Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Голос из зала: театральный хоррор «Остров Рикоту»


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/12/2025 08:23

Голос из зала: театральный хоррор «Остров Рикоту»

IX Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» проходит в Москве с 15 октября по 9 декабря 2025г. и приближается к финалу. 

01.12.2025г. Омский государственный драматический театр «Пятый театр» на сцене Российский академический молодежный театр (РАМТ) представил спектакль «Остров Рикоту» в редком для театра жанре хоррор. Режиссер-постановщик Фамил Джавадов.

Современный жанр хоррора как самостоятельный вид искусства возник в конце XVIII — начале XIX века в литературе (готический роман) и закрепился в начале XX века с появлением кинематографа, хотя отдельные элементы ужаса присутствовали и в предыдущих эпохах развитие классического хоррора в литературе благодаря авторам, таким как Эдгар Аллан По и Г. Ф. Лавкрафт.

Люди смотрят ужасы по нескольким причинам: для получения острых ощущений и выброса адреналина, чтобы испытать чувство контроля над страхом в безопасной обстановке. Возможно, такой опыт помогает лучше ценить жизнь, осознавая ее конечность и непредсказуемость судьбы. 

Главный герой Игорь Воеводин (играет Сергей Троицкий) приезжает из Москвы на отдаленный от цивилизации остров, чтобы написать о людях, современных «зверобоях», живущих на острове Рикоту.  И тут начинаются странности. На острове живет всего 15 человек. Действующих лиц в спектакле всего шесть (исполнители: Сергей Троицкий, Евгений Точилов, Вероника Крымских, Александра Урдуханова, Олег Чичко) и никто из них на острове не родился, но все называют его своей родиной и не верят, что есть мир, кроме острова, есть Россия и Москва.  

Пять представителей местного населения – бригадир, охранник и женщины-работницы. Центральный персонаж – Анна (Вероника Крымских), одинокая молодая женщина, которая занимается изучением водорослей. Все, чем угощают гостеприимные хозяева, из водорослей.

На вопрос «чем же вы тут питаетесь, помимо водорослей» герой получает ответ на протяжении дальнейшего развития сюжета. Степанова (играет Анастасия Лукина) предлагает приготовить мясо тюленя и смеется в лицо журналисту, когда тот отказывается и говорит, то не может есть тюленей, животных, у которых детские глаза. Тут проявляется черты жанра, впервые зрителю становится страшно за героя.

Блестящее оформление спектакля отлично передает замысел автора. Создатели сценографии спектакля: художник–постановщик – Никита Запаскин, хореограф – Аглая Соловьева, художник по свету – Евгений Козин.

С развитием сюжета атмосфера накаляется. Название хоррор происходит от англ. horror – ужас. Еще в 1826 год: Анна Радклиф разделила понятия «террор» (предчувствие страха) и «хоррор» (ужас от произошедшего). Почему мы так боимся неопределенности, в отличие от конкретной угрозы, которая требует немедленной реакции и действия. Хоррор вводит в состояние сильного напряжения, когда постепенно поднимается градус страха вкупе с постоянным ожидание чего-то жуткого. Жанр связан со сверхъестественной и постапокалиптической тематикой. В театральных постановка непросто создать такую атмосферу нагнетания страха у зрителя.

По сюжету следующим триггерным событием становится шторм, приводящий к гибели команды на баркасе, который должен забрать журналиста с острова. Возникает классическая ситуация «чисто английского убийства» –  ограниченная территория, участники событий собраны вместе. Здесь – остров, зверозаготовки, миф, фантасмагория, люди едят тюленье мясо с детскими глазами, едят водоросли, салат из водорослей, варенье из водорослей, баркас, который больше не приплывет за журналистом. Круг замкнулся, только стихия океана и ограниченное число людей. Нагнетание тревоги и страха провоцируется вокальным сопровождением. 

Мы всегда воспринимаем удаленность места и оцениваем социальную дистанцию с позиций современной повсеместной урбанизации – большой город, машины, огни, метро, дома и т. д. Как этот «остров» воспринимает Россию, Москву? Есть в этой пьесе некая провокация – «Что мне Гертруда, что я Гертруде». Кто эти люди – охотники или жертвы жизненных обстоятельств, загнанные в угол, на самый отдаленный остров. Остров — это весь мир для людей, живущих на нем, семья, мистический образ стаи, единый организм готовый на все, чтобы выжить. И мистика проявляется, когда зритель слышит диалог Анны и Степановой: на известие о гибели команды ботика Степанова ужасается и ликует «Море приняло жертву». Теперь все будет так, как Анна предсказала. 

 Игорь, герой, пытается найти выход, «нужно просмолить лодку, добраться на веслах, самолет улетит». Анна считает, что шторм плыть на веслах – это самоубийство. И снова все действующие лица собираются за одним столом и выпивают местную самогонку. Происходит некий ритуальный акт на фоне мертвого дерева, когда герой пьет настойку на водорослях и сам становится частью островной семьи. Он падает, его уносят и раздевают – жертвоприношение случилось. Баркас больше не приплывет журналист останется. 

Вот и вся история. О чем же спектакль?

1. Типичная история: приехал, увидел, влюбился, остался.

2. Типичная история: приехал, опоили, женили.

3. Типичная история: «хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли»

4. Типичная история: попадая на остров, сам становишься островитянином.

5. Типичная история: о выборе, о возможности выбора, о противостоянии стихийного предрешенного и человеческой воли.

 О судьбе

В заключительной сцене мы видим Анну с младенцем на берегу спокойного океана. Зачем смолить лодку уже никто не помнит, наверное, чтобы покататься вокруг острова. Прекрасная семейная идиллия. Игорь – островитянин идет домой. Анна кричит ему, что бы он захватил мясца, «тюленятины что-то захотелось». Финал.

Герой не помнит, зачем смолит лодку, уже не помнит зачем стремился уплыть. Лодка становится символом побега, возможного побега, и невозможности вырваться из хоррора жизни. Все только морок. Что происходит с человеком, если он не может уйти с острова, если у него нет выбора. Что ему остается? Есть тюленей и думать, что другого мира не существует?

Режиссеру удалось создать небанальное произведение, сделать спектакль настоящим хоррером. Зритель почти полтора часа с напряжением ждет развязки. Пожелаем же команде спектакля Омского «Пятого театра» получить высокие оценки жюри на Биеннале конкурса «Уроки режиссуры», и творческой удачи Фамилу Джавадову.

Артамонова Марина

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Подпишитесь на официальный канал в Telegram 

Партнер — адвокат Р. М. Чалов

Еще на эту тему:

Голос из зала: постановка «Крысолов» и текущий момент истории

Голос из зала: уроки режиссуры и постановка «На дне. Dос» из Самары

Голос из зала: постановка «Эллада» вселяет надежду на счастье 

VIII Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: праздник для души

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями 

Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2025 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).