Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Оперный фестиваль «Приглушенные голоса»: женщины-композиторы, новые формы и темы
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 11/02/2024 11:39
Оперный фестиваль «Приглушенные голоса»: женщины-композиторы, новые формы и темы
В Московском Международном Доме музыки состоялось открытие I Международного оперного фестиваля композиторов-женщин, посвященного памяти и 80-летию выдающегося композитора Татьяны Алексеевны Чудовой (1944-2021).
Многие современные люди не очень хорошо знакомы с оперным искусством. Это результат того, что нет нацеленности с ранних лет на просвещение в этой сфере. Поэтому общий культурный уровень в обществе потребления вызывает сожаление – он нацелен на самовыражение и не является частью культурного кода. Возможно, что со временем ситуация будет меняться и люди потянутся в храмы искусства, чтобы услышать произведения классиков и современников.
В театральном зале Московского Дома музыки на открытии фестиваля «Приглушенные голоса» наблюдался аншлаг, наводящий на мысль, что у зрителей все еще сохраняется интерес к опере.
Александр Водопьянов, ведущий мероприятия, сказал: «Так получилось, что на протяжении многих веков в профессии сочинительства музыки доминировали мужчины, но ситуация постепенно меняется, и на музыкальной сцене появляется все больше женщин-композиторов. Эти женщины создают уникальную музыку. Их работа приносит множество заслуженных и престижных наград».
Оперы, которые удалось услышать зрителям – премьерные. Они исполнены в оригинальной инструментовке и сценическом воплощении режиссера Елизаветы Корнеевой и художника-постановщика Варвары Тимофеевой. Отдельное спасибо Карине Погосбековой, музыкальному руководителю фестиваля, которая на протяжении вечера исполняла партии фортепиано. В первом отделении показаны спектакли по произведениям композитора Татьяны Чудовой – моно-мини-опера «Сон Татьяны» и музыкальная драма из либретто Елены Гулыги «Русские женщины».
«Сон Татьяны» – это один из эпизодов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В центре внимания оказывается девушка в пижамном костюме. Декорации призваны подчеркнуть замысел постановщиков и продемонстрировать настоящую спальню как место событий. Александра Ковалевич – изысканно исполнила роль Татьяны Лариной. Переход от спокойной и нежной инструментальной игры к тревожным и пугающим зарисовкам – выразили всю гамму эмоционального напряжения, связанного с появлением медведя и Онегина. Медведь – это своеобразная метафора, символизирующая влечение Татьяны к Евгению. Через музыкальное сопровождение и вокальные приемы раскрывается зрителю подсознательная суть сна.
Алина Небыкова, председатель Совета Союза композиторов Евразии и основатель проекта «Шостаковичи и Стравинские», перед началом оперы «Русские женщины» рассказала о Татьяне Чудовой: «Она феноменальная личность, феноменальный композитор и автор. У нее более 500 сочинений, среди которых 15 опер. Это профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Педагогическое древо Татьяны Алексеевны восходит от великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который тоже является автором большого числа опер. Исполнять оперы Татьяны Чудовой – для нас большая удача. Это стало возможным благодаря I Международному фестивалю современной оперы женщин-композиторов. Будучи ученицей Татьяны Алексеевны, учась в классе по композиции, на кафедре сочинений Московской консерватории: я видела и знала, как создавались эти 15 опер Татьяны Алексеевны».
Характерных персонажей оперы исполняют Ольга Надеждина (Екатерина Трубецкая) и Юлия Петрачук (Мария Волконская). Через стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и поэтов-декабристов музыкальная драма рассказывает о поездке Трубецкой и Волконской вслед за мужьями в сибирскую ссылку. Представительницы высшего общества не отреклись от мужей и остались верными супружеской клятве. Им пришлось пережить очень непростой этап в жизни. Как передать это в музыке на сцене? На зрителя обрушиваются звуки ветра и вьюги, звон кандалов, мощные голоса исполнительниц и все это вовлекает в действо на сцене, вызывает эмоциональное сопереживание. Русские женщины способны на многое (бесконечно любить, страдать, мстить и т.д.) ради любви к близким – такой напрашивается вывод сам собой под воздействием представления.
Второе отделение фестиваля переносит зрителей в Новый Орлеан. Опера «Кабильдо» Эми Мерси Бич (1867-1944) на либретто Нэн Бэгби Стивенс представлена в нашей стране впервые. Произведение рассчитано для шести солистов, хора и фортепианное трио. Состав «Кабильдо» — ансамбль, состоящий из вокалистов высшего класса. Здесь пересекаются несколько тем – историческая, философская и любовная, которые дополняют друг друга. Роли исполнили: Станислав Ли (Пьер), Ольга Селиверстова (Валери), Полина Шароварова (Мери), Илья Хардиков (Том), Давид Саникидзе (Доменик).
Настоящие профессионалы готовы к экспериментам на сцене – сохраняя традиции демонстрировать новые формы и удивлять. Такой новаторский подход в оперном искусстве пока не спешат поддерживать филармонические и концертные организации, которым нужно время для перестройки концепции своего функционирования.
07.02.2024г. состоялся старт фестиваля «Приглушенные голоса». Хочется верить, что такие мероприятия помогут в актуальном ракурсе увидеть многогранность оперы и привлекут современных зрителей на площадки, откроют новые имена исполнителей и авторов.
Иван Студенов
Фото автора
12+
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф
Еще на эту тему:
Спектакль с романическим флюидом – «Любовь как невозможность»
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Культурный код Николая Некрасова
Найдите тот театр, который окажется по душе
Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Клоун клоунов, который лечит душу
Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»
Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами
Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания
Газета"Ярославская неделя":тенденции в разрезе времени.
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
Коллекция Ольги Затеевой «Похищение Европы» в Ярославском музее
Простая история про любовь гимназиста
Портрет неизвестного художника – новое прочтение в XXI веке
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
Английский музыкальный детектив «Открываем новое имя – Леокадия Кашперова»
Проект ЯХМ «Дом в разрезе» - победитель Х конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»