Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПанорама мероприятий


В Москве в Музее русского быта «По сусекам» открылась выставка «Горшок»


Рубрика: Панорама мероприятий

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 22/01/2024 16:11

В Москве в Музее русского быта «По сусекам» открылась выставка «Горшок»

Музей расположен в самом центре Москвы. В нем можно ощутить ауру быта русской деревни, буквально, собственными руками – притронуться к утвари, которой пользовались наши предки.

 Елена Тюняева, основатель и владелец музея, лично собирала эту коллекцию и знает много тонкостей, связанных с горшками всех мастей. Горшок – один из самых древних предметов человеческого быта. Изначально он был каменным, а сегодня мы называем горшком всё, что связано с керамикой. 

22.01.2024г. состоялось открытие экспозиции и Елена Тюняева рассказала гостям выставки: «Я эту выставку собиралась сделать уже год. Всё время обсуждала, готовилась. И сегодня, уже в том виде, как она созрела – я решила, что должна показать все горшки, какие у меня есть. Не с точки зрения их количества, а с точки зрения того, что все они имеют разное предназначение. Для меня цель – показать, что горшок – это не только для каши и щей, не только миска и крынка, а что все они имеют разный функционал».

Горшки интерпретированные как «топники» предназначались для готовки с применением большого количества масла. Их ставили в печь и там топили содержимое, а потом, с помощью носика без труда разливали по другим емкостям. Свежее масло не хранилось долго, поэтому крестьяне в целях экономии перетапливали его в печи, промывали и вновь перетапливали. Это была единственная возможность сохранить его на более долгий срок.

Самый трогательный объект выставки – крынка прабабушки Елены. Она получила самое почетное место. Этот горшок ей передала мама по наследству. 

Крынка служит символом натуральной пищи и деревенской жизни, предназначена для молока. Она почти никогда не украшалась, потому что её форма считается идеальной сама по себе. Сейчас крынку можно встретить украшенной, но это уже будет её современная интерпретация.

Горшок «опарница» наравне с крынкой – важнейший объект выставки. Служит для приготовления теста, заправленного дрожжами или закваской для приготовления хлеба и пирогов. Выпечка – это трудоёмкий процесс, поэтому хозяйки выставляли опарницу два раза в неделю, и часть закваски сохраняли в ней для дальнейшего брожения, чтобы хватило на последующее приготовление.

Вариант горшка «берестень» – любой предмет, оплетённый берестой. Ею оборачивали горшки, которые были испорчены. Береста дает горшку вторую жизнь, и в таком виде он может очень долго сохраняться. Самое главное в таком решении – простота и изящество. Берестяные ленты мочили водой, чтобы они становились гибкими, а потом ими оплетали горшок, а когда они высыхали, то создавалась надежная конструкция, способная сохранить неисправный предмет быта и дать ему возможность дальше эксплуатироваться. Жидкость в такую ёмкость уже налить нельзя, оставалось лишь хранить там крупы.

Использовали еще горшок с ручками, который применяли для удобства подачи, а орнамент на нем говорил о вкусе владельца и его понимании момента торжественности. Предположительно, в нем выносились к столу праздничные блюда. В печи такой горшок не бывал. В печи использовались горшки простых форм, например, «молочники», которые организаторы и гости показа «расшифровали» как сковороду. Но иногда их называли мисками или латками. На самом деле, здесь много загадок. Елена Тюняева пояснила, что в каталогах одна и та же форма может иметь различные названия, например, «молочник» или как-то совершенно по-другому.

Был задан вопрос: «Иногда люди вспоминают деревню как место, где нет удобств, облегчающих быт, например, нужно топить печку, носить воду и т.п. С чем связана романтизация тяжелого деревенского домашнего быта, откуда она взялась?». На этот вопрос Елена Тюняева не дала однозначного ответа, но поделилась интересной историей: «Знаете, мне, наверное, сложно ответить на этот вопрос, именно откуда она идёт. Наверное, как ты прожил в деревне, с кем ты прожил, кто тебя окружал, что тебе рассказывали – от этого всё зависит. Я родилась в селе. Там были бабушки, был свой дом, было хозяйство. Я очень много видела и как топят печи, как ухаживают за скотом. Мы помогали и для меня это была естественная среда. Это тёплые воспоминания».

Музей стремится к узнаваемости и это вполне ожидаемо, ведь формат проведения выставок неординарный, место музея тоже необычное –  центр Москвы, храм Николя Чудотворца на Берсеневке, неподалеку знаковые достопримечательности столицы. Что ждёт музей после завершения экспонирования выставки, т.е. после 18 февраля? Елена Тюняева пояснила: «У нас есть план выставок ещё на три месяца вперёд. Будет выставка гобеленов с традиционными орнаментами – это работы современного художника. Потом будем смотреть на Беларусь. Хочется показать белорусский костюм, показать их полотенца. Выставки будут продолжаться. Так, мы работаем в рамках народного календаря. Это Масленица, например, которая будет у нас проходить. Мы стараемся проводить мероприятия, экскурсии, мастер-классы разные, чтобы познакомить людей и, в первую очередь, детей с русским бытом».

Российское сетевое издание «Первый национальный» рекомендует выставку «Горшок» для семейных просмотров. 

Иван Студенов

Фото автора

6+

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф

Еще на эту тему: 

Взаимодействия классического и современного искусства в Ярославском художественном музее 

Выставка «Иван Айвазовский. Из собрания Русского музея» в Ярославле

Миры русской культуры: Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве

Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца 

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

Наше наследие: выставка работ Зинаиды Серебряковой в Ярославле

Миссия голландского коллекционера – вернуть из небытия художника-прапорщика

Альбом "Александр Петров. "Моя Любовь".

Юбилей художника-аниматора Александра Петрова

Проект ЯХМ «Дом в разрезе» - победитель Х конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Юбилей художника –аниматора Александра Петрова в ЯХМ

Простая история про любовь гимназиста

Академик реставрации

Шедевры из усадьбы Абрамцево



Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM