский журналист и экс-аналитик Google Стивенc-Давидовиц

Реформа информационных взаимоотношений

СМИ в интернете - это сервильность или новый виток развития отрасли? 

Отраслевые СМИ как драйвер экономики

Форум «Общество. Культура. СМИ: проблемы и перспективы взаимодействия»

Социальный журналист – профессия или призвание?

Союз СМИ и библиотек – чтобы не пропасть по одиночке?

Послесловие к «Правде и справедливости-2017»

Александр Малькевич: «Средствам массовой информации нужна поддержка со стороны государства»

ПМЭФ-2018: традиционная журналистика и информационное неравенство

Газета"Ярославская неделя":тенденции в разрезе времени. 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2019 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).