Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийСпецпроект: «Смарт-культура»


Как сегодня ведет себя потребитель: новая реальность диктует другие правила


Рубрика: Спецпроект: «Смарт-культура»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 16/11/2022 14:15

Как сегодня ведет себя потребитель: новая реальность диктует другие правила

Жизнь многих россиян изменилась, что сказалось на поведении потенциального покупателя, который стал более требовательным и осознанным при выборе товаров. 

Участники международного форума «Всемирный день качества в России -2022», который состоялся  в столице с 07.11.2022г. по 11.11.2022г., обсудили много актуальных тем. Особое внимание редакции РСИ «Первый национальный» привлекла сессия  08.11.2022г. «Потребительское поведение в условиях новой реальности. Качество данных в потребительских исследованиях»Спикеры изучили и проанализировали тенденции покупательской активности, обозначили проблемы на рынке и предложили новые способы улучшения качества исследований, уделили внимание теме трансформации потребительского поведения и тому, каким образом поколение Z управляет статистикой потребления.

Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ, выступил с докладом о потребительском поведении в условиях новой реальности. Исследование предоставила платформа «ВЦИОМ-онлайн», которая была запущена в этом году. Выборка проводилась среди 1600 интернет-пользователей и репрезентирует взрослое население РФ (18+). Для начала слушателям представили «индекс счастья» среди россиян, который отражает социальные настроения. По результатам опроса он не сильно снизился в текущем году и сохраняет планку выше среднего. Это говорит о том, что «революций» настроения не наблюдалось, граждане также остаются уверены в завтрашнем дне даже после пандемийной нагрузки и геополитического кризиса.

Следующий опрос показывает готовность жителей РФ планировать свое будущее – 53% продолжают строить планы в долгосрочной перспективе, а 24% опрошенных не строят вовсе. Однако намерение совершать крупные покупки снижается – это первые тревожные звоночки от потребителей. Более половины опрошенных не собираются в ближайшем будущем покупать недвижимость или, например, автомобиль. Более того, снизились показатели по потребительским кредитам и количество тех, кто желает их оформить – минимальное.

Также для россиян основным критерием при выборе товаров и услуг является качество. В настоящее время сохраняется тенденция покупки товаров с более дорогим ценником, но с хорошим качеством. Потребители не готовы приобретать продукцию сомнительного происхождения, даже если она дешевле. 

Курс на импортозамещение либо останется на текущем уровне, либо возрастет. Результаты опроса показывают, что большинство определяет отечественного производителя способным заменить ушедшие продукты рынка. Все же топ –  три позиции, по которым будут скучать покупатели – IKEA, иномарки, Макдональдс. 71% опрошенных выберет товар другой товар, что говорит о потенциале принимать альтернативную продукцию, 12% будут искать способ достать ушедший товар из-за рубежа, а меньшинство дождется возвращения на российский рынок. Тем не менее, мнения насчет смены владельцев известных брендов разнится: 43% ожидают улучшения качества производимых товаров и услуг, 39% нейтрально относятся к происходящему, а 15 – негативно.

Сейчас экономика поворачивает на Восток, понятие которого достаточно сложно определить. Большая часть респондентов считает, что экономика выше политики, потому достаточная часть использует и будет использовать товары из Китая, к сожалению, параметры Индии – ниже.

Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами «Ромир», осветила детально тему трансформации мира и образа потребителя. Важным замечанием является то, что все-таки ведущей единицей бизнеса является человек, который стоит у прилавка и «голосует» за товар рублем.

Кризисы и экономическая ситуация в России влияют на потребительскую способность – важным индикатором в изменении паттернов поведения служит высокая инфляция, которая меняет ценностные ориентиры и материальное благосостояние потребителей. Несмотря на высокую способность россиян адаптироваться под разные экономические изменения, будут активированы и уже реализуются стратегии экономии. От этого больше всего страдают производители ювелирных изделий, авто, крупной бытовой техники и готовой еды на дом.

Покупатель становится рациональным с точки зрения расходования средств. Потребительская уверенность упала в сентябре 2022г. Обороты популярности наблюдаются у хард дискаунтеров (прим. автора – это магазины самообслуживания с низкими ценами и товарами повседневного спроса, например, «Fix Price», «Светофор»). Доля онлайн покупок возросла до 9,5%, но все же россияне дополняют свою потребительскую корзину офлайн. Покупатель ожидает высокого уровня качества и широты ассортиментного предложения. СТМ (прим. автора – собственная торговая марка) развивается во всех категориях, по результатам опроса 68% готовы приобретать отечественный продукт, соответствующий высокому качеству.

Константин Локтев, представитель NielsenIQ в России, предоставил информацию о том, на что потребитель стал больше обращать внимание. Спрос на продукцию по-прежнему зависит от доходов, сбережений и кредитов населения. Хотя номинальный доход граждан растет, повышенная инфляция его опережает, из-за чего снижается покупательская способность. Цена и промо – ключевые факторы в выборе товара на данный момент. О возросшей динамике промо продаж рассказал и Дмитрий Трифонов, сооснователь исследовательской компании NTech. Потребитель видит больше «желтых» ценников, поэтому происходит активный переход к базовым продуктам, в результате побеждает продукт с лучшим соотношением цены и качества.

Ольга Горелова, старший директор по работе с клиентами ООО «Ипсос Комкон», затронула одну из острых тем – потребительское поведение поколения Z. Социальные ценности сместились – малая доля зумеров не стремится заводить детей, даже находясь в браке. Экономический кризис переносится проще из-за отсутствия кредитных нагрузок и собственных детей. Из-за нынешней малочисленности через 10 лет они составят «костяк» новых специалистов, которым придется адаптироваться к общению со старшим поколением. 

Говоря о ритейле, стоит отметить, что формат онлайн-магазинов обладает высоким потенциалом среди поколения Z, офлайн покупки отходят в категорию «новых впечатлений». Потребности нового поколения закрывает рисейл – площадки для перепродаж. Молодежь обладает осознанностью в потреблении продукции и старается заботиться об экологии путем покупок «сэконд-хэнд» товаров.

Елена Орлова, директор по исследованиям OMI, подготовила доклад, полностью посвященный тематике форума. Путем онлайн-опроса в категории продуктов питания было выяснено, что первичный запрос потребителя – состав продукта, который должен быть качественным, однако только 33% россиян всегда интересуются им при покупке. Причиной интереса к составляющим продукции в первую очередь является сравнение цен с аналогичными позициями в других магазинах.

Каждый из участников сессии внес большой вклад в оценку качества продукции и задал траекторию дальнейшей работы представленных организаций. Деловое событие было наполнено объемными исследованиями, которые помогут развиваться бизнесу и продуктивнее ориентироваться на клиента.

Яна Лебедева

Фото автора

Российское сетевое издание «Первый национальный»

Подпишитесь на официальный канал в Telegram 

Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф   

Еще на эту тему:

Международный форум «Всемирный день качества-2022»: новые вызовы и оптимальные решения

Генетическое тестирование на российском косметологическом рынке и инновации для нового поколения

WorldFood Moscow-2022: куда движется отрасль питания 

Актуальные проблемы Гильдии пекарей и кондитеров: качество хлеба и его доступность

XI Петербургский международный газовый форум: импортонезависимость, ИИ и перспективы

Постскриптум. ПМЭФ-2022: новый мир – старые возможности?

ПМЭФ-2021: особенности новой экономики

Конференция «Женщина-лидер: концепция баланса»

 Итоги ПМЭФ-2019: рекорды и предложения

 Обзор ПМЭФ-2019: регионы-дебютанты, истории новичков, тренды

ПМЭФ-2018: Инвестиционные возможности Казахстана и практика российских инвесторов

Российский форум малого и среднего предпринимательства на полях XXII ПМЭФ-2018

ПМЭФ-2018:международное сотрудничество остается в приоритете

ПМЭФ-2018: традиционная журналистика и информационное неравенство

ПМЭФ-2017: площадка для диалога России со всем миром

 ПМЭФ-2017 и продовольственная безопасность: трансформации АПК –интересы, риски и наше будущее.

 Россия - Латинская Америка: будущее в сотрудничестве

С «полей» ПМЭФ-2016: АИРР или «Клуб успешных губернаторов»

«Первый национальный» работает на ПМЭФ-2016.

 


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM