Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Кино – это большое удовольствие
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 02/08/2022 12:09
Кино – это большое удовольствие
История Московского международного кинофестиваля написана и пишется людьми, бесконечно преданными искусству кино, настоящими профессионалами.
Один из них – Кирилл Разлогов, киновед и культуролог, доктор искусствоведения, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, президент Нового института культурологии, увенчанный многочисленными наградами и регалиями. По давней традиции Разлогов выступал программным директором ММКФ. 26 сентября 2021 года Кирилла Эмильевича не стало.
Интервью с ним сложилось после 40 ММКФ, но по неудачному стечению обстоятельств не было опубликовано. Накануне 44 ММКФ вспоминаем историю кинофестиваля и отдаем дань памяти Кириллу Эмильевичу.
– О ММКФ вы знаете все и даже больше. Сколько лет вы посвятили этому кинопразднику?
– Прежде чем стать программным директором кинофестиваля в 1999 году, я был заместителем председателя отборочной комиссии года с 1978-го. А до этого работал переводчиком фильмов с 1967 года. Вас еще тогда в замысле не было (улыбается).
– Каков механизм формирования жюри был в этом году? Ответственные за фестиваль внутри своей команды сформировали список, а затем предложили его к рассмотрению президенту ММКФ, Никите Сергеевичу Михалкову?
– Сначала мы пытаемся найти председателя жюри. Но не всегда получается так. Многие кинематографисты заранее не знают, будут ли они свободны в это время. Даже если могут приехать на фестиваль, то не могут остаться от начала до конца. И самое главное – не каждый, кто может быть в Москве во время фестиваля, готов неделю отсматривать по три фильма в день.
Поэтому были разные варианты и расклады. Никита Сергеевич нам указаний не дает, но иногда дает рекомендации Окончательное решение всегда принимает он, конечно, как Президент фестиваля. К примеру, в этом году двух членов жюри связывают давние отношения и с Никитой Сергеевичем, и с Андреем Сергеевичем Кончаловским, и со студией «Тритэ». Джон Сэвидж снимался в фильме «Любовники Марии» Кончаловского и в «Движении вверх». Настасья Кински также снималась в «Любовниках Марии» и давно знакома со многими из нас, в том числе и со мной. Мы несколько побаивались приглашать ее в жюри из-за довольно взбалмошного характера, но она согласилась. И потом, когда возник вопрос с вручением приза Станиславского «Верю», были варианты "со стороны", но Никита Сергеевич остановился на члене жюри Кински. Она действительно заслуживает эту награду, поэтому и получила ее.
В жюри должны быть представители разных стран. Из одной страны двух членов жюри быть не должно. Последние годы у нас работает введенное нами правило: победитель предыдущего фестиваля, если он достаточно статусный кинематографист, становится председателем жюри следующего фестиваля. Если это дебютант, как в случае с китайским режиссером Цян Ляном, он становится членом жюри.
Паоло дель Броко обладал одним недостатком – его никто не знает в России, он немедийный персонаж, каких мы обычно предпочитаем. При этом он – крупный чиновник в самой большой телекомпании Италии RAI, с огромным управленческим опытом. Мы остановились на его кандидатуре, как на масштабном кинематографисте.
– Сроки составления программы ММКФ вполне можно назвать форс-мажорными из-за переноса события с традиционного июня на апрель в связи с чемпионатом мира по футболу. Какие из 21-й программы фестиваля были особенно дороги вашему сердцу?
– Шесть лет я пытался провести программу с ранними картинами Брюса Ли. И вот, наконец, в этом году мы ее сделали, правда, только с одной ранней картиной. На премьеру приехал Сэм Хо, программный директор Гонконгского киноархива. Это моя большая победа, поскольку препятствий было много: с правообладателями, качеством материала, исходниками, стоимостью прав и т.д.
Я рад, что удалось сделать программу «Двухнедельника режиссеров», составленную из фильмов одноименной программы Каннского кинофестиваля. Из-за того, что наш фестиваль перенесли на апрель, мы не можем показать хиты Канн. Но хотелось бы, чтобы образ Канн фигурировал на ММКФ. В настоящее время Эдуард Вайнтроп является художественным руководителем «Двухнедельника режиссеров» Каннского кинофестиваля, но в следующем году его сменит новый директор. В течение нескольких лет над этой программой работал мой бывший аспирант Игорь Гуськов, человек чрезвычайно влиятельный в кинематографических кругах и рано ушедший из жизни. И этой пусть небольшой, но репрезентативной программой мы решили почтить память Игоря.
Из отдельных фильмов я горжусь тем, что показал картину «Первая реформатская церковь» Пола Шредера, крупнейшего американского режиссера и сценариста. Напомню, что в числе его работ – режиссура «Американского жиголо» с Ричардом Гиром, сценарии к фильмам «Якудза» Сидни Поллака, «Таксист», «Бешеный бык» и «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.
Мой друг Том Ладди, директор знаменитого кинофестиваля в Теллурайде, сам мне позвонил и сказал, что Шредер очень хочет приехать в Москву. И мы даже планировали выдвинуть его за вклад в мировой кинематограф. И он не мог оставаться на окончание фестиваля, потому что у него картина выпускается в Нью-Йорке. Так что быть в жюри мы ему не предлагали. И буквально за неделю до вылета он с прискорбием сообщил, что по состоянию здоровья не прилетит. У него отслоилась сетчатка глаза, и врачи запретили ему перелеты. Конечно, это нас всех сильно огорчило.
Тем не менее, картина была показана и принята, несмотря на свое философское начало и сложность.
То, что отличало 40 ММКФ и о чем написали все, - разноплановая российская часть фильмов. Мнения критиков расходились радикально. Одни считали, что Ян Ге – великий представитель современного искусства, другие – что она ничего не умеющая девчонка, которая показывает свою сексуальную жизнь. Единственная конкурсная картина, которая объединила отечественную и зарубежную аудиторию, - «Царь-Птица». Мы, немного догоняя других, официально признали существование якутской киношколы, крупнейшего явления последних лет. Фильм базируется на давних традициях якутского народа и понятен во всем мире. По техническим причинам нам трудно получить якутские фильмы на фестиваль, потому что все якутские фильмы сначала показываются у себя на родине. Они делаются на якутском языке для своей аудитории и сразу выпускаются на экран. Поскольку Якутия – часть Российской федерации, а мы не можем на кинофестивале в официальной программе показать фильм, который уже был показан в России.
В этом году нам удалось договориться с продюсерами картиной на стадии ее производства, что она нигде не будет показана, а сразу на ММКФ. И вот она выиграла главный приз московского кинофестиваля – Золотой Георгий.
– По мнению и критиков, и киноманов, которые регулярно посещают ММКФ, программа основного конкурса оказалась в этом году на редкость представительной, яркой и запоминающейся. И, по сути, за что-то можно было наградить каждый фильм. На ваш взгляд, там были фильмы, формирующие модные тренды?
– Якутское кино – модный тренд. Другой тренд – полулюбительское китайское кино. Модный тренд формируют большие постановочные фильмы-катастрофы. «Спитак» - картина очень достойная. Многие режиссеры пытались рассказать о горе армянского народа, но у Котта получилась одна из самых качественных версий.
Действительно у каждой картины были свои прелести и плюсы Мы отметили новозеландский фильм «Заблудшие» призом за лучшую мужскую роль актера Кирана Чарнока. Наиболее крупный кинематографист из авторов конкурсной программы Ферзан Озпетек, картина которого «Неаполь под пеленой» открывала ММКФ, получила приз жюри за работу актрисы Джованны Меццоджорно.
И все же я бы воздержался от хвалебных оценок: над многими вещами еще нужно работать, чтобы удивлять и жюри, и зрителей московского конкурса. И в первую очередь – чтобы усилить его значение для мирового кинопроцесса. Я бы сказал, что ММКФ по отношению к российскому кино играет ту же роль, что фестиваль Санденс по отношению к своему американскому независимому.
– Каждый фестиваль, и особенно юбилейный ММКФ – это не только кино, но и атмосфера праздника. Многие ожидали украшенной биллбордами Москвы, концертов или иных событий, но не дождались…
– Это очевидно – наше государство не в том экономическом положении, чтобы устраивать фейерверки и шумные кинокарнавалы. Обычно такие представления организуются за счет спонсоров. Вот был у нас одно время L’Oreal– и вся Москва была обклеена афишами. Сейчас спонсором была другая компания – Chopard, которая не ориентирована на массового потребителя, и, кстати, является также спонсором Каннского фестиваля. У ее ювелирных изделий – свой круг потребителей, для которых она устраивает на фестивалях чопорные, роскошные, закрытые мероприятия.
Каждая страна, которая представляет свой фильм на ММКФ, как правило, старается устраивать приемы в честь своих делегаций. А самая веселая развлекательная программа была сделана Молодежным Центром Союза кинематографистов при поддержке компании Canon, и порадовали участников фестивальных мероприятий от души.
– Который год ведутся разговоры об открытии фестивального Центра. Ждем?
– Да, правила действующего кинотеатра не очень сочетаются с правилами кинофестиваля. Один из примеров: человек, купивший билет в кинотеатр «Октябрь», считает, что может прийти в любой момент сеанса и занять свое место. Фестивальное же правило гласит: двери в кинозал закрываются, когда начинается фильм, опоздавших пускают только в период рекламы, и они садятся на любое свободное место, а не ищут указанное в билете. Т.е. кинотеатр по закону о потребителях должен удовлетворить потребителя, а фестиваль живет по другим правилам.
Вопрос о центре более общий. По моему глубокому убеждению, на площади, освободившейся от сноса гостиницы «Россия», должен был бы быть конгресс-центр, в котором должны проходить все главные конгрессы и фестивали страны. Как это принято во многих столицах мира.
– Какие объединяющие кинодух зрителей мероприятия вы бы назвали в этом году? По аналогии с тем, как несколько лет назад никто не покинул зал в ожидании приезда Шарлотты Рэмплинг, и радостно встретили ее с большим опозданием?
– Обычно объединяют две вещи. Во-первых, деловые площадки, которые сначала были на ММКФ, потом исчезли и снова появились. Нужно, чтобы деловая часть фестиваля выходила за рамки России с учетом его международного статуса. Над этим нужно систематически работать.
Во-вторых, художественная часть. Чем больше интересных фильмов, тем больше желания ходить на просмотры из зала в зал в течение всего кинофестиваля. И сегодня это нам удалось сделать. Когда фестиваль только начинался в «Октябре», это была совсем иная история. Хотя жаловались коллеги-документалисты, что меньше народу посетило документалку. С другой стороны, это связано и с тем, что переехав на апрель, фестиваль переехал в середину учебного года и активного делового сезона.
– Вы всю свою жизнь посвятили кино. Кино для вас – это?
– Кино – это большое удовольствие.
Беседовала Лора Чугуевская
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал в Telegram
Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
Обзор ММКФ-2021: мозаичное кинопослевкусие кинопраздника
ММКФ-2021 – парад киноиндустрии и акценты
Скоро кинопраздник – Московский международный кинофестиваль
Мир развлечений: KION, кино и киносторис
XIV Фестиваль ирландского кино «Irish week»
Кинозанавес ММКФ-2021 закрылся и начался новый отчет киновремени