Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПроект «Закрома Родины»


Развитие сельского хлебопечения в России: проблемы и их решение


Рубрика: Проект «Закрома Родины»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 30/01/2023 16:27

Развитие сельского хлебопечения в России: проблемы и их решение

По данным государственной регистрации ФНС в 2021 году на территории РФ работало 17,5 тыс. предприятий с видом деятельности «Производство хлебобулочных и мучных изделий», из них в сельской местности зарегистрировано 6,6 тыс. бизнесов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» 95,7% субъектов хлебопечения относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса (учитывая пекарни сетевого ритейла и пекарни потребительской кооперации), а 3,2% к среднему бизнесу.

По оценке Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2021 года составил 11,3 млн. тонн. 

В денежном выражении рынок хлеба и хлебобулочных изделий в 2021 году вырос на 8,6% (857,1 млрд. рублей против 789,1 млрд. рублей в 2020 г.). 

В 2022 году ожидается рост рынка хлеба до 920 млрд. рублей.

По данным Росстата на 01 января 2022 года сельское население Российской Федерации составляет 36,7 млн. человек или 25% от всех жителей страны. 

В сельских населенных пунктах с численностью населения до 500 человек (около 116,2 тысяч населенных пунктов), по данным Росстата, проживает свыше 10 млн. человек. Несмотря на то, что в целом ситуация с обеспечением хлебом и хлебобулочными изделиями населения не вызывает опасения, в некоторых регионах РФ из-за недостаточного количества хлебопекарных предприятий наблюдается отсутствие свежей продукции в отдаленных поселениях.

За период с 2010 года сельское население сократилось на 0,9 млн. чел. Из-за ухудшения демографической ситуации в сельской местности, происходило сокращение сети учреждений социальной, торговой инфраструктуры, а также производств, в том числе в сфере хлебопечения. Одной из важнейших причин убыли сельского населения является низкая инфраструктурная оснащённость села, недостаточная территориально-экономическая доступность продуктов, в том числе хлеба для населения (отсутствие или малое количество торговых точек, а также нерегулярность поставок хлеба в отдаленные населенные пункты). Одним из инструментов для обеспечения населения сельских территорий продуктами первой необходимости, в том числе хлебом, может стать развитие нестационарной и мобильной торговли.

Потенциал сельского хлебопечения значителен. По данным Росстата,  на селе проживает более 19,8 млн. человек трудоспособного населения, что, при среднем потреблении хлеба, до возникновения ситуации, связанной с пандемией коронавируса, 117 кг. на человека в год, формирует рынок 2,3 млн. тонн хлеба и хлебобулочных изделий в год (173 млрд. руб. в год). 

В то же время в 2021 году общий уровень безработицы среди сельского населения составил 6,9%, а среди трудоспособного сельского населения 7,3%. Общая численность сельских безработных составила в 2021 году 1177 тыс. человек. Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в 2021 году составило 67%1. Согласно данным Росстата, в сельской местности в 2020 году было сосредоточено 52,2% малоимущего населения.

Основная проблема сельского хлебопечения - отсутствие системного подхода к его развитию: нет ясной картины по количеству и производительности сельских пекарен в каждом субъекте РФ; нет актуальной информации о распределении субъектов торговли хлебом по сельским территориям в каждом субъекте РФ; недостаток эффективных налоговых инструментов для развития сельского хлебопечения (развитие патентной системы налогообложения).

Слабая рыночная интеграция малых форм хозяйствования является одной из основных причин низкого уровня занятости и доходов сельского населения. Сельская экономика недостаточно диверсифицирована, что вынуждает сельское население, высвобождающееся из сельского хозяйства, искать работу в городах.

Все это отражается на адекватности оценки территориально-экономической доступности хлеба для населения.

Для решения проблемы низкой инфраструктурной оснащенности и недостаточная территориально-экономической доступности хлеба на территории сельских поселений РОСПиК разработала проект «Сельское хлебопечение». В 2022 году его поддержали Министерство сельского хозяйства России и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Пилотный проект будет запущен уже в 2023 году в Новгородской области. 

Реализация проекта для нашей страны имеет значительный потенциал. Развитие собственного производства – это сокращение расстояния до «прилавка» с хлебом, что дает возможность покупать и потреблять свежий хлеб каждый день, формирование более гибкого механизма ценообразования и выпуск продукции разных ценовых сегментов, оперативное обновление ассортимента и удовлетворение спроса всех слоев населения.

Ключевая цель реализации проекта «Сельское хлебопечение» – определение основных принципов, подходов, а также обеспечение методического сопровождения при разработке программ субъектов Российской Федерации «Развитие сельского хлебопечения в сфере малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ на 2023-2024 годы».

Целями реализации программ субъектов Российской Федерации «Развитие сельского хлебопечения в сфере малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ на 2023-2024 годы» должны стать: создание рабочих мест; распространение предпринимательских навыков субъектов сельского хлебопечения; повышение качества продукции; сохранение социальной стабильности и доступность для населения качественной хлебопекарной и кондитерской продукции; популяризация профессии пекаря.

Указанные программы дадут импульс к развитию сельского хлебопечения в субъектах Российской Федерации путем создания необходимых условий как для активизации деятельности существующих участников рынка, так и для появления новых субъектов хозяйствования на региональных рынках, что будет способствовать развитию хлебопекарного сектора, повышению качества производимой продукции с оптимизацией ценовых параметров. Это в конечном итоге позволит повысить территориально-экономическую доступность хлеба для населения - одну из основ продовольственной безопасности страны.

Организаторы проекта: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Российская Гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК);

Выгодоприобретатели проекта: субъекты хлебопечения (действующие), расположенные на сельских территориях, субъекты хлебопечения (стартапы), планируемые для размещения на сельских территориях, производители сырья, ингредиентов и материалов для хлебопечения, производители хлебопекарного, кондитерского, технологического и вспомогательного оборудования. 

Работа над проектом включает в себя этапы: 

1.    Подготовительный.

Создание рабочей группы по реализации проекта в Администрации региона под руководством вице-губернатора с привлечением представителей исполнительной власти, поддержки МСП, банков и других заинтересованных структур.

2.    Проведение анализа существующего регионального рынка хлебопечения и выявлении потенциала развития сельского хлебопечения, внесение необходимых уточнений в проект и разработка предложений по инфраструктуре регионального хлебопечения.

3.    Разработка программ субъектов Российской Федерации «Развитие сельского хлебопечения в сфере малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ на 2023-2024 годы».

4.    Реализация в рамках программ субъектов Российской Федерации «Развитие сельского хлебопечения в сфере малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ на 2023-2024 годы» конкретных бизнес-проектов с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, муниципального района и отдельного населенного пункта.

Развитие сельского хлебопечения позволит сохранить количество сельских поселений с численностью до 500 человек.

В качестве предложений для сохранения, развития хлебопечения и обеспечения доступности хлеба на селе предлагается:

1.    Развитие собственной сети реализации продукции производителями хлеба (в том числе микро- и малыми предприятиями, а также кооперативным хлебопечением), в том числе малоформатной и мобильной торговли, что в свою очередь улучшит ситуацию с территориально-экономической доступностью хлеба для населения. 

2.    Увеличение числа хлебопекарных бизнесов для создания конкурентного рынка (для удовлетворения потребностей населения в качественных и безопасных отечественных хлебобулочных изделиях, в том объеме и ассортименте, который соответствует предпочтениям разных групп покупателей, при обеспечении стабильности внутреннего производства). 

3.    Большой резерв в увеличении занятости населения имеется в развитии патентной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер годового дохода, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем в зависимости от средней численности наемных работников (не более 15 человек). Величина потенциально возможного годового дохода напрямую влияет на стоимость патента по видам деятельности в регионах.

Основными показателями достижения целей развития сельского хлебопечения являются: открытие не менее 5,5 тысяч новых субъектов МСП, при уровне конкуренции два субъекта хлебопечения на 10 тысяч населения; создание не менее 90 тысяч новых рабочих мест в субъектах МСП в сфере хлебопечения на сельских территориях.

Развитие сельского хлебопечения отвечает целям и задачам государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»,  а также Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в части увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

С.Г. Митин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Ю.М. Кацнельсон, президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК)

С.А. Литовченко, ведущий аналитик РОСПиК

Информация предоставлена пресс-службой Российской Гильдии пекарей и кондитеров

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подпишитесь на официальный канал в Telegram 

Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф  

Еще на эту тему:

Пекарни не будут отчитываться во ФГИС «Зерно»

Общественный совет при Минсельхозе России

Всероссийский Форум сельских пекарей состоится в Москве на площадке ВДНХ 

Конкурс «Хлебный мир Ставрополья»

 Рынок все управит в рознице

Отраслевая поддержка пекарей

Школа пекарей на ВДНХ

Победители конкурса по ремесленному хлебопечению


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).