Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Тот самый Мюнхгаузен» и его открытие нового дня – 32 мая
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
![Найти все публикации автора Найти все публикации автора](images/search.jpg)
Опубликовано: 31/05/2024 17:46
Тот самый Мюнхгаузен» и его открытие нового дня – 32 мая
32 мая – это день, подаренный бароном Мюнхгаузеном миру (для «традиционалистов» это 1 июня), в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России».
Речь пойдет о жизни и приключениях реального исторического персонажа Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена на просторах Российской империи.
Наверняка многие почитатели литературного персонажа барона Мюнхгаузена и не подозревали о том, что он не вымысел немецкого писателя, поэта и историка Рудольфа Эриха Распе (1736–1794). Как предположила куратор выставки «Приключения барона Мюнхгаузена в России», старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Наталья Бахарева, Распе мог быть одним из слушателей рассказов «настоящего» Мюнхгаузена, кои последний устраивал частенько для своих друзей.
Впервые коротенькие рассказы о бароне Мюнхгаузене появились в 1751 году на страницах берлинского альманаха «Путеводитель для веселых людей». А в 1786 году в Лондоне вышла первая книжечка, которая называлась «Рассказы барона Мюнхгаузена о его необычайных путешествиях и походах в России. Наталья Бахарева рассказывает: «Мюнхгаузен был вне себя от бессильной ярости, одно дело – рассказывать свои истории в узком кругу по большей части знакомых людей и совсем другое – на виду у всей Европы получить титул «Lügenbaron» – «барон-враль». Однако привлечь к ответственности публикаторов его похождений он не мог».
Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий фрайхерр (барон), ротмистр русской службы, замечательный рассказчик, ставший впоследствии литературным персонажем, родился 11 мая 1720 года в Боденвердере, курфюршество Ганновер и был младшим сыном «Черной линии» Ринтельн-Боденверд, аристократической семьи в герцогстве Брауншвейг-Люнебург.
В 1738 году он в качестве пажа герцога Брауншвейгского Антона Ульриха, жениха принцессы Анны Леопольдовны, племянницы императрицы Анны Иоанновны, прибыл в Санкт-Петербург. Будучи особой, находящейся при дворе, Мюнхгаузен стал свидетелем жизни императорского двора, дворцовых переворотов, участвовал в русско-турецкой войне, служил в Риге в Кирасирском Брауншвейгском полку. А в 1744 году встречал на границе будущую императрицу Екатерину II, которая вместе со своей матерью въехала в Россию через Ригу, возглавлял караул у дома, где остановились путешественницы.
В 1750 году Мюнхгаузен покинул Россию. Но вскоре вернулся уже в качестве литературного персонажа.
Обо всех эпизодах русской жизни барона в сочетании с литературным изложением и рассказывает выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России».
В разделе выставки «О роде Мюнхгаузенов» показаны гербы, документы, Родословная книга Мюнхгаузенов и предметы фарфорового сервиза, принадлежавшие одному из представителей этого древнего рода.
С роскошными предметами придворного быта, портретами членов императорской семьи, статьями из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», рассказывающие о реальных событиях того времени, можно ознакомиться в разделе «При Российском императорском дворе. Паж герцога».
«Российский ротмистр». Служба в Риге» повествует не только о встрече Ангальт-Цербстской принцессы, но и о его большой любви Якобине фон Дунте, с которой они прожили много счастливых лет. В отличии от киношного Мюнхгаузена настоящий был счастлив в первом браке. Второй раз женился только после смерти супруги, но брак был неудачным и в течение года он развелся с молодой женой.
Большой раздел посвящен охоте. Здесь представлены материалы, рассказывающие об увлечении охотой в Европе и России в XVIII столетии, о пристрастии Анны Иоанновны к меткой стрельбе. А доказательством правдивости рассказов Мюнхгаузена стали ружья, из которых, действительно можно стрелять вишневыми косточками.
«Рождение литературного персонажа» рассказывает о возвращение Мюнхгаузена в Россию, но уже литературным героем. Книги, иллюстрации, карикатуры и письмо Екатерины II лондонскому издательству с просьбой прислать ту самую книгу «Рассказы барона Мюнхгаузена о его необычайных путешествиях и походах в России». Впоследствии она была переведена на русский язык и вышла под названием «Не любо – не слушай, а лгать – не мешай».
На выставке представлено около 500 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, а также музеев, библиотек и архивов Санкт-Петербурга и Москвы, значительная часть которых демонстрируется впервые.
Насладиться «Приключениями барона Мюнхгаузена в России» можно будет до 15 сентября 2024 года.
Светлана Клепикова
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф
Еще на эту тему:
Культурная бессонница: акция «Ночь музеев»
Авангардисты земли уральской в галерее «У Родины»
День Эрмитажного кота и конкурс «Портрет Эрмитажного кота – 2024»
Передвижники XXI века: выставка «Ранние Митьки» и судьбы художников
Вам письмо из Главного штаба Государственного Эрмитажа
Знакомство с мусульманской культурой: «Оманская империя: Азия и Африка»
Африканское искусство в Эрмитаже – выставка «Красота как ритм»
Вечное сияние красоты Эрмитажа: санкции выставкам не помеха
Свидетели эпохи: салоны Дидро в Эрмитаже
Миры русской культуры: Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве
Авангардисты земли уральской в галерее «У Родины»
Культурный код Николая Некрасова
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
Африканское искусство в Эрмитаже – выставка «Красота как ритм»
Выставка «Эмоции красок»: добавь в жизнь яркие цвета
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
Проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» в Санкт-Петербурге
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
«Боги, Люди, Герои» в Государственном Эрмитаже