Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийСпецпроект: «Смарт-культура»


В Общественной Палате РФ обсуждали, как противостоять мафии телефонных мошенников


Рубрика: Спецпроект: «Смарт-культура»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 29/02/2024 11:42

В Общественной Палате РФ обсуждали, как противостоять мафии телефонных мошенников

В Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Противодействие мошенничеству и недобросовестному распространению рекламных сообщений по номеру мобильного телефона».

Организатор дискуссии – комиссия ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, модератор – Владимир Винницкий из состава этой комиссии. Участники – представители органов власти, бизнеса, общественности и СМИ. 

Продолжительное время телефонные мошенники грабят наших сограждан, и общественность неоднократно поднимала вопрос о качестве работы различных органов власти по пресечению этой преступной деятельности. Участники мероприятия высказали ряд предложений по улучшению существующих мер и по принятию новых законодательных инициатив для предотвращения нежелательных звонков на номера мобильных телефонов, поступающих с целью мошенничества или рекламы.

28.02.2024 эксперты обсудили темы, связанные с этим вопросом – как  пресекать утечки и продажи персональных данных; что нужно делать для привлечения к ответственности операторов персональных данных и для повышения ответственности банков и других организаций; что делать, чтобы не собирались лишние данные, которые могут быть объектом для преступлений подобного рода.

Владимир Винницкий, член комиссии ОП РФ, рассказал о росте потока мошеннических звонков и новых схем обмана. Необходимо выяснять, откуда берутся такие звонки и кто ответственен за этот преступный поток. Сегодня можно купить персональные данные или даже украсть эти данные из многих источников – маркетплейсов, служб доставки, банков и так далее. Винницкий проинформировал участников слушания о том, что в 2023 году было зафиксировано 1500 утечек крупных баз данных, а в 2024 – уже 75 утечек. Он подчеркнул: «Существующие меры по регулированию деятельности телефонных мошенников будут иметь эффект, только если будут носить системный характер. А случаи подобного рода мошенничества, в свою очередь, будут уменьшаться, если будут привлекать к ответственности самих нарушителей».

Чтобы среагировать на заявления потерпевших граждан, специальным службам необходимо обработать очень большое количество жалоб. Зачастую, клиенты мобильных операторов, банков и различных приложений теряют свои сбережения из-за мошеннических действий раньше, чем системы и органы контроля успевают заблокировать номера преступников или счета клиентов, которые переводят им деньги.

Андрей Выборнов, заместитель директора Департамента информационной безопасности Банка России, сообщил, что на данный момент Банк России прилагает усилия в основных направлениях – работа с банками для того, чтобы они защищали своих клиентов; совершенствование антифрод систем (борьба с мошенничеством); взаимодействие с правоохранителями, чтобы они могли принимать соответствующие действия; работа с так называемыми дропами (низшее звено в иерархии интернет-мошенников); информационно-просветительская работа, чтобы организации предупреждали своих клиентов. Он подчеркнул, что современные мошенники идут в ногу со временем и постоянно выходят на новый уровень, например, если блокируют телефонные номера, то они переходят в мессенджеры. Он представил информацию о том, что система антифрод предотвратила за 2023 год почти 35 млн мошеннических операций на сумму 5,8 трлн рублей. Банком России проводилось исследование портрета типового пострадавшего от действий телефонных мошенников – в основном это работающие женщины со средним уровнем дохода, средним образованием в возрасте от 25 до 44 лет, проживающие в городе. Эксперт в своем выступлении сделал акцент на необходимости повышения бдительности граждан, банков и других организаций, предоставляющих различные услуги клиентам и использующие их личные данные.

Заместитель директора Департамента обеспечения кибербезопасности Министерства цифрового развития Айсалу Бадягина рассказала, что ведомство занимается программами информационной безопасности. Например, разработало форму, через которую граждане могут информировать о выявленных ими мошенниках, а ведомство после изучения ситуации может принять соответствующие меры. По мнению представителя Минцифры, необходимо повысить ответственность операторов по защите своих клиентов, увеличить уровень знаний граждан в сфере информационной безопасности, обеспечить мониторинг и необходимые действия оперативных органов.

По словам заместителя начальника управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ Сергея Ерохина, подобные нарушения продолжают оказывать влияние на уровень преступности в целом – от общего числа информационные преступления составляют 34%, основная масса которых  –  противоправные деяния против собственности».

Для совершения данного вида преступлений мошенники используют новые виды коммуникационных технологий.  Что мешает правоохранительным органам контролировать ситуацию? Это доступность средств анонимизации, размещение информации на зарубежных серверах, оплата с помощью крипта-кошельков и т.п.

Николай Веселихин, начальник отдела судебной практики Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ», рассказал о деятельности организации и о частных случаях обращения граждан к ним за помощью. Чаще всего обращаются из-за проблемы навязывания микрозаймов в результате кражи персональных данных по телефону. Специалист обратил внимание на то, что помимо финансовой нагрузки в таком случае гражданин получает также и испорченную кредитную историю. Еще одной проблемой он обозначил использование электронных версий подписей, документов, сканов и т.д., которые украсть по телефону и интернету намного проще.

Андрей Логошин, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, подчеркнул, что тема обсуждения является проблемой для многих, а количество нарушений только увеличивается. Но ускорить работу антимонопольной службы и законодательные процессы пока невозможно, поэтому необходимо принимать новые превентивные меры, работать с населением, операторами связи, блокировать незаконные рассылки и звонки.

Заместитель директора Фонда развития общественного мониторинга и защиты прав потребителей финансовых услуг «За права заемщиков» Алла Храпунова высказалась о том, что нужно проводить более жесткую работу с операторами, необходимо ввести требования по количеству и временным параметрам подобных звонков и более серьезные штрафные меры. В случае, если человек оказался в подобной ситуации в связи с деятельностью микрофинансовых организаций, то именно они должны позаботиться об урегулировании проблемы.

Виталий Недыхалов, руководитель по взаимодействию с органами государственной власти компании «Вымпелком», выдвинул предложение по ограничению количества выдаваемых одному человеку SIM-карт и по четкой идентификации номера телефона с конкретной личностью с целью предотвращения возможного использования SIM-карт мошенниками.

Эксперты рассказали про случаи мошенничества, поделились собственными историями. Подобные проблемы требуют безотлагательного решения со стороны органов власти и бдительности граждан. В условиях развития цифровых технологий, которые использует преступный мир, каждому из нас нужно внимательно относится к телефонным разговорам, перепискам и другим коммуникациям. 

Таисия Чернова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф

Еще на эту тему:

Кузница IT-кадров в Ярославле на базе проекта Сбербанка «Школа 21»

Обзор: конференция «Tech week-2023» в Сколково – что было, что есть и что буде

Конференция «Аква-цифра. Тренд на цифровизацию»: информация и технологии создают преимущества

«Чёрные лебеди» отечественной ИТ-отрасли

Молодой руководитель в IT-сфере: наставники, планы, ответственность за коллектив и новые вызовы

«Аква-цифра»: продовольственная безопасность, развитие IT-технологии и аквабиржа

Лица в профессии: IT-сфера и женский взгляд

Дискуссия «Женщины в ИТ. Как построить карьеру в «неженской» профессии?»

ИТ-разработчики должны объединиться для создания прорывных технологий

Кульбит судьбы: из инженера-строителя в программисты

Импортозамещение: как работать ИТ-директорам производств в новых условиях

Как формировать портфель инициатив IT-специалистам на производстве

Механизмы цифровизации в Татарстане: кадры, кейсы и планы

Вызовы цифровизации и метаморфозы профессии ИТ-директора

Культура СМАРТ-потребления: что это такое?

ПМЭФ-2023: какое будущее принесет обществу искусственный интеллект?

Смартфон и колесо Купалы: на IT-ночи в древнем Суздале

Реальность или утопия: смогут ли IT-эксперты диктовать политику вендорам

Уроки последних вирусных IT-эпидемий Wanna Cry и Petya.

Пожилые люди в центре внимания на онлайн-конференции ООН «Цифровое равенство для всех возрастов»

Медицинские технологии: искусственный интеллект для ранней диагностики рака

Размышления о будущем медицины: Неделя здравоохранения в Гонконге 

Импортозамещение: как работать ИТ-директорам производств в новых условиях

Как формировать портфель инициатив IT-специалистам на производстве

Механизмы цифровизации в Татарстане: кадры, кейсы и планы

Вызовы цифровизации и метаморфозы профессии ИТ-директора


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM