Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 01/04/2023 09:03

«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий

В марте с. г. исполнилось 155 лет со дня рождения Алексея Максимовича Пешкова (литературный – псевдоним Максим Горький), замечательного русского и советского писателя, классика отечественной литературы.

 К юбилейной дате приурочена премьера его пьесы «Дачники» в постановке Сергея Векслера, Заслуженного артиста России на Перовской сцене столичного Театра иллюзий.

Свою третью по счёту пьесу Горький закончил и опубликовал в 1904 г., и в том же году «Дачники» были поставлены на сцене Драматического театра В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Написал он её под влиянием, и, смеем добавить, очарованием, чеховской «Чайки», впервые поставленной в 1896 г., и одновременно в споре, ожесточенном и мятежном противостоянии «буревестника революции» всему этому чеховскому миру «человеческих муравьев». Спор и перекличка эстетик и идей двух этих писателей явственно просматривается и в чеховском «Вишневом саде» (1903 г.)

Но, если чеховская «Чайка», несмотря на внешний реализм, пронизана глубокой поэтичностью («комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», как высказался сам писатель в одном из писем), то Горький как автор «Дачников» выступил, прежде всего, как непримиримый обличитель нравов тех, о ком Чехов создал свою «комедию». 

И в той, и в другой пьесе речь шла о судьбе людей, которых принято называть русской интеллигенцией, людьми умственного труда. Для самого автора «Дачников»: это интеллигенция, вышедшая «из демократических слоёв», которая «достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом — родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него». 

Герои пьесы – дети мещан, небогатых родителей. получившие хорошее образование и перспективные востребованные в обществе созидательные и мирные профессии. Инженеры, врачи, адвокаты, учителя, литераторы, артисты – представители творческих профессий. Впрочем, есть среди них и ушедший на покой фабрикант и начинающие чиновники. Все они уже продвинулись на профессиональном поприще, приобрели достаток, обзавелись  семьями и недвижимостью, вот уже и дачниками стали – семьями выезжают на лето на природу – дачи, оборудованные электрическими звонками, веселье, соседские посиделки, интеллектуальная игра в шахматы, опять же коньячок и вино, прекрасные дамы, пикники, домашние спектакли и представления – а  отнюдь не копание картошки, как во времена позднейшие, нам больше известные. Словом, «...здравствуйте, дачники, здравствуйте, дачницы, … объясненья бурные,и слова амурные,и признанья нежные до самого утра... чок-чок-чок, о рюмочку рюмочки стучат, … буль-буль-буль-бутылочка зелёного вина...», как поется в песне, которая звучит в спектакле. Правда, здесь звучит лишь один её куплет в той редакции, которую сделал для прекрасного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.) поэт Михаил Матусовский. Реальная же история этой песни начинается примерно в 1910 г. Автор её неизвестен, но вариантов текста существует немало, включая даже пионерскую «Баклажечку». Кстати, песня вносит в восприятие спектакля и неизбежную ассоциативную связь с булгаковским романом «Белая гвардия», легшим в основу пьесы и позже фильма, посвященным судьбе того же среднего сословия – военной его части (так и просятся на язык строчки уже из другой песни Булата Окуджавы: «господа-юнкера, да и нынче вы все неженаты….»), но уже примерно на 14-15 лет позже, когда во времена Гражданской войны эти люди попытались  встать на пути петлюровских войск и были перебиты. Скорбными тенями встают эти люди в памяти народа, который должен помнить и знать свою историю.

 И пускай для местных жителей, обслуги, они только «вроде как в ненастье пузыри на луже… вскочит и лопнет… вскочит и лопнет…». Пускай их обличает как жалких и нелепых людишек («Маленькие, нудные людишки ходят по земле моей отчизны. Ходят и — уныло ищут места, где бы можно спрятаться от жизни»), не имеющих общественных идей, ещё один не менее нелепый странный персонаж пьесы Влас, брат жены и помощник адвоката Сергея Васильевича Власова (это один из alter ego Горького, другим он сделал врача Марью Львовну). Но сами они продолжают делать свои дела, уверены в праве на комфорт и заслуженный отдых. Как говорит в ответном монологе инженер Суслов: «Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть… вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней… мы все здесь — дети мещан, дети бедных людей… Мы, говорю я, много голодали и волновались в юности… Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте — вот наша психология. … Я взрослый человек, я рядовой русский человек, русский обыватель! Я обыватель — и больше ничего-с! Вот мой план жизни. Мне нравится быть обывателем… Я буду жить, как я хочу!».

Всё бы хорошо и спокойно, всё вполне легитимно в плане личной свободы, но вот только «Аннушка уже пролила масло» и жернова истории в очередной раз начинают мощно, хотя и пока тихо, поскрипывать и разгоняться. И все эти «человеческие муравьи» начинают ощущать, что они похоже оказываются как раз между молотом и наковальней и попадают под эти самые жернова – под колеса неизбежно приближающегося железного «паровоза» истории, который, как водится, наметил себе маршрут через их мирные ряды. И скоро, скоро захрустят скорлупками под колесами этого прожорливого к человеческим жизням «паровоза» маленькие красивые ракушки – уютные домишки и человеческие мирки этих самых муравьев.

Правда, в отличии от относительно небольшого количества чеховских героев («три женских роли, шесть мужских») в пьесе Горького их значительно больше (в списке действующих лиц пьесы их, вместе с второстепенными, вообще насчитывается 26, хотя в спектакле удалось насчитать 17).  Когда главные горьковские герои собираются вместе в IV действии, в котором разрешаются сразу все наметившиеся по ходу пьесы драматические линии и конфликты, при таком многолюдьи на сцене нелегко удержаться зрительскому вниманию. Это усложняет творческие задачи любому режиссеру в заключительной части пьесы. Зато даёт возможность задействовать большую часть труппы, чем воспользовался и режиссёр Сергей Векслер в поставленном им спектакле. 

 Пьеса Горького, в которой, по сути, обличались чеховские герои, вышла в год, когда, увы, не стало самого Антона Павловича. Будущее осталось тогда за Горьким и «паровозом» истории. Правда, в более отдаленные времена сценический успех «Чайки», сначала провалившейся на сцене, а потом превознесённой, превзошёл все мыслимые ожидания. Но и «Дачники», хотя и не могут поспорить с чеховской пьесой в этой отношении, оказались востребованы в отечественном театре и кинематографе. Повстречались эти две пьесы и на Перовской сцене, где ещё совсем недавно шёл глубокий по своей драматургии и содержанию, хотя и не ортодоксальный по сценической форме, спектакль «Рассказы Константина Треплева» по «Чайке» (постановка Гульнары Галавинской). По-видимому, есть какая глубокая закономерность в том, как и когда «Дачники» сменяют «Чаек» на российской сцене. Но «Чайки» ведь обязательно возвращаются, на то они и крылаты как Ника.

Новый спектакль по горьковской пьесе поставлен в русле близкой творчеству Горького традиции русского классического психологического театра, в соответствии с чем выстроена и вся его сценография. В качестве своих творческих ориентиров в этом спектакле Сергей Векслер, по его словам, также наметил и возвращение к правильному, чистому, классически звучащему русскому языку. 

Правда, в самом конце пьесы, как может заметить внимательный зритель, режиссёр позволяет себе маленькую «поэтическую вольность» – писатель Шалимов, на фоне дачно-лесных декораций, начинает писать новую пьесу, по всей видимости под вдохновением от увиденного. Что же, если на стене висит ружьё, должно же оно выстрелить, а если в пьесе есть литератор… Да и вообще – любой спектакль строится на синергии исполнителей- актеров и воспринимающей стороны - публики, кроме сценического действия – это еще и мысли, воспоминания, ассоциации, и, наконец, впоследствии обсуждения, отзывы, словом, то, что расползается по страницам СМИ, передается в разговорах и  рекомендациях, живой маленький универсум. Сцена на Перовской исправно, с каждой премьерой, такие процессы порождает. Тем более, что и вся история возникновения района Новогиреево, где находится театр, связана как раз с благоустроенным дачным посёлком, который построил здесь в начале XX века Александр Иванович Торлецкий, получивший в этой местности в наследство ранее незаселённый земельный участок.  Здесь был проведен водопровод, были электрическое освещение, телефонная станция, почта, телеграф, сберегательная касса, охрана. Даже была проведена дорога от железнодорожной станции до центра посёлка. И до сих пор многое здесь напоминает об этом, например, названия некоторых улиц, парка  –  Терлецкие пруды. Так что место для постановки «Дачников» выбрано очень соответствующее.

Особое спасибо режиссеру за сохранение сценической аутентичности эпохи, в которой происходит действие спектакля, костюмов и антуража: «А ты взял свечу?», «Найду спички разжечь огонь», «Дайте огня, Саша», «Глупая дача. Устроены электрические звонки, а везде щели… пол скрипит…» - все эти фразы в самом начале нежат зрительский слух и задают ностальгическую тональность, включая в том числе и зрительские тактильные рецепторы. 

 А художникам спасибо за прекрасные аутентичные костюмы той поры: белые блузки и нарядные шляпки, длинные, стройнящие фигуру и женственные юбки у женских персонажей, мужские простые, но элегантные костюмы и разнообразные головные уборы – шляпы и даже панамы, точно характеризующие героев (художник: Светлана Румянцева, костюмер Елена Прядко).  Влас, например, носит бесформенную мягкую панаму, фабрикант Двоеточие и литератор Шалимов – свободного покроя романтическую и элегантную летнюю шляпу-канотье соответственно. Как говорится, это как раз тот случай, когда форма и размер шляпы имеет большое значение. 

Все занятые в постановке пьесы Горького актёры сцены на Перовской, как всегда, оказались на высоте. Главное, что сохранилось ощущение сыгранности, стиля театра на Перовской, который, напомним, был создан ещё в 1989 г. режиссёром Кириллом Панченко и прошёл долгий творческий путь.

В постановке заняты народный артист России Виктор Никитин (литератор Шалимов Яков Петрович), заслуженная актриса УССР Светлана Варецкая-Загородняя (служанка Саша), заслуженные артисты РФ Николай Мальцев (Дудаков Кирилл Акимович) и Константин Никифоров (Двоеточие Семен Семенович), а также ведущие артисты театра: Лариса Капустина в роли Варвары Михайловны Басовой, Татьяна Волкова в роли Юлии Филипповны Сусловой, Тамара Карант – Ольга Алексеевна Дудакова, Павел Ремнев – Сергей Васильевич Басов, Юлия Малинина – Калерия, Александр Поваляев – Влас, Александр Серов-Останкинский – Суслов Петр Иванович, Михаил Малинин – Рюмин Павел Сергеевич, Елена Штепенко – Марья Львовна, Любовь Васина – Соня, Владимир Витан – Замыслов Николай Петрович, Антон Зарудний – Зимин, Олег Жуков – Пустобайка.

. Интересные режиссерские подходы в «Дачниках» дали им возможность открыть новые грани собственного таланта и потенциал профессионального мастерства. 

Хочется добавить, что Театр иллюзий продолжает весенний показ премьер. Скоро на сцене на улице С. Лазо состоится премьера спектакля для детей «На волшебной дороге» в постановке режиссера Евгении Белолипской. В основе постановки приключенческая история в контексте компьютерной игры, которая познакомит юных зрителей с правилами дорожного движения, знание и соблюдение которых необходимо для безопасного поведения на дороге.

Марина Борисова

Фото Натальи Куриновой

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подписывайтесь на официальный канал в Telegram 

Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф 

Еще на эту тему:

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе

Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»

Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене

Клоун клоунов, который лечит душу

Трио художников и тема уходящей эпохи «На индустриальных скоростях»

Победитель «Киноленты» Глеб Волошин: в катастрофических жизненных ситуациях – собрать силы и бороться.

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами





Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM