Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Живая классика на манеже


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Ирина Киселева Найти все публикации автора

Опубликовано: 08/12/2019 18:23

Живая классика на манеже 

Об особенностях дрессуры редких видов и необходимости сохранения традиционного цирка в социокультурном пространстве России мы беседуем с Михаилом Борзо, дрессировщиком жирафа программы «Гиганты Африки» («Цирк больших зверей») Российской государственной цирковой компании.

«Гиганты» считаются эксклюзивом не только для России и СНГ, но и большинства  классических цирковых площадок мира. Это единственное российское шоу, где среди экзотических животных выступает дрессированный жираф. Второй премьер показа белый носорог - на самом деле настоящий доисторический единорог, дошедший до нас в неизменном виде.

В общей сложности четвероногая труппа шоу включает 20 животных. Среди них: белые алжирские львы, бенгальские тигры, двугорбые бедуинские верблюды, суринамские пудели, и даже камерунские козы.  Все они, как и люди - иллюзионисты, жонглеры, эквилибристы, гимнасты и клоуны - полноправные цирковые артисты, каждый со своими отдельными номерами. 

 Михаил, что повлияло на решение заниматься именно с «экзотами»? Ведь, например, с тем же жирафом, за всю историю отечественного цирка, работали единицы специалистов?  Сколько лет вашему коллективу? 

– Если говорить о дрессировщиках, в данном составе мы выступаем 15 лет. Что повлияло? Во-первых, цирк территория всегда чего-то удивительного и восхитительного. Во-вторых, это был профессиональный вызов. В России, действительно с жирафами мало кто работал. Лишь в советский период у Ю. Дурова и С. Бегбуди был жираф. Но дело в том, что не только в России или Европе, во всем мире опыт их дрессировки минимален. И сегодня на зарубежных аренах хорошо обученных не часто встретишь. Причины и в их малочисленности, популяция идет на убыль. И неординарности, с которой не каждый справиться. Поэтому сначала, конечно, было много трудностей. Никто специально, и даже технически не мог нам помочь.

– Раз они редки даже на своей родине, значит, в наши цирки попадают не из дикой среды?  

– Да, они рождены в неволе. И цирк регулярно участвует в сохранении  тех животных, которые  исчезают в естественных условиях. Носорог Бони, попал к нам еще детенышем по международной программе спасения носорогов. И жирафов настолько долго истребляли в т.ч. белые переселенцы («защитники» животных)... Что сейчас они сосредоточены в основном в резерватах Африки, т.е. в нац. парках и пр. Наш Багир корнями как раз из африканского сафари-парка. А забирали мы его из цирка Германии в возрасте четырех лет. Он был «выставочным», на арене не выступал. Это как в цирках Италии, жирафы вроде есть, но в основном они ничего не делают.  Их выводят на две минуты, показывают публике и все. Но, в целом цирк для таких животных лучшее место, какое может быть в неволе. Никакой сафари парк им не даст столько, сколько цирк, особенно российский и в плане их обеспечения, и развития. Не говоря о невероятной любви публики. 

– Но ваши не только самые теплолюбивые, но и исполинских на планете, что очевидно требует особых условий их содержания, выступлений, повышенных затрат. Возможно и поэтому, у нас так давно не было российских номеров с тем же жирафом?

  В общем, да. Можно сказать, боялись. Вот, слоны всем интересны. Хорошо известно как за ними ухаживать. С ними можно многое показать. Их характеры понятны. А жираф – диковинка, это проблематично. Взять ту же транспортировку. В дороге надо всегда учитывать его потребности, настроение. Поэтому я с Багиром езжу вместе. Для нас, конечно, важны технические параметры цирков (входы, высота), все ли подходят. Климатические условия, существенный фактор. Допустим, зимой мы не переезжаем. Вот, в Сибири, удобные, красивые цирки, богатые города. Но перевозить наших животных в морозы, не приемлемо. Мы никогда ими не рискуем. Поэтому с началом осени уже перемещаемся с северо-востока ближе на Южный Урал. Например, в Челябинском цирке есть огромный репетиционный манеж, где жираф чувствует себя как дома. И дальше зимой работаем в цирках южных регионов. В Ставрополе, Сочи и т.д. По поводу расходов, безусловно, все гораздо выше. Но наши животные дорогого стоят.

 Т.е. для энтузиастов все преодолимо… 

 Конечно. Жираф с нами уже 12 лет. Он успешно содержится и дрессируется, как и носорог. Конкретно под Багира, кстати, был изготовлен спецтранспорт с поднимающейся крышей и отоплением. Там у него есть все что необходимо. Мы движемся тихо, каждые три часа делаем долгие остановки в пути. Он спокойно гуляет, разминается на природе, поглощает листву березки, ивы. Никто не торопит. Такая система позволяет без проблем для животного, посещать даже отдаленные города. У России такая огромная территория! 

– Что превращается в жизненное пространство для вашего гиганта?

– Да, оно не ограничено манежами или уличными вольерами цирков. Но мы капитально готовим и переезды, и выгул. И, к слову, сегодня, когда рост Багира достиг семи метров, высоты в цирках, ему вполне хватает. Есть одно исключение, но там не типичное здание цирка. 

– Каким был уровень квалификации ваших дрессировщиков на момент создания программы? Кто-то работал раньше с «экзотами»?

– В ее основе лежал опыт и знания наших мастеров, таких как Инна Забелкина. Она уникальный дрессировщик, мотор всего. Программа – ее заслуга. На тот период, у Инны уже был большой послужной список. Она первая начала выступать с огромными крокодилами, со львами без клетки. Работала с тиграми, змеями, в т.ч. питоном. Училась у Б.Бирюкова, ученика легендарной Ирины Бугримовой, затем у Мстислава Запашного. Я работал со страусами и дельфинами. А до России был занят в цирках Италии, Америки, Германии. Потом стажировался у Инны. И конечно, во главе всего стоял наш директор, худрук программы, дрессировщик Роман Гармаш. Человек-экспериментатор, создатель новых цирковых шоу. Он первым ввел номера с дельфинами в отечественном цирке, приобрел жирафа, носорога. Но, например, прежде чем брать жирафа, мы долго изучали это животное, консультировались. Когда познакомились с Багиром, много времени проводили в гамбургском цирке. Нам важен был опыт его содержания, индивидуальные привычки. Там же Инна начала с ним практиковать, поскольку он ничего не умел. И только поняв его интересы, способности к цирковой карьере – привезли в Россию. Вот, благодаря тому, что мы не повторяли ошибок наших коллег, из проекта родилась не только программа, но и единственная в своем роде школа дрессуры.

– При этом вы все работники Росгосцирка. Т.е. для артистов важно участие государства в реализации творческих инициатив?

– Разумеется, без государства, его поддержки – никакого искусства не будет. И театров в том числе, единицы удержатся сами. Я знаю это на примере Европы, и той же Польши, откуда я родом. Как только цирки там стали частными, всё - последовали сокращения выступлений животных и пр. Это начало конца. У нас стабильность - мы выступаем в государственных стационарных цирках, которые есть только в России.  Компания предоставляет нам замечательные условия для содержания животных, они находятся в теплых помещениях, отлично питаются, за ними идет тщательный уход.  Обратите внимание на их великолепный внешний вид, физическую форму. А в каком комфорте люди смотрят представления! Россия – это сила и мощь цирковая.

– Что, похоже, и беспокоит зарубежных вдохновителей идеи цирков без животных. Но, как мы видим сегодня, несмотря на все их «забеги», руководство РФ, ее цирковые компании, все вы продолжаете вкладывать усилия и средства в развитие традиционного, или как говорят в Европе, классического цирка с животными?

– Потому что для русских почитать, обучать животных древнейший обычай. А за века дрессура настолько эволюционировала, в т. ч. внутри цирка и вместе с ним, что сама превратилась в искусство. Русский цирк всегда был предан и национальной традиции, и этому жанру как базе современного (в т.ч. отечественного цирка). В Европе, кстати, он и создавался, в первую очередь, как место для выступления животных, аттракционов с лошадьми. Но в России к цирку, дрессуре и сейчас относятся как к национальному достоянию и великому творческому наследию страны, значительно обогатившему мировую, в т.ч. европейскую цирковую культуру. Сотни лет он рос, совершенствовался, и на тебе...

– По крайней мере, в год 250- летия цирка Европы (в 2018 г.), Европейская цирковая ассоциация цирков и Всемирная федерация цирка подтвердили свою приверженность цирку с животными. 

– Да, и Россия здесь лидер. Мы используем современные гуманные методы работы, которые еще В. Дуров, русский дрессировщик, поставил на научную основу. Только с их помощью, можно правильно понять животных, их внутренний мир. Жесткие способы отвергаются. Это очень высокие стандарты сегодня. Россия обладает целой плеядой мастеров, мирового уровня, достигших выдающихся результатов в жанре. Поэтому для дрессировщиков здесь создают условия, чтобы всесторонне обучать животных, показывать их достижения и красоту. И если у нас все в норме, прекрасно, зачем мы будем запрещать животных в цирке? Люди приходят к нам за позитивом. Если номера животных делают их человечнее, добрее, значит, надо позволять, чтобы эти артисты радовали их всю жизнь. А на Западе всякие выпады против зверей в цирках, их запреты, поддерживают, в том числе и гомосексуалисты. ЛГБТ активно действует. 

– Но это больше похоже на дискриминацию самих животных, традиционалистов от природы, главное правило которой - продолжение рода, они свято чтут? 

– Конечно, и чему учат людей для сохранения нашего биологического вида. Более того, они хорошо размножаются в неволе, в цирках в том числе.

– А когда вы говорите о развитии, речь идет, об усложнении задач, предлагаемых им в процессе обучения. Как с людьми? 

– Обучаясь в цирках, животные, безусловно, решают новые разнообразные задачи. При этом настолько развивают свои физические способности и интеллект, что убеждают человека еще больше уважать и их, и природу. Они оказывают положительное влияние на воспитание людей.

– И таких личностей сегодня пытаются выгнать из человеческого гуманитарного пространства, как некогда их предков из тех же саванн? 

– Отменить цирк животных в России –это как отменить празднование Дня ВДВ. А в Европе нормальные люди давно чувствуют себя хуже, чем все эти носители нетрадиционных ценностей. Им итак можно все. Но каждый раз они нам что-то предъявляют, то мы не так толерантны, то-то, то это. Нам же даже критиковать их нельзя. Потому что там все против нас. 

– Но так и жанр цирковой дрессуры может исчезнуть? И подобного, ведь те же радетели-глобалисты реально добиваются и в отношении других устоявшихся мировых традиций в сфере религии, семьи, брака. Также, по их мнению, не отвечающим, требованиям прогрессивного западного общества. Навязывая такое неоязычество… Взять, например, однополые браки (с оплотом в США и Канаде), родитель один и два, право выбора несовершеннолетними своего пола, как в Норвегии (Дания на очереди), господдержку трансгендерных операций и пр. Очевидно, снижающие и численность населения планеты.   

– Кризис в Европе трудно не заметить. Слабые люди пришли во власти, отсюда все. И нападки на классические цирки, в т.ч. русский, тоже понятны. Россия по-прежнему имеет самый высокий уровень циркового искусства в мире, все знают об этом. Конечно, опасаются. А по поводу их «просвещенного гуманизма». Вы вспомните и историю Мариуса, здорового жирафа. Это же было ритуальное убийство в зоопарке той же Дании, в Копенгагене четыре года назад. Еще распилили и покормили им львов на глазах детей! Такое унижение животного и людей! Дикость и варварство. И никто из западных политиков их не осуждал.

– До Мариуса это заведение также поступило с «лишними» зебрами и козами, а потом и с теми же львами. Причем, как ряд других зоопарков Европы настаивает на продолжении практики умерщвления нежелательных «ради чистоты популяции» и экономии у себя мест (точнее «рационального расходования площадей»). Но, глубинные причины такой политики еще страшней. А Дания вдобавок ввела и запрет на содержание диких животных в цирках страны, разумеется под эгидой их «защиты». 

– Т.е. убивать, публично расчленять животных можно, такие «шоу» они себе позволяют? А обучать их в цирках, показывать живых, разумных - нельзя? 

– Ну, что касается России, даже иностранные эксперты отрасли единодушны – в стране нет предпосылок для смены концепции цирка. Однако на фоне выдавливания классических цирков из той же Европы, глобальных амбиций «Cirque du Soleil Entertainment Gr.» (канадской компании техно развлечений без животных, с элементами цирка и франшизой). Вирусный маркетинг и у нас, подменяя общее частным, пытается выдавать некие эксцессы в обращении с животными за типичный образ русского цирка. Тем не менее, а что это было - проблемы отдельных дрессировщиков, ЧП, провокации...?

– Вот именно, что это были маргинальные случаи. Такое сразу надо пресекать. Самое главное, что их было мало и давно, а приписывают, как практику всем нашим циркам. Для нас это вопиющие вещи, а никакая не массовая закулиса. Знаете, то, что сегодня излагают некоторые заокеанские политики, их сторонники в Европе о Второй мировой войне, это совсем другое, нежели мне говорил мой дед, который ее прошел. Он никакого худого слова на Россию не сказал. Сейчас их послушать, все плохое это Россия. Мы опираемся на традиции добропорядочного отношения к животным. Дрессура – титанический труд, требующий огромной выдержки. Не каждый, даже из тех, кто любит животных, может стать дрессировщиком. Случайным людям здесь не место. 

– А сегодня в Росгосцирке ведется системный контроль над соблюдением гуманных методов работы с животными, условиями их жизни?

– У нас вся работа дрессировщиков под надзором. Мы и сами друг друга контролируем. В цирке всегда есть ветврач. Он следит за состоянием здоровья животных, их содержанием, рационом (что они едят, сколько). Действуют санитарные, и нормы по их кормлению. Поэтому они живут у нас намного дольше, чем на воле. И само руководство цирков внимательно относится к нашим артистам. Например, в том же Ярославском, директор Тамара Куркова построила отличную конюшню, помещения вентилируются, чистота. Вообще нам везет на хороших директоров. Что касается дрессуры. В Росгосцирке создана спец.комиссия, которая оценивает ее качество. Там серьезные люди собираются, дрессировщики, народные артисты России. Они сразу видят все, запугано животное или нет и пр. Если что-то не так, расформировывают номер. Специалисты постоянно приезжают и смотрят. И конечно любое не корректное обращение с животным нельзя допускать. Если видишь, надо вмешиваться немедленно всем. Но нельзя, чтобы и бездоказательно чернили всех дрессировщиков. В Большом Московском цирке, например, весь репетиционный процесс идет в онлайн – смотри, где хочешь. Это хорошая практика. А бороться с недостатками и развивать цирковую деятельность надо на всех уровнях. Сейчас большая работа идет с федеральными законодателями в этом направлении. Я только «за». 

–  Т.е. конструктивная критика это одно, а…

– Да. Мы можем даже пригласить на репетицию заинтересованных лиц, если появятся, чтобы они воочию увидели, как идет эта учеба.  В наших действиях, ничего не разрешенного нет. Никогда профессиональный дрессировщик не будет над животным издеваться, иначе получит обратный эффект. Если животное боится – невозможно чтобы оно работало нормально. Так, только угробишь. Никто себе этого не позволит. Дикие животные все своенравны, так должно быть – но надо уметь с ними договариваться. Например, чтобы создать эту программу, мы занимаемся с жирафом 10 лет. С каждым годом докладываем в нее что-то новое. Багир делает много трюков, но исключительно свойственных его природе и поведению. Сегодня уже все настолько отточено. Он не то, что команды, любой жест понимает. Представляете, 10 лет потребовалось, чтобы достичь полного взаимопонимания.

– Получается, за 10 лет ваш жираф еще два «языка» освоил – русский и жестов, а это три вкупе с немецким? Кстати, сколько времени вам потребовалось, чтобы так хорошо говорить по-русски?

– Примерно, столько же, но я с русским со школы знаком. А немецкий, да, Багир знает и меня научил. 

– Но, так все же, есть уверенность, что Россия не пойдет по пути отступничества? Цирк без зверей, как вы подчеркиваете - не цирк… Полагаете это общее мнение проф сообщества?

– Думаю, каждый человек цирка у нас имеет схожий взгляд. Потому, что традиционный, классический цирк еще приближает нас к нормальности. Он гарантия, что и наши дети будут развиваться как правильные, нравственными люди. Если их закрыть, а еще и церкви, всё, это будет конец цивилизации. Потому что в конечном итоге, только церковь сможет сдержать, остановить распространение всяческих извращений.   

– Но, а на рынке США и Европы снова востребованы цирки, куда, как говориться, не ходят дети. Это современные версии цирков фриков, они же «цирки ужасов», «театры боли» и пр. капитализирующие человеческие уродства. В одном выступают трансвеститы, мазохисты, генетические мутанты…

– А в другом, «лучшем» немецком, теперь два «артиста» на манеже играют своими причиндалами. Еще и с выводом крупных планов на экраны. Это моральная деградация. Вот такое падение и безобразие надо закрывать. А там, наоборот подобные шоу должны замещать представления дрессированных животных. Но мы должны этому противопоставляться.

– Тем более, что в России цирк относится к сфере культуры и на Минкульт возложена обязанность по обеспечению развития циркового дела в РФ. В любом случае наш цирк традиционно несет большую смысловую, социально – общественную, образовательную и пр. нагрузку, нежели просто развлечение и коммерция. Он не столько про шоу-бизнес…

– Конечно. Посредством цирка человек познает разнообразие мира, обогащает свои знания. Например, люди, живущие даже в малых городах, где нет зоопарков, а если есть, то там не много видов, должны вживую видеть экзотических животных. Цирк для них единственное место где можно встретить того же жирафа, слона или носорога. Более того, не ощущая «всеми фибрами» что такое животное, еще и обученное, у человека не сложится целостного представления – кто он такой на самом деле. Как, впрочем, и о самом себе. Цирк в России большая традиция, которую, надо соблюдать. От хороших традиций - отказываться нельзя.

– Поклонники и ценят его за личное восприятие мира животных, т.е. за настоящие, а не виртуальные встречи. На самом деле, у человека ведь пять органов чувств, плюс интуиция. И только, используя все, он в состоянии дать полный анализ происходящего, окружающей действительности. А какими качествами еще наделен ваш жираф, чем он может поделиться с человеком? 

– Для него все животные друзья. Он дружит с нашими козами, собаками, носорогом. Даже, если голубь какой-то залетит, ходит за ним, интересуется. Но он никогда не сделает ничего плохого. Мы можем только позавидовать такому. На самом деле все животные добрые, не зря люди держат их дома. Ту же собачку, например.  Хоть и накладно бывает, но держат же. Потому что чувствуют, что это родная душа, и чтобы иметь кого-то доброго при себе. Человеку не доверяют, а животным всегда можно довериться. Кроме того, общение с ними дает нам шанс ощутить себя людьми, проявить свою доброту, дать им хорошие условия, быть нужными. И животному, при знакомстве, становится интересно с нами. Когда дельфина выпускают на свободу, он нет-нет да возвратится или подплывает к людям на пляже и с ними играет. Ему не хватает общения с человеком.  А тем, у кого нет животных?  В цирке каждый может получить эту эмоциональную поддержку. С нашим жирафом, например, можно пообщаться и на представлении, и вне.

– К слову, о тех кого, выжить из дома, казалось бы, сложней, чем диких зверей из цирков. Оказывается, и здесь «цифровой мир» не оставляет попыток, «спасая» нас  от грядущего перенаселения домашними животными. Отвыкать, предлагает сейчас, для начала сбросив с владельцев «обузу» в виде ответственности и заботы о  них на девайсы, гаджеты (способные не только накормить, но якобы и повысить их обучаемость). А в реальности, лишая человека смысла содержания живых существ и перенаправляя инвестиции с разработок гаджетов-помощников на «практичных» роботов-зверей. Робопес AIBO, например, для Японии уже норма. А могут ли наши питомцы на самом деле  стать умнее, пользуясь электронными игрушками, видеоиграми в планшетах, т.е. без прямого участия человека? 

– Живое общение ничто не заменит. Сегодня даже некоторые родители, чтобы не сильно заниматься с ребенком, включают ему мультики, и вот он сидит весь день в компьютере,  смотрит. Какое развитие тут может быть? Нужно воспитывать, объяснять и приучать к дисциплине. Если включить фильм жирафу, он что, научиться с него чему-то?  Животное, как и человек, лучше развивается в процессе общения и наблюдения за людьми. В противном случае можно и школы позакрывать

– Но дрессура тоже не стоит на месте? Каковы сегодняшние тренды? 

-  Мы следуем традиции русской школы, которая всегда была гуманна, отличалась от мировой. Инну так научили работать, она передала знания нам, мы дальше. В целом современная дрессура становится очень и очень мягкой – таковы тенденции в мире и запросы зрителя. То, что применялось в XIX в., стало недопустимо в XX, а в XXI в.– дрессировщиков уже призывают к гуманизму выше мирового. Но, российский цирк и здесь впереди. Если посмотреть на наш пример, мы давно обходимся без шамберьеров (хлыстов) и пр. Только слово и жест. 

– Тем не менее, у каждого дрессировщика есть свои тонкости. Чем конкретно вы руководствуетесь в работе с носорогом и жирафом? Несмотря на внушительные габариты и независимый нрав, их выступления выглядят легко, эстетично. Видна слаженность команды зверей и людей, уважительное отношение дрессировщиков к ним. Т.е. на манеже «цари» они? 

– Да, у нас так принято, мы всех животных представляем по именам. У программы есть второе название «Цирк больших зверей», поэтому они на первом плане, люди на втором.  А секреты их дрессировки, четкого выполнения требований, кроются в нахождении общего языка с каждым, выстраивания доверия. Мы подходим к ним как к партнерам. Но требуем, прежде всего, с себя. Потом это настолько сильные в физическом отношении звери. Наш носорог, например, весит уже три тонны. Но он еще малыш, ему восемь лет, а живут они до 60. Жираф – полторы тонны. Взаимоотношения с самого начала строятся на доброте. Они смотрят на наше отношение. На хорошее, уважительное – отвечают взаимность. Кроме того, все животные любят ласку. И наш носорог такой же. Но, если случайно наступит на ногу, будет больно. Поэтому к нему особый подход, надо держать дистанцию. Мы очень внимательно наблюдаем за их привычками, характерами, чтобы не допускать никаких оплошностей. И они дают нам подсказки, что и как делать. Так совместно рождаются трюки. 

– Чтобы дарить зрителям счастье, животным и самим, наверное, надо регулярно повышать жизненный тонус? Какая пища дает им позитивный настрой? 

– Они вегетарианцы и у них прекрасный аппетит. Багир ежедневно получает десятки килограмм фруктов и овощей. Это яблоки, бананы, апельсины, капуста, свекла, морковка, лук. Конечно, в рационе люцерна – она дает много сил, очень полезна, поставляется из Волгоградской области. Самое большое лакомство для него – ванильные сухарики. Носорог также ест в течение всего дня. Его минимум - 50 кг пищи в день, включая разную растительность, ту же люцерну, овощи, фрукты. Морковка и яблоки обязательно около 12 кг, варим ему рисовые и геркулесовые кашки. Как и жирафу, делаем овощные нарезки, винегреты и пр. Так, как в России кормят животных в цирке, ни в каком европейском не встретишь, я видел, что там, и здесь. 

– Какие еще радости бытия им доступны? 

– Каждый день идет чистка животных, их купают, чешут, гладят, расчесывают и т.д. И покажите мне, хотя бы одно животное, которое от этого откажется. Все любят. 

– То, что они живут не в среде собратьев, может их как-то угнетать? 

– И носороги, и жирафы самцы, в природе одиночки. Это самки с детенышами держаться в стаде. Вместе они не живут. Так, что нашим - комфортно с нами. В тоже время, им, конечно, подбираются пары. Потомство редких видов, желанное событие для всех. Пока носорог еще маленький. А вот Багир уже готовится.

– Т.е. это правда, что самцы жирафов, начинают размножаться в более старшем возрасте, чем самки? 

– Для спаривания, им, разумеется, надо набрать необходимые кондиции. Сейчас Багир входит в этот возраст. У нас есть предложения и запросы зоопарков, которые именно его хотят видеть отцом потомства своих подопечных. Он здоровый, сильный, очень красивый, у него насыщенный ярко коричневый окрас. 

– Цирковые животные могут получать удовольствие от работы, внимания зрителей?

– Конечно, потому что встреча с человеком –это всегда что-то приятное. Публика, манеж не будят плохих воспоминаний. У них нет никаких стрессов – они знают людей (выросли среди них), знают нас дрессировщиков, знают, что с нашей стороны им ничто не угрожает.  Наш жираф вообще контактирует со зрителями, но очень деликатно. Поэтому выступление для них всегда в удовольствие. Там внимание, лакомства, игра, постоянная активность. Багир, например, очень любит танцевать. И на представлении, они, как и люди стараются все делать лучше. Это артисты. Багир, только слышит свою музыку, уже  готовится. Попробуй его не взять, это для него что-то ненормальное. Ни одно животное у нас еще не отказывало себе в удовольствии выхода на арену. Они занимаются здесь своим важным делом, потом идут отдыхать и т.д. 

– А на Западе нетрадиционные форматы продолжают бороться за цирковой мир. Мы говорили об активации т.н. цирков для взрослых – от «клубных» концепций 18 +, до бизнес-модели канадского «du Soleil», «изобретающего цирк заново». Мигрируя все дальше от канонов (манежа, неповторимых трюков людей и зверей...), он входит в «инновационную» линейку зрелищ своей корпорации уже как «сервис» для других видов развлечений, и демонстрации новых технологий. Дальнейшие показы «забавных» роботов, «танцующих» беспилотников, голограмм, виртуальной реальности и пр. симуляций - по мнению инвесторов (от «Кремниевой Долиной») и IT партнеров «Солея» - ближайшее будущее цирка. Есть и классики «павшие» под «цифрой», как немецкий «Ронкалли», заменивший своих живых животных 32-метровыми 3D проекциями на арене. В числе которых ...и первый человек, пока что виртуальный клоун…

– Я видел эксперимент цирка «Ронкалли». Разве это красиво? Можно было бы напротив, предваряя выход животных, показать, например, сцены природы и тут же представить  настоящих, но не их искусственные копии. Такие световые шоу живых существ не заменят. Люди идут, конечно. Но в цирк приходят посмотреть, цирковое представление, а не проекции. Есть же отдельные площадки, ну почему там это не показывать, как и роботов? Клоун. Да…Любимцами детей в цирке всегда были животные и клоуны.  Кстати, на мой взгляд, работа дрессированных орлов, умеющих на лету деактивировать и «брать в плен» те же коптеры, гораздо впечатлительней, чем интерактивная хореография этих гаджетов в цирках.

– Но для западных, похоже, показ технологических новинок, светозвуковых инсталляций, становится более выгодным бизнесом. Тут не только живые животные не нужны, но и людей, требуется в десятки раз меньше, чем в классических представлениях. Недаром новой инвестицией основателя «Солей» стал светозвуковой проект - с эффектом полного погружения. И как считают канадские специалисты, понятие цирк скоро повсюду будет ассоциироваться с его первым «детищем», а последний и с подобными шоу. А каковы приоритеты российского цирка, тоже находящегося в поиске новых форм, подач?  Что является мерилом успешности программ в «Росгосцирке»? 

– Наш коллектив, например, создал представление, которое не имеет аналогов в России и нравится публике. Т.е. сначала надо думать о качестве, достойных цирковых номерах, а потом ожидать больших сборов. А для дрессировщиков мерило успешности – достижения наши животных. Но их обучение для нас не работа, а образ жизни. Мы ходим в гостиницы только спать. Новые номера –это  всегда здорово. Если появиться какое-то интересное животное, можно его приобрести, будем тренировать. Но что-то менять совсем – нет смысла. Мы представляем традиционный цирк, он демократичен, доступен всем возрастам, его смотрят семьями. Многие зрители к нам подходят после выступления и говорят: «у вас мы вспомнили детство». Это замечательно! Потому что нет дополнительных спецэффектов, все натуральное, честное искусство. Для такого цирка, конечно, надо чтобы и музыка, и стиль были запоминающимися, яркие костюмы. Это тоже привлекает народ. Но, если будем увлекаться технологиями, сильно креативеть, смешивать все подряд, его специфика растворится. Это будет уже что-то другое, что останется от цирка…

– Одно название?

– Конечно. Поэтому наш цирк надо оставить традиционным. А канадский, он изначально был без животных. Они и сами там задаются вопросом, что общего у него уже с цирком. Но, если пойти туда с маленькими детьми, они уснут. Это не представление для детей. А цирк, прежде всего, должен радовать ребенка. Если говорить о его международном успехе, глава «Солея» не скрывает, что русские сыграли в этом ведущую роль. Когда цирк поднимался, то лучшее для своей концепции брал в т.ч. из мощной школы советского цирка, включая самих артистов и т.д. А вот российский цирк, и сегодня представлен большим разнообразием цирковых жанров, высочайшим качеством исполнения, прославленными именами, феноменальными аттракционами и значительная часть в программах отдается животным. Знаете, все цирки имеют право на жизнь, на свой художественный выбор, если не переходят моральных норм. Но, если все будут такие, как «Солей» это закат цирковой истории.  Я поляк, но приехал в Россию, потому что традиции русского цирка славны на весь мир. Кстати, за рубежом и сегодня много арен, где люди и звери блестяще работают вместе. И самый престижный мировой фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, однозначно выступает за развитие классического цирка. Россия крупная мировая держава, уверен, что она будет держаться своих национальных интересов. К слову, многие из моих друзей дрессировщиков также выступают в цирках Германии, Италии. В итальянских вообще почти в каждом очень много животных. 

– В Германии, по-моему, около 100 таких цирков. Во Франции – чуть больше пятидесяти и т.д. Т.е. в странах, где нет национального закона о запрете животных в цирке, этот вопрос решают власти городов… 

– Да, в Польше тоже не в каждом городе разрешали выступать. А сегодня ситуация меняется. Там начинают оспаривать эти запреты, т.к. нет, общенационального закона, запрещающего в цирках животных, не рожденных на воле. И приходиться ограничения отменять. Нашу программу «Гиганты Африки» (Цирк больших зверей) приглашали на выступления и во Францию, и в Германию, интерес, в сотрудничестве большой. Но, пока «зеленые» у них, немного настораживают. Что им в голову придет, кто знает. Но, как бы там ни было, мы всегда будем ориентироваться на вкусы миллионов ценителей живой классики, людей, воспринимающих цирк как гармонию человека с природой. А лучшее, в первую очередь должны видеть россияне, дружественные нам республики и страны СНГ.

P.S.  С 15 декабря новогодний выпуск программы можно увидеть в  Нижегородском государственном цирке. 

Ирина Киселева 

Фото автора 

Еще на эту тему:Цирк объединяет

Профессионал дрессуры тигров Николай Павленко

Клоун клоунов, который лечит душу

Театр о зрителе и для зрителя

Литературный Крым: Валерий Митрохин и жизнь в творчестве

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM