Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийIT-сфера: технологии, проблемы и развитие.


Если не использовать отечественные разработки ПО, то возможно технологическое отставание


Рубрика: IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.

Автор публикации: Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины Найти все публикации автора

Опубликовано: 27/09/2022 15:41

Если не использовать отечественные разработки ПО, то возможно технологическое отставание

Цифровизация является частью нашей повседневной жизни: доставка, логистика, заказ товаров, бронирование билетов и т.п. сервисы стали для нас обыденностью. Без ИТ-технологий сегодня нельзя представить ни один сектор экономики.

Как обстоят дела IT-сферы в здравоохранении? Насколько новые технологии оказались полезны медикам и пациентам и в каком направлении развивается медицинское направление ИТ? Ответы на эти вопросы знает Алексей Романов, генеральный директор ООО «Фогстрим», которое давно на отраслевом рынке занимает свою нишу.

– Многие ошибочно полагают, что IT-технологии в здравоохранении сводятся только к сфере телемедицины. Но специалисты знают, что это не так и есть большой сегмент, в котором используются премудрости цифровых достижений.

– Конечно, спектр применения IT широкий, например, – медицинская информационная система (МИС). Именно она предназначена упростить работу медучреждений, начиная от руководства и заканчивая пациентами. И такие системы уже внедрены и апробированы в ряде регионов. Я точно знаю о Новосибирской области и Татарстане, поскольку наша компания участвовала в разработке такой платформы. 

– Расскажите, как это было? К вам обратились с предложением разработать или вы вышли с предложением?

– Не совсем так. Нас пригласил принять участие в разработке МИС наш давний партнер, компания, входящая в ТОП-10 ИТ-компаний России. Они работают по государственным закупкам. Мы разрабатывали различные модули. Например, создали систему учета для участкового врача: установив в телефоне приложение доктор видит свои вызовы и сразу вносит назначения, выписанные пациенту, отмечает посещение.

– То есть, участковому врачу уже не нужно, как раньше, звонить в поликлинику и узнавать, где у него следующий вызов? 

– Нет. Вся информация о вызовах у медика под рукой. Мы так же потрудились над разработками цифровой регистратуры, это запись на прием онлайн (в том числе, через Госуслуги), вызов врача на дом, ведение журнала и т.д., электронной очереди, электронным документооборотом и организацией хозяйственной деятельности учреждения, где учли все – от организации питания сотрудников до информации о состоянии медоборудования. Такая система позволяет передавать данные в государственные органы, по отделам поликлиники и статистику по работе сотрудников. Соответственно, она оказывает помощь в постановке более точных диагнозов за счет полной картины лечения пациента, сокращает количество ошибок из-за введения неправильных данных работниками на местах.

Хочу подчеркнуть, что разработкой МИС занимаются только крупные ИТ-компании.

– Почему? Разве специалисты в небольших ИТ-компаниях менее профессиональны?

– Совсем нет и дело не в профессионализме. На российском рынке в небольшие частные клиники можно попасть со своим решением какой-то конкретной задачи. Например, можно поставить свою систему онлайн-записи учета пациентов. У нас была подобная разработка для небольшой частной клиники, где работало 2-3 врача.

В государственном здравоохранении в основном все закупки проходят через тендер. И, как правило, в них участвуют компании-корпорации и далеко не малый бизнес. Небольшим ИТ-компаниям можно поучаствовать только в качестве субподрядчиков, я уже говорил об этом выше. Или продать свое решение, а они уже адаптирует его в свою внутреннюю систему.

– Это так было и так остается даже сейчас, когда иностранные компании покинули наш рынок?

– Да. Повторюсь, в здравоохранении работают только крупные компании.  С одной стороны, это правильно. Поскольку выстроенная система тендеров и закупок исключает попадание какой-то «левой» компании с «дырявой» системой безопасности в разработчики программ, от которых зависит, в первую очередь, безопасность пациента. Вы представьте, что выигрывает тендер малоизвестная компания со своей, сделанной «на коленке», программой. А это большой объем персональных данных пациентов! И не дай бог, если эти данные попадут в сеть. Поэтому нужны крупные проверенные решения больших корпораций, прежде всего, потому что они уже прошли все круги «ада» с информационной безопасностью, проверками нормативно-правовых документов, интеграцию с министерскими системами.

Но этим компаниям желательно создать на своей базе (а они могут себе это позволить) некие небольшие платформы для того, чтобы маленькие компании со своими решениями могли их продемонстрировать, продать или встроить в какую-то крупную систему, пройдя определенный отбор по упрощенной схеме. А не так, что собрали 10 компаний, а выберем только одну. Можно и все 10 решений проверить, насколько они хороши и, как они интегрируются в их систему. Их можно и оплатить, и грант дать от себя или сделать пилотное внедрение на определенном отделе. 

При таком разумном подходе, когда есть из чего выбирать, тогда бы быстрее у нас и отрасль развивалась. 

Почему бы не сделать, например, как в Японии. Компания Hitachi разрабатывала всю инфраструктуру медицинской клиники в Токио. Поучаствовать в разработках они пригласили ИТ-компанию поменьше, а последние привлекли и нас к этим работам.

– Т.е., у них возможностей для реализации своих идей и проектов у небольших айтишных компаний больше, чем у нас?

– Скорее, всего да. У них приветствуются наработки и есть возможность их показать. Не могу говорить за весь рынок, я только делюсь своим мнением по увиденному лично.

– У вас есть разработки для японцев?

– Да. Наш головной офис находится в Хабаровске. В допандемийный период правительство Хабаровского края организовывало бизнес-миссии в Японию. На бизнес-миссиях мы часто встречались с японскими коллегами, конкретно с технологической компанией, обслуживающей ИТ-системы клиник в Токио. Они пригласили нас поучаствовать в одном из своих проектов для японских медучреждений. Поставили перед нами задачи, которые мы должны были решить и им представить. Если конкретнее, нам предстояло разработать систему для учета посетителей, систему для получения электронного талона на запись к врачу, электронную регистратуру и карточки пациентов. Мы разрабатывали отдельные модули и отдавали заказчику, а они встраивали их в общую систему. 

– Предлагали такую же программу для наших клиник?

– Мы предлагали не напрямую в медучреждение, а тем компаниям, кто организует айтишную работу в клиниках, строить инфраструктуру. Они заинтересовались. Но из-за наплыва заказов по другим направлениям продвижение разработок в медицинском направлении пришлось приостановить. Да и японскую систему долго адаптировать к российским реалиям.

– После внедрения программы компания ее поддерживает?

– Конечно. Чаще всего разработчик программ является единственным поставщиком ПО. Если все настроили, процессы отладили, то навряд ли кто-то будет потом что-то менять или переходить на другую программу. 

– С уходом иностранных компаний прибавилось ли работы у российских разработчиков?

– Работы, конечно, прибавилось. Но у меня возникло такое ощущение (это мое личное мнение), что многие крупные производства, корпорации, организации еще не осознали до конца, что произошло. Попытаюсь объяснить свою позицию. К примеру, с нашего рынка ушла компания SAP. Ее ПО было установлено у многих компаний. С ее уходом лицензии уже не купишь, не будет обновлений. Но крупное производство потратило огромную сумму денег на установку и внедрение именно этого ПО. Поэтому, многие руководители будут тянуть до последнего, дорабатывать, обновлять программу собственными силами и средствами, но оставаться на этой программе, вместо того, чтобы переходить на другой продукт, например, наш продукт. 

– Как же призыв правительства России переходить на отечественные ПО?

– Мне кажется, что этот процесс у нас займет годы. Повторюсь, многие предприятия и компании, вложившие солидную сумму в иностранную программу сегодня еще не готовы переходить на отечественный продукт. Но рано или поздно они придут к тому, что пора систему менять. И хорошо, если руководители это поймут сегодня и приступят к IT-модернизации. Иначе они могут оказаться в ряду технологически отстающих. 

Что такое поддержка ПО – это, прежде всего, закрывание «дыр» в системе безопасности, чтобы данные не сливались в сеть или процессы хорошо работали. Поэтому программа каждый год обновляется. У кого не обновляется, то у тех возникают проблемы с безопасностью. Конечно можно и своими силами закрыть брешь в безопасности. Но это же не разработчики будут делать, которые писали программу и знают все ее тонкости и нюансы. 

Поэтому нужно переходить на продукцию отечественного разработчика, брать на подряд партнера этого разработчика, интегратора техподдержки. Необходимо, чтобы было все свое. Это важный стратегический аспект технологического развития страны.

– Среди некоторых обывателей, далеких от ИТ-сферы, ходят слухи, что наши айтишники уступают зарубежным и с уходом иностранных компаний в России не осталось хороших разработчиков.

– Нет. Это все ерунда. Я не знаю, как в других отраслях экономики, но в ИТ-секторе российские разработчики котируются на международном рынке. Далеко ходить не будем, приведу самый простой пример. В какой стране есть свой поисковик, например? У нас есть Яндекс он не хуже зарубежных поисковых систем. А антивирус Касперский? Мало стран могут похвастаться ИТ-суверенитетом в определенных нишах. 

– Я предпочитаю Яндекс. Мне удобнее в нем искать какую-либо информацию.

–   Доставка у нас на очень хорошем уровне. Маркетплейсы у нас тоже ничем не уступают зарубежным. У нас в плане ИТ очень хорошая инфраструктура. Мы не отстаем, как в электронике или в другой сфере. 

– Вернемся к медицине. Какие задачи сегодня пытаются решить разработчики в этом секторе?

– Есть пожелание создать некую единую базу для врачей, чтобы при посещении пациента сразу можно было увидеть информацию о том, где он наблюдался, какой курс лечения прошел, назначения врача. Т.е. единая база, где можно найти пациента, в независимости, где он ранее наблюдался. При этом должна быть обеспечена хорошая безопасность данной системы.

Вот, чем еще привлекательны наши, российские разработчики, так это своими программами по безопасности системы. В некоторых восточных или арабских странах хотят открыть академию ИТ-безопасности и для этого приглашают русских специалистов. Каждая страна сегодня пытается создать свою ячейку суверенитета в плане ПО, бизнес-безопасности и т.д. У нас разработчики в сфере безопасности одни из сильнейших. Поэтому наш опыт хотят перенять многие. 

– Спасибо.

Фото из архива Алексея Романова

Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram 

Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф

Еще на эту тему: 

Импортозамещение: как работать ИТ-директорам производств в новых условиях

Как формировать портфель инициатив IT-специалистам на производстве

Механизмы цифровизации в Татарстане: кадры, кейсы и планы

Вызовы цифровизации и метаморфозы профессии ИТ-директора

Культура СМАРТ-потребления: что это такое?

Смартфон и колесо Купалы: на IT-ночи в древнем Суздале

Реальность или утопия: смогут ли IT-эксперты диктовать политику вендорам

Уроки последних вирусных IT-эпидемий Wanna Cry и Petya.

Пожилые люди в центре внимания на онлайн-конференции ООН «Цифровое равенство для всех возрастов»

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2022 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM