Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Привет из прошлого: в диапазоне от Маркса до Бродского


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 08/03/2024 14:05

Привет из прошлого: в диапазоне от Маркса до Бродского

В культурном центре имени академика Д. С. Лихачёва в Москве состоялся спектакль-перфоманс «Довлатов-джаз» по мотивам рассказов из сборника «Чемодан» (1986) известного советского писателя Сергея Довлатова. 

В предисловии к сборнику, описывая, как он обнаружил в шкафу чемодан со старыми вещами из прежней, ещё советской жизни, автор написал: «Я оглядел пустой чемодан. На дне – Карл Маркс. На крышке – Бродский. А между ними – пропащая, бесценнная, единственная жизнь. Я закрыл чемодан. Внутри гулко перекатывались шарики нафталина. Вещи пестрой грудой лежали на кухонном столе. Это было все, что я нажил за тридцать шесть лет. За всю мою жизнь на родине. Я подумал - неужели это всё? И ответил - да, это всё».

     Вот так – в диапазоне между Марксом и Бродским – взглянули на творчество Довлатова создатели и исполнители спектакля-перфоманса – Алексей Круглов, автор сценария саксофонист, режиссёр, актёр, поэт, и Карина Кожевникова, российская джазовая певица и пианистка. Именно поэтому спектакль построен не только на сюжетах нескольких рассказов из ленинградской и эмигрантской поры жизни писателя, но в него включены и цитаты из трудов основоположников коммунистической теории, а в заключение звучат строки из стихотворения Иосифа Бродского. 

      В исполнении двух артистов в спектакле прозвучали также известные джазовые композиции – ведь, по словам Алексея Круглова, именно саксофон в музыкальной транскрипции соответствует характеру сдержанно-ироничной прозы Довлатова. Если посмотреть на тексты писателя с фонетической точки зрения, то можно увидеть, что он писал, соединяя несколько слов в блок, состоящий, например, из шипящих или из глухих согласных. Довлатов фонетически с текстом работал очень серьёзно и в этом тоже есть музыка, есть импровизация, а, значит, есть джаз. 

    Идея спектакля-перфоманса родилась в прошлом году в июне, когда артисты готовились к довлатовскому фестивалю в Республике Коми. Презентация прошла в Национальном музее в Коми. С тех пор этот мини-спектакль был несколько раз показан зрителям, в частности в клубе «Art Circle», артисты ездили с ним и на джазовый фестиваль в Архангельск.

       За 20 лет Алексей Круглов и  музыканты его группы «Круглый Бенд» создали далеко не один перформанс. При этом были задействованы не только саксофон, но и малые составы, и оркестр, и актёры различных амплуа, исполняющие целые сценические полотна. И всех их объединяет идея проникновения слова в звук, звука в пластику, которая, как нить, связывает эти два начала.

     Среди перформансов, поставленных Кругловым, есть посвященные творчеству поэтов разных исторических периодов – Лермонтову, Пушкину, поэтам Серебряного века, футуристам, Хлебникову, Зданевичу, Маяковскому, Высоцкому и др. Этот универсальный синкретический и полиформатный жанр привлекает его как режиссёра и исполнителя тем, что включает в себя разнообразие направлений и стилистик, может исполняться в необычных местах и всегда увлекает зрителей доступностью и эмоциональностью. Однажды, например, такой перформанс проходил рядом с озером в Нахабино с участием поэта и художника Михаила Погарского или в производственном цехе компании «Энергосервис» в Архангельске, где разыгрывались сценки из жизни приборов, т.е. описания инструментов из каталога. Такой мини-спектакль может пройти везде, где есть возможность развернуться творческой фантазии его создателей. В «Электротеатре Станиславский» был поставлен перформанс «Два портрета» на основе незаконченной пьесы Лермонтова «Штосс» и романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, где герой импровизировал на контрабасе.   

      Ставит Круглов перфомансы и на основе собственной комбинаторной поэзии, в частности, палиндромов. В «Электротеатре Станиславский» режиссёрской группой «МИР-5» была осуществлена постановка «Орфические игры. Панк-Макраме» – 12 спектаклей, где целый акт был создан на основе палиндромов Алексея, которые описывали сцены из пьесы Жака Ануйа «Эвридика». И везде в его постановках незримо, но ощутимо присутствует музыка. 

      В ближайших планах музыкантов – сыграть «Довлатов-джаз» в Перми в частной филармонии «Триумф» и кемеровском поэтическом театре «ЛитерА».     

    Перфоманс действительно свободный и открытый жанр, ведь он даёт создателям с легкостью соединить далеко отстоящие друг от друга моменты жизни героя, а весьма условная сцена может включать самый обычный немногочисленный сценический инвентарь – стул, стремянку, как это было на показе в маленьком уютном зале культурного центра им. Лихачёва. Как в окно случайно залетает птица, так в любой момент в сценическое пространство перформанса может ворваться своё «НЛО» из мира несценического пространства. В его роли может выступить, например, внезапно и неторопливо шествующая из зала на сцену элегантная пожилая дама, разыскивающая выход из здания.

     Но зато он способен с быстротой и лёгкостью соединить сегодняшний день и прошлое, а мы, зрители, словно получаем привет – привет из нашего общего и пока ещё не столь уж отдалившегося прошлого. Ощущая эмоции и переживания за героев, прислушиваемся мы к дыханию той «пропащей, бесценной, единственной жизни», а сквозь неё слышим и голос эпохи, в чём-то великой, а в чём-то и банальной. Что же, прошлое – дело хорошее. Главное только не забывать, что не всё бывает хорошо в прошлом. И те, кто прошли свой путь от Маркса до Бродского, сделали это и для нас – ведь этим же путём всё дальше идём сейчас и мы. Приобщение к творчеству прекрасного писателя стоит того, чтобы затратить душевный труд и провести полтора часа в соприкосновении со всеми теми трудностями и превратностями жизни, с которыми и он соприкоснулся на своём жизненном пути. 

И пусть опять и опять зазвучит саксофон и всё новые зрители посмотрят «Довлатов-джаз»!

P.S. Спектакль состоялся 02.03. 2024г.

Марина Борисова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф

Еще на эту тему:

Спектакль с романическим флюидом – «Любовь как невозможность»

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе

Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»

Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене

Клоун клоунов, который лечит душу

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM