Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Мечта директора Нижегородского театра: роли для актеров и таланты на сцене


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 24/04/2024 06:31

Мечта директора Нижегородского театра: роли для актеров и таланты на сцене

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького – один из старейших театров России, основанный в 1798 году.

Еще в 1813 г. князь И. М. Долгорукий отмечал: «Театр Нижегородский лучше многих таких же в России, и, при недостатке забав всякого рода, очень весело иметь случай съезжаться с людьми в это публичное место». В XXI веке театр остается столь же популярным, его постановки востребованы у зрителя.

Мы попросили директора Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, Заслуженного работника культуры России Бориса Петровичи Кайнова приоткрыть завесу тайны и рассказать, как удается театру уже третье столетье сохранять ведущие позиции в российском театральном мире.

–  Борис Петрович, это не первые гастроли нижегородцев в Санкт-Петербурге. Не разочаровал вас питерский зритель? Что привезли?

– Да, это не первые гастроли нашей труппы. В 2018 году мы менялись сценами с театром «БУФФ».  В этом году сцену предоставил Театр-фестиваль «Балтийский дом». В это же время они представляли свои спектакли на нашей сцене в Нижнем Новгороде.

За четыре дня мы дали шесть пять спектаклей – «Макбет», «Третья правда, или история одного преступления», «Ваш выход», «Брачный договор» и детский спектакль «Незнайка учится». И питерский зритель не разочаровал. После каждого спектакля прием был открытый, сильный. Действительно, люди сопереживали героям. 

Не важно с каким настроением вы пришли на спектакль. Должна возникнуть искорка взаимопонимания между актёром и вами как зрителем. Если это случилось значит мы работали не зря. Театр — это же живое общение, это сопереживание.

–  Часто удается выезжать на гастроли?

–  В советские времена чаще выезжали, и гастроли действительно были большими. Вот я, например, работая уже главным администратором в театре, уезжал с труппой на все лето. Сначала гастроли проходили в одном городе, затем во втором. Но сейчас, слава богу, хотя бы есть вот эти небольшие недельные гастроли, которые проходят при поддержке федеральной программы «Большие гастроли». Это тоже подвижка. Хорошо, что актёры выезжают и знакомятся с новым зрителем, изучают его реакцию. 

Спектакль — это живое искусство, которое происходит здесь и сейчас. Какая реакция зала, такая и отдача актёра.

–  На спектакле «Брачный договор» среди зрителей были, те кто пришел посмотреть игру Заслуженного артиста России Сергея Блохина. И кажется, что они были из Нижнего Новгорода.

–  Не обязательно. В Петербурге, впрочем, как и в Москве, да и в разных городах и странах, очень много выпускников нашего театрального училища. И здесь, в «Балтийском доме», есть актеры, выпускники нашего училища, как и в других театрах тоже. У нас очень сильная «нижегородская» театральная школа. Наша труппа на 75% состоит из выпускников Нижегородского училища. Остальные ребята, кто из Красноярска приехал, из Ярославля есть, но, работая в нашей труппе, они становятся уже выпускниками нашей школы. Нижегородская театральная школа абсолютно другая и отличается от ГИТИС, Щуки (театральный институт им. Бориса Щукина) и других школ.

–   В чем выражается это отличие?

–  Любая школа имеет, как бы свой «ярлык». Отличие нашей школы – самоотдача, правда жизни, которая существует на сцене у актера. Я говорю о театральном актере, не о киношных. Для меня это не актеры, поскольку они не проживают жизнь своих героев – сегодня сняли эпизод крайний в фильме, завтра начало фильма, снимают дубли, затем режиссер режет, вставляет, склеивает кадры. Поэтому киношный актер не может прожить роль от начала и до конца, как это делает актер на театральной сцене.

– Сегодня чуть ли не в каждом вузе есть актерский факультет или актерская мастерская. Кажется, что ув стране сегодня выпускников актерских факультетов больше, чем юристов и экономистов, которых совсем недавно тоже массово выпускали. Получив образование, основная масса артистов остаются за бортом профессии.

– Такая проблема действительно существует. К сожалению, сегодня три училища дают среднее профессиональное образование – в Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге. По теме высшей школы, на мой взгляд, необходимо государству и министерству образования, обратить на эту проблему внимание и запретить выпуск актеров непрофильными вузами. Выпускники, окончившие подобные учебные заведения, чаще всего, не могут работать по специальности, поскольку ужесточаются требования к квалификации актера и театры, прежде всего, пригласят к себе в труппу выпускника специализированного вуза. Хотя и там не всегда достойное образование. 

Общаясь с режиссерами, которые приезжают к нам в театр, картина складывается печальная, они в ужасе, т.к. даже в специализированные высшие учебные заведения сегодня приходит студент, который мало что читает. Вот в чем беда наша. Образование просело у нас совсем. И начинать нужно с общеобразовательной школы. 

В профессиональных учебных заведениях дан норматив – выпустить 18 студентов в год. В этом нормативе главное выпустить, чтобы платить зарплату педагогическому составу. Поэтому и набирают абы кого. Дальше уже никого не интересует, как сложится у выпускника судьба.

Но нам повезло, поскольку, как я сказал выше, у нас в труппе в основном выпускники Евстигнеевского колледжа, где еще трудятся преподаватели старой школы. А что будет в дальнейшем? 

– Недавно услышала такое мнение, что актеру необязательно иметь высшее образование.

– Если у человека есть талант и дан дар ему свыше – да, корочки ничего не дают.

– А много таких талантливых без образования?

– Их становится все меньше и меньше. Таланты уходят в вечность и образуются пустоты, которые пока не заменить! Расхожая фраза «незаменимых нет» к театральной среде неприемлема, повторюсь, существуют пустоты после ухода великих актеров.

Недавно я общался с Григорием Анатольевичем Заславским (театральный критик, ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа, прим. редакции). Мы с ним давно дружим. Я говорю, что нам нужна героиня. А он мне отвечает: «Боря, их уже в природе нет». Нет сегодня в театре амплуа социальных героинь и героев, как это было раньше. Сейчас существует универсальный актер, который должен играть все и всех. Например, Сережа Балахин, наш заслуженный ведущий мастер сцены все четыре вечера в разных образах выходил на публику, и зритель верил ему. Девчонки все в разных ролях были – сегодня утром в сказке прыгали, вечером «Макбет» играют.

– Как оценивается у вас актерский труд?

– В этом квартале средняя заработанная плата по театру составляла 78 тысяч руб., у актеров – 114 тысяч. По нашим меркам даже некоторые федеральные театры столько не выплачивают денег.

– Как это удалось?

– У меня с театром давняя любовь. Я 20 лет прослужил главным администратором, вот уже 22 года работаю директором театра. Все зависит от того, какая собрана труппа и кто ее возглавляет. У нас директорский театр, т.е. все режиссеры приглашенные.

Я не художественный руководитель и не главный режиссер, а директор театра. Мы в 2004 году решили создать театр-лабораторию, без главного режиссера. Наверняка вы знаете не мало примеров, когда у театра есть главный режиссер, а его жена при этом актриса. В этом случае труппа «мёртвая», поскольку, как часто это и бывает, все главные роли будут отданы супруге.

Поэтому коллективно было принято решение попробовать приглашать режиссеров на постановки. Но и здесь у нас возникли проблемы, поскольку сложно найти режиссёров, которые были бы близки нашему театру по духу. Мы стараемся сохранить русский психологический театр, не изгаляясь над его сутью, как некоторые столичные театры – полуголые по сцене ходят и все прочее такое. Из 39 спектаклей, что стоят у нас в афише, 78 % это классика.

– Наверное, ваш театр по репертуару и по традициям схож с нашим «Молодежным театром на Фонтанке».

– Мы знакомы с Семеном Яковлевичем Спиваком, приглашали его несколько раз в Нижний Новгород. Он привозил к нам на фестиваль свои спектакли. У вас тоже есть этот «бриллиантик», который существует на Питерском театральном небосклоне.

– Как подбирается репертуар? Вы этим занимаетесь? 

– В основном я, литературная часть и заместитель директора по общим вопросам. Стараемся найти где-то ту серединку, которая будет интересна всем. Почему классики много? Там есть что играть – характеры, образы, для актеров интересная работа. Когда начинаю знакомиться с новым режиссером, то спрашиваю его «голубой мечту» – что он хотел бы поставить. Если материал, который он предлагает, вполне может устроить нашего зрителя и труппу, то берем его в работу. Если нет, то у нас есть свой чемоданчик, где огромный список названий и предлагаем ему что-то своё в работу. 

Сейчас Николай Дручек (российский театральный режиссер, педагог – прим. редакции) будет у нас ставить спектакль «Вдовий пароход». Материал очень интересный и многим актерам найдутся роли и хорошие образы. Режиссер Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова Наталья Ковалева приступит к постановке пьесы Льва Толстого «Живой труп». Она работает сейчас над инсценировкой. Мы уже с ней встречались, она познакомилась с труппой, загорелась возможностью поработать с нами. 

Многие режиссеры хотят приехать и поработать у нас и с нами. Слава о нашей труппе прошла по всей стране. Когда-то Вера Анатольевна Максимова (российский театровед, театральный критик – прим. редакции) сказала: «Нижегородская труппа может всё». Вот режиссеры хотят проверить или опровергнуть ее высказывание.

– Сколько уходит времени на выпуск спектакля?

– Обычно два месяца, но бывает и больше, как, например, на спектакль «Смута». Мы его выпустили на федеральный грант, режиссер-постановщик – Геннадий Викторович Шапошников. Я заказал пьесу автору. Изначально планировалось, что этот спектакль будет ставить Елена Александровна Невежина (российский театральный режиссер, педагог – прим. редакции), она историк по первому образованию, поэтому ее привлек материал о Минине и Пожарском. В мае она привезла шесть листочков и предложила сделать квест. Я весь отпуск был в шоке от этого квеста, искал драматургию.  Но, слава богу, судьба меня свела с режиссёром Шапошником, который и постановкой занялся и полностью пьесу сам переписал. От исходного варианта осталась одна строчка. Он ночью сидел, писал тексты, утром приходил – выдавал актерам на сцену. Потом приходит ко мне и восхищается: «Я не понимаю, утром актерам текст даю – у них глаза горят, как будто мы уже на премьере».

У нас действительно очень сильная труппа в этом плане, и я горжусь нашими актёрами. В столицах – сразу звёзды, а у нас каждый актер – бриллиантик, обточенный, отшлифованный и блестит каждый по-своему. Мы подбираем тщательно труппу. 

–  По каким критериям вы отбираете актеров?

– Чувствуем, что вот такого у нас нет, и берем.

– А где смотрите? 

–  В нашем училище. Или же вот в Ярославль ездим. Каждый день я просматриваю почту с присланными резюме, поскольку учебный год заканчивается и не хочется пропустить очередной «алмазик». 

Когда у нас освобождается ставка мы объявляем конкурс – приезжают, прослушиваем, смотрим, определяем перспективу. Так вот решаем, пополняем труппу.  Сейчас у нас 50 человек в труппе.

– Актеры не бегут в столицу за славой?

– Вы знаете, сейчас из столицы стали поступать заявки профессиональных актеров. Просятся к нам в театр, но у нас вакансий просто нет, и приходится отказывать. У нас некоторых актеров тоже приглашали в другие театры, например Марк Анатольевич Захаров (режиссер театра и кино, с 1973 по 2019 гг – художественный руководитель и главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола («Ленком») – прим. редакции) приглашал. Но наши ребят удержались от соблазна, остались с нами. 

– Как удается найти деньги на реквизит, на костюмы?

– Слава богу, наше министерство культуры стало помогать, до этого мы только за счет собственных средств существовали. Мне даже на коммуналку денег не давали. Что заработали, то и вкладывали во все дела, в том числе и на костюмы, на приглашенных режиссеров. А сейчас немножко стало побольше финансирование и гранты получаем, поэтому как-то все складывается хорошо.

Да и зрители охотно ходят на наши спектакли. В прошлом году нас посетило 138 тысяч зрителей. На протяжении последних 10 лет очень активно молодежь ходит в театр, а сейчас вот еще и Пушкинская карта появилась. Это хороший федеральный проект, позволяющий молодому поколению бывать чаще в театре.

Я во главу угла поставил, что театр, как говорил Станиславский, должен быть общедоступным.

У нас самый дорогой билет стоит тысячу рублей, поэтому люди приходят, цена доступна. Будучи еще главным администратором, мы придумали такую схему: в субботу-воскресенье даем спектакль по льготной цене для малоимущих людей. Это может быть или детский спектакль, или вечерний взрослый. Приходят многодетные семьи, пенсионеры, для них цена билета 350 руб. 

Надо думать о зрителе, о людях, а не просто о своем кармане. Билетов по цене в 35 тыс. руб. или 60 тыс. руб., как в некоторых столичных театрах, у нас нет.

– Как молодёжь реагирует на классику?

– Очень хорошо, понимают ее. Мы недавно провели анализ посещаемости спектаклей по Пушкинской карте. Так первым номером у нас идёт чеховский «Вишневый сад», затем «Гранатовый браслет» Куприна и замыкает тройку лидеров «На дне» Максима Горького. И на остальные спектакли приходят, но эти у нас в лидерах.

– Некоторые театры практикуют просмотр спектакля школьными классами.

– Нет, мы отказались от этой практики. Директорам учебных заведений я сказал: «Нет, только не классами. Вы зайдите в класс, спросите, кто желает сходить в театр. У вас две руки в классе поднимется, вот вы с ними и приходите, а завтра они приведут и Васю, и Маню и уже без вас придут в театр».  В театр должны ходить те, кому он нравится интересен, а не из-под палки.

–- У вас есть мечта? 

– Чтоб было мирное небо над головой, у актеров был кусок хлеба, зарплата и роли. Нужно просто любить театр и быть с ним вместе на одной волне. 

– Спасибо за интервью.

Светлана Клепикова

Наталья Кирилова

Фото предоставлены Нижегородским государственным академическим театром драмы им. М. Горького, из архива театра

Материал подготовлен ИА «Вольный остров» 

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф

Еще на эту тему:

«Музыка нашего времени»: современный взгляд на творчество известных композиторов

Энергия настроения концерта «Праздник музыки» проекта «Молодые исполнители»

Труд родителей за кулисами успеха ребенка

Первый всероссийский слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои»

Дарья Донцова: юбилей творческой деятельности, планы, герои книг и читатели

Оперный фестиваль «Приглушенные голоса»: женщины-композиторы, новые формы и темы

Спектакль с романическим флюидом – «Любовь как невозможность»

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе

Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»

Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене

Клоун клоунов, который лечит душу

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами

 Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности

Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы

Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания 

Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца

Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

Коллекция Ольги Затеевой «Похищение Европы» в Ярославском музее 

Простая история про любовь гимназиста

Портрет неизвестного художника – новое прочтение в XXI веке

Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего

Английский музыкальный детектив «Открываем новое имя – Леокадия Кашперова»

Проект ЯХМ «Дом в разрезе» - победитель Х конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»



Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).