Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Союз нерушимый»
Проект «Киноатлас СССР»: назад в будущее
Рубрика: Проект «Союз нерушимый»
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 21/12/2022 09:55
Проект «Киноатлас СССР»: назад в будущее
На площадке ТАСС в Санкт-Петербурге состоялась конференция, посвящённая исследовательскому проекту «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства».
Это проект Музея антропологии и этнографии (МАЭ) им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 13.12.2022г. участники рассказали журналистам об истории создания проекта, о народностях и регионах Советского Союза, про поиск кинодокументов и их реконструкцию в ходе реализации проекта.
Иван Головнев, кинорежиссер, руководитель проекта МАЭ РАН, подчеркнул, что проект реализуется при поддержки Российского научного фонда. Новой стране (Союз Советских Социалистических республик, СССР) нужна была собственная летопись. Создать прогрессивную «картинку» на экране было проще, чем в реальности, поэтому власть уделяла большое внимание кинематографу как инструменту пропаганды, который отлично выполнял функцию информирования и был эффективнее СМИ.
Экранное картографирование привело к образованию визуальной карты и серии из 150 документальных фильмов, где освещалось культурное разнообразие регионов страны и их прогресс с приходом социализма. Основной драматургическом «пружиной» этих фильмов становилось приобщение общества к новой жизни и демонстрация контраста между новым и старым. Сейчас решили заново смонтировать уникальный советский атлас, разыскав эти работы в архивах. В перспективе есть желание создать интернет-канал с возможностью общего доступа из любой точки мира к этим материалам.
Елена Головлева, участница исследовательского проекта МАЭ РАН, подчеркнула, что проект «Киноатлас» предусматривал создание именно культурно-просветительских фильмов. В ходе его реализации фильмы были ранжированы по разным направлениям – это не только этнографические картины, но и географические, антирелигиозные, которые объединены темой многообразия, показанной на экране посредством кинематографа. Елена Головлева сказала: «Такие материалы являются многослойным источником, где можно открывать самые разные явления».
Наталья Казурова, участница исследовательского проекта МАЭ РАН, рассказала про авангардистов 1920-1930 годов и их популярности. Среди них кинорежиссер и сценарист документального кино Дзига Вертов, который был настоящим эталоном для подражания, известным на мировом уровне (во Франции, Германии, Америке и др.). Наталья Казурова высказала мнение: «Важно привлекать внимание через громкие имена и фамилии». Она привела в пример поэта Владимира Маяковского, который принимал участие в съемках картины «Евреи на земле».
С помощью кинематографа деятели искусства пытались показать то, как должен выглядеть новый человек не только с политической точки зрения, но и на бытовом уровне. При этом происходила ломка устаревших стереотипов. Если посмотреть на документальные фильмы тех лет, то замечаешь, что картины выстроены и подчинены определенной логике. Сначала режиссёры показывали традиционный быт, затем демонстрировали те новые веяния, которые приносила советская власть (как можно модернизировать образ жизни, как сделать его лучше). Остальная часть фильмом отводилось политическим аспектам, которые демонстрировались идеи социальной справедливости.
Сегодня общество пытается понять и объяснить процессы, которые происходят в разных странах. Почему где-то общество остаётся светским и продолжает линию развития, а где-то наблюдается клубок противоречивых отношений между традицией и современностью. И многие ответы можно найти в картинах, которые были созданы еще в прошлом веке талантливыми советскими мастерами кинематографа.
Полина Лепёхина
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
Просвещение через развлечение: проект «Тайны Куликова поля. VR-археология»
БАМу посвящается: «Веселей ребята! Выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ!»
Юбилей завода КМЗ: готовы к новым реалиям
Десант журналистов прибыл на завод «Рубин»
Горно-металлургический сектор: технологии, импортозамещение и Industry 4.0
Господдержка как новый старт для Ярославского ЛВЗ
История инвестиций «Русского Севера» в Казахстане или как работает институт защиты предпринимателей
Рожденный ползать - летать не может? Каким будет беспилотный транспорт будущего.
«Афанасий Никитин» и новые смыслы транспортно-логистического коридора «Север-Юг»
Бережливое производство «Компании Дизель»
Что объединяет Хуадянь-Тенинскую ТЭЦ и Норский кирпичный завод.
Александр Смирнов, ЗАО «Институт «Стройпроект»: специалиста нужно выслушивать
Робомобили КАМАЗ и трансформации отечественной экономики
«Сколково»: сегодня и завтра коммерциализации новых технологий