Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


«Тартюф» как индикатор социального благополучия общества


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 15/09/2023 10:17

«Тартюф» как индикатор социального благополучия общества

Некоторые театры трепетно сохраняют традиции и обладают удивительной силой культурного притяжения. К ним относится столичный Государственный академический Малый театр России.

Поход в такой храм искусства нужно прописывать как «таблетку» для улучшения настроения. Постановки западают в память и формируют импульс к размышлениям на разные темы, а образы и фразы «уходят» с каждым зрителем и еще долго будоражат воображение.

14.03.2023г. на сцене театра на Большой Ордынке давали комедию «Тартюф» (премьера в Малом театре состоялась в 2018 году). Содержание актуально и до ныне, хоть пьесу французский классик Жан-Батис Мольер написал 360 лет назад. Драматург искусно обрисовал ситуацию обмана на доверии и представил на суд  зрителей коллизию, в которой смех временами наполняется сарказмом. Все потому, что мошенники из прошлого мало отличаются от собратьев по «цеху» из настоящего времени. Меняются времена-«декорации» и бегут столетия, а жажда наживы за счет другого человека, эксплуатация добрых качеств превратилась (особенно в России последние 30 лет) в «горячую» повестку дня.

Суть сюжета: к парижскому богачу Оргону по рекомендации собственной матери влезает в доверие проходимец Тартюф, создающий себе маску благочестивца. И дальше развиваются события по нарастающей. Прилипала манипулирует Оргоном, интригует и плетет сети, в которые втягивает богатое семейство. Он так запудривает мозги богатею, что тот готов отдать ему дочь, свое имущество и даже на хранение компромат на себя. Когда же наступает прозрение, то Тартюф сдает его властям как сочувствующего мятежникам – предъявляет компромат на Оргона и победа его уже совсем близка, но король (подразумевается, что это Людовик IV, вошедший в историю как Людовик Великий или король-солнце) неожиданно прощает предательство Оргона и стража уводит Тартюфа. Можно сказать, что зрителям демонстрируется избирательное великодушие короля, который как чудо с небес спасает оступившегося подданного. Но сегодня многие зрители увидели  в этом  еще один ракурс – ворон  (король) ворону (дворянину) глаз не выклюет! 

Внимание зрителя захватывает ритм спектакля с первой минуты. Костюмы, музыка, постановка сцен, декорации – замечательные творческие находки. Как великолепен Тартюф в искусстве изворотливости в «прочтении» Глеба Подгородинского (Народный артист России, лауреат Государственной премии России). В его исполнении персонаж выглядит, скорее, мстителем, который пробрался к «корыту» дольче виты за счет серости мышления Оргона (роль исполняет Народный артист России Виктор Низовой). Прохвост в маске ревнителя нравственности вертит жертвой как хочет. Вельможа не задумывается о последствиях своих решений для близких ему людей и меняет их привязанность на велеречивость Тартюфа. Антигерой притягивает внимание зрителя не только коварным планом. Иногда в интонации персонажа проскальзывает нечто, что указывает на несправедливость мира, где царит произвол со стороны власть имущих. Может, он жертва обстоятельств, когда одним – все, а другим – жалкое влачение жизни без социального лифта? Тартюф берет на вооружение методы богатого сословия, которыми они пользуется для достижения своих цели. И уже комедия становится пьесой, обличающей нравы привилегированных хозяев мира. И Тартюф уже выглядит не таким уж коварным человеком, а скорее – активной личностью, ведь он не мирится с обстоятельствами, а изобретательно разворачивает их вектор в свою пользу любыми способами, возможно, слегка перебарщивая в усердии. Сцена за сценой и раскрывается цена доверчивости и драма предательства, фанатизма перед культом личности и демонстрируется результат отсутствия критического мышления.

Кем является сегодня собирательный Тартюф? Пиарщиком или менеджером, а может, депутатом или чиновником-коррупционером, телефонным мошенником, инфоцыганом или блогером? Типаж – живуч и он явно среди нас. Он – порождение несправедливости общества и пороков людей, результат отсутствия возможностей для самореализации и продукт социального дарвинизма, свойственного обществу эксплуатации.

Коллектив театра создает для зрителей атмосферу удивительного яркого зрелища, бережно относится к классическому наследию французского драматурга и сохраняет верность духу пьесы – такой динамичной, легкой для восприятия и одновременно назидательной. 

Виктория Соцкова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф

Еще на эту тему:

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе

Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»

Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене

Клоун клоунов, который лечит душу

Трио художников и тема уходящей эпохи «На индустриальных скоростях»

Победитель «Киноленты» Глеб Волошин: в катастрофических жизненных ситуациях – собрать силы и бороться.

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами

 Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности

Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы

Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания 

Газета"Ярославская неделя":тенденции в разрезе времени.

Тонкости растопки дровяной печи

Перезагрузка провинции: мамонты как точка роста и космическая пыль как научный драйвер

Презентация первичной организации Союза литераторов России в Ярославской области

Кто такие полярники и почему Переславль стал кузницей бронзовых героев


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).