Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Предприниматели России и мира»
Рынок российской моды: перезагрузка подиумов и региональные бренды
Рубрика: Проект «Предприниматели России и мира»
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 20/04/2023 07:17
Рынок российской моды: перезагрузка подиумов и региональные бренды
Весна познакомила с важным для мира российской моды мероприятием – Volga Fashion Week (VFW). В индустрии подиумов, дизайнеров и моделей начался отсчет нового времени.
18.03.2023г. в московском пространстве для мероприятий «Яровит Холл Якиманка» состоялось дефиле в формате красочного шоу с использованием 3D-технологий – показ модных коллекций дизайнеров из более 30 российских городов. На следующий день в столичном развлекательно-досуговом центре «Хлебозавод» проводилась деловая программа проекта, на которой выступили эксперты, предприниматели, представители мира цифровой моды и другие специалисты, обсудившие будущее отечественной моды.
Миссией Volga Fashion Week является создание экосистемы для развития новых российских модных брендов. Первое такое мероприятие состоялось семь лет назад. Когда с рынка ушли многие западные торговые марки, то возникла необходимость заполнить российский рынок своими силами. Поэтому VFW будет проходить дважды в год и поддерживать предпринимателей маркетами. Партнёром проекта стала сеть универмагов «SLAVA», в которых будут представлены лучшие коллекции российских дизайнеров. Первый в Москве Volga Fashion Market планируется провести в сентябре.
В коллекциях российских региональных дизайнеров наряду с нарядными и креативными моделями, в создание которых авторы вложили свою творческую энергию, также нашлось место для повседневной одежды, рассчитанной на фигуры женщин не из разряда моделей, и фасоны, подходящие разным возрастным категориям. На подиуме была представлена и мужская мода. Показ получился представительным и незабываемым.
Деловая программа включала лекции и дискуссии, мастер-классы. Эксперты, предприниматели, специалисты в области развития трудового рынка и организации дизайна и бизнес-процессов говорили о том, куда движется рынок моды, как дизайнерам учитывать законы этого рынка и строить бизнес-стратегию, чтобы созданные ими коллекции были востребованы, каковы перспективы трудоустройства на этом рынке, перечислялись наиболее востребованные трудовые вакансии. Вся экосистема российского фэшн-бизнеса взяла сегодня курс на национальные ценности. Эту идею продвигают: экспертное сообщество, организация конкурсов региональных брендов, создание новых торговых сетей, приходящих на место западных брендов и продвигающих имена российских локальных дизайнеров. Немалую роль в развитии отечественного рынка моды играют цифровые инструменты и сервисы.
Известные фэшн-эксперты Наталья Козлова, телеведущая, автор программы «Магия моды», автор книги «Магия русского стиля», и теоретик моды Андрей Сафинин подчеркнули, что наша современная мода должна опираться на богатые традиции русского стиля как на базу своего развития. По словам Андрея Сафинина, российская мода стоит перед фактом полного разрыва с западной фэшн-индустрией и будет творить, опираясь на традиции национального народного русского костюма как на неисчерпаемый ресурс вдохновения для отечественных дизайнеров.
Эксперт РАФИ (Российской ассоциации фэшн-индустрии) Татьяна Селезнева, автор ТГ-канала и подкаста Fashionпрокачка Ольга Штенберг, дизайнер и наставник предпринимателей в нише fashion Анна Киви, президент Русской ассоциации участников фешен-индустрии (РАФИ), коммерческий директор Медиахолдинга PROfashion Татьяна Белькевич, эксперт по созданию брендов одежды Мария Стальненко поделились профессиональными знаниями о «секретах» индустрии – как создать коллекцию с прицелом на коммерческий успех, как создать бренд, как организовать фэшн-бизнес и быть конкурентоспособным, как продавать коллекцию.
В деловой программе принял участие Александр Перемятов, руководитель сети универмагов российских дизайнеров «SLAVA» – партнера VFW. По его словам, сегмент региональных брендов в России ожидает большое будущее и, если пока вакансии в универмагах не заполнены на 30 %, то через полгода всё может измениться. Он считает, что сейчас в мире российской моды идёт возвращение к своей культуре, которая очень разнообразна и напоминает мультикультурное «одеяло». Например, это и культура Бурятии, Чукотки, Кавказа, Хакасии. Для регионов появилась возможность продвинуться в общем фэшн-пространстве страны.
Миссией торговой сети «SLAVA» в этих условиях является работа с российскими брендами в новой ситуации, содействие их экономическому продвижению в условиях, когда рынок покинули известные западные бренды. У сети сейчас семь универмагов, они отличаются друг от друга размером торговых площадок и особенностями торговой политики. Здесь приветствуют локальную уникальность, проводят конкурсы среди местных дизайнеров, а победителей приглашают к участию в проектах. На каждом проекте происходит выбор конкретного состава дизайнеров по различным ценовым сегментам. В магазинах сети работают со средним, средним «плюс» и средним «минус» ценовым сегментами и стремятся получить уникальную матрицу брендов, которые будут развиваться, используя ресурсы новых универмагов.
Работая с интересными коллекциями, создатели сети также работают над тем, чтобы сформировать у дизайнеров навыки выхода на бизнес-стадию. Важны не только глубина матрицы, ценовой сегмент и масштаб бренда, но и скорость повтора заказанной модели. Именно поэтому сети приходится выполнять просветительскую функцию, обучая дизайнеров организации бизнес-процессов. Сеть работает по комиссионной системе, без наценки, получая комиссию от продажи 30 %. В перспективе линейка товаров будет строиться по принципу классического универмага, включая различные секции: косметику, украшения, товары для дома.
Александр Перемятов подчеркнул, что бюджетные средства должны быть использованы не только для того, чтобы способствовать развитию и продажам местных брендов в тех регионах, где они создаются. Необходимо также создавать широкие возможности для их представленности в других регионах, включая и локальных начинающих дизайнеров и уже состоявшиеся бренды. Именно этим в первую очередь и занимается сеть, которую он возглавляет.
Тему вакансий и рынка труда в фэшн-сфере продолжила директор HR-Fashion агентства «Modnoe buro» Елена Залесская, которая рассказала о состоянии трудовых ресурсов и перспективах трудоустройства на российском рынке моды. Специалистам по карьере сейчас приходится отвечать на интересующие многих вопросы: как двигаться в индустрии моды и строить карьерную стратегию; создавать ли свой бизнес или работать по найму; как подготовить резюме, найти работу, начать трудовую карьеру или наоборот продолжить её после 45 лет; как продвигать профессиональный бренд. Словом, в актуальной повестке дня – как организуется, меняется сегодня рынок труда в индустрии моды и за какими форматами работы будущее.
Представителям кадровых служб приходится учитывать много новых факторов. Это и особенности поколений Х, У, Z, к которым работодатели пока не готовы, приоритетность не только оплаты труда, но и стабильности и безопасности, рост эмоционального выгорания сотрудников. Между тем, хотя компании снова готовы нанимать людей 40-45 лет и сроки найма новых сотрудников увеличились, но растут и сроки поиска новой работы. Так, для специалистов поиск новой работы происходит до семи месяцев, для руководителей – до одного года и больше. Сегодня формируется новая экономическая модель— гиг-экономика, в которой все больше людей предпочитают частичную занятость. Компаниям выгодно нанимать независимых исполнителей и подписывать контракты с фрилансерами, которые заинтересованы быстрее выполнить работу и получить оплату по факту. При этом компании не тратят лишних денег на поиск сотрудников и содержание штата.
Сейчас многие работники предпочитают делать последовательно или одновременно 3-4 карьеры. В этих условиях прежняя привычная схема «образование – работа – пенсия – отдых» меняется на постоянное обучение и изменения.
По-прежнему велик спрос на менеджеров по закупкам, байеров-закупщиков-товароведов, бренд-менеджеров, технологов по размещению и т.д. – он увеличился на 20-30%, так же, как и уровень их зарплат. Байеры, от которых во многом зависит политика продаж магазинов, до сих пор остаются одной из самых востребованных профессий в моде.
Появляются и совершенно новые вакансии. Компании стали предлагать дополнительные профессиональные сервисные услуги по различным категориям, следовательно, появляются и новые сотрудники: специалист по теннису, специалист по серфингу и т.д. В мобильном приложении можно сделать заказ на ремонт или заточку коньков, велосипедов и т.д. и записаться к нужному профессионалу.
Большие надежды возлагаются в мире моды на продвижение на маркетплейсах, которые выигрывают от экономии за счет аналитики. Высок и спрос на соответствующих аналитиков, менеджеров по работе с маркетплейсами, специалистов по категориям. Причём цель крупных российских компаний – развивать не только присутствие на маркетплейсах, но и свой бренд на маркетплейсе. У брендов всё чаще появляются виртуальные модели-амбассадоры бренда (например, компания «Orby»). Повышается важность новых цифровых инструментов и специалистов в маркетинге – в списках вакансий появились такие профессии как SMM, бренд-менеджер, таргетологи, авитологи, маркетологи-аналитики, трейд-маркетологи т д., специалисты по продвижению в Телеграмм, VK, ОК. Востребованы специалисты по трендвотчингу – прогнозированию трендов моды. Об этом рассказала тренд-аналитик и эксперт «Тренд-бюро» Юлия Пестерева.
Будущее принадлежит цифровым вселенным, где цифровые товары, цифровая мода продвигается с помощью геймификации. Здесь, по сути, нет материальных активов, но существует имиджевая составляющая. Цифровая мода основана не только на функциональности и комфорте, она прежде всего доставляет удовольствие: цифровые бренды выпускают цифровые модели одежды, которые покупают анимационные персонажи на маркетплейсах цифровой одежды и носят их, наслаждаясь, вместо своих владельцев – живых людей. Таким образом, формируется цифровая экосфера моды. И, конечно, она предназначена прежде всего для молодого поколения. Тем более, что в ведущих ВУЗах уже появились новые факультеты цифровых дизайнеров.
Мода всё больше цифровизуется, а молодые российские дизайнеры всё больше занимаются цифровыми проектами. Для прогностики модных трендов, создания и демонстрации моделей используются нейронные сети, цифровые платформы.
Взрывной рост вакансий наблюдается в Digital и e-Commerce: PR-менеджеры (работа с фэшн-блогерами, соцсети, спецфорумы, участие в организации съемок, показов), менеджеры по работе с блогерами, блогеры/стримеры, SMM, редакторы, менеджеры по рекламе и продаже проектов в соцсетях, аналитики, интернет-маркетологи. Среди новых профессий: дизайнер виртуальной одежды и виртуальных шоу-румов, материалы нового поколения, аналитика (прогноз потребления, трендов), интегратор технологий, консьерж-сервис по перепродаже вещей на «Авито». Появились такие новые профессии как e-shop-менеджер (менеджер интернет-магазина), online merchandizing manager.
Рост вакансий происходит в творческих профессиях, например, в дизайне (иллюстраторы, работа с тканями). Спрос на них высок в российских брендах – арт-отделах, рекламных агентствах (создание рекламы от баннеров, до продакшена). Востребованы стилисты, индивидуальные стилисты и стилисты для небольших бутиковых предприятий и шоурумов, фотографы, продюсеры съемок, ведущие видеообзоров, редакторы, блогеры, инфлюенсеры.
Работники, оказавшиеся без работы из-за ухода крупных западных компаний, тоже найдут себе место в онлайне. Такие известные платформы как Wildberries, СберМегамаркет, ЯндексМаркет (Мода, Одежда), ЛаМода (ШоуРум) приглашают контент-менеджеров, модераторов, сотрудников call-центров и точек выдачи, которые будут превращаться в шоу-румы. Многие российские ритейлеры и небольшие бренды уже готовятся открывать свои магазины. Расширение зон одежды происходит в таких магазинах как СпортМастер, Глобус, Стокман, Метро, а это значит, что понадобятся специалисты разных категорий. В этих условиях, роль карьерного конмультрования, подчеркнула Елена Залесская, значительно вырастет.
Заключительная часть мероприятия была посвящена теме: «Цифровые технологии: отраслевые платформы, искусственный интеллект, 3D дизайн, NFT на службе у брендов. Хайп или реальное будущее?».
Антон Алфер, президент группы компаний «Модная сеть», руководитель проекта FASHION LEADERS представил проекты по созданию интегрированных цифровых платформ для проведения конкурсов, премий, генерации и развития отраслевых сообществ «Конкурс.рф» и отраслевой платформы «Fashion.ru».
Настасья Некрасова, 3D дизайнер одежды рассказала о генерации дизайна одежды с помощью нейросетей, которые всё больше становятся новым и эффективным инструментом для дизайнеров, Нейросети, например одна из самых популярных сетей – Midjourney, не могут заменить оригинальное мышление и творческий подход, которые вносят дизайнеры, но с большим успехом помогают им в творческом процессе создания модного продукта.
Цифровая мода, которая всё больше развивается под влиянием, например, таких причин как переизбыток вещей, возможность максимального удовлетворения гедонистических потребностей, развитие таких технологий как AR, VVR, VAI, открывает широкие перспективы.
Юлия Романова, digital дизайнер одежды, рассказала о phygital (цифровой и физический маркетинг) направлении в цифровом дизайне модных брендов. Перед создателями цифровой моды открываются такие возможности как трехмерный виртуальный шоу-рум, участие в онлайн-мероприятиях, цифровых неделях моды, использовании в этой области технологий дополненной реальности и нативной рекламы и др.
Выступление эксперта «TREND-BURO» Юлии Пестеревой было посвящено такому цифровому инструменту как NFT, который являясь сертификатом цифровой подлинности, доказывает происхождение уникального цифрового предмета и фиксирует историю его трнасакций.
Анна Грин (Fashion Factory School) представила свой виртуальный аватар, который выполняет роль визуального инфлюэнсера по продвижению модного бренда.
Марина Борисова
Фото автора и Татьяны Куликовой
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Еще на эту тему:
Баба Яга пришла в мир моды: новый русский комикс-стиль
Ювелирная индустрия взяла курс на экспорт
«Детская» индустрия с «взрослыми» вопросами импортозамещения: нужны новые бренды и развитие отрасли
Российские бренды на предновогоднем рынке подарков: обзор предложений
Мона аль-Мансоури дизайнер из ОАЭ с большим сердцем и креативным взглядом